Географическая часть пособия История Азнакаевского края

  В 2012 году учителя истории Азнакаевского района Республики Татарстан в рамках конкурсной программы и УМК выпустили учебное пособие для учащихся школ "История родного края".Учебное пособие включала в себя и параграф "География родного края". По просьбе учителей географии, я разработала конспект урока, презентацию к уроку. Также разработала материал по географии Азнакаевского района, сократив и отредактировав учебное пособие "География Азнакаевского района", вышедшего в 2008 году тиражом в 100 ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «География нашего края»

Цель и задачи:

  1. Сформировать начальные знания о географии Азнакаевского района; сформировать представления о главных географических достопримечательностях нашего края?

  2. Вызвать интерес к географии и краеведческому наследию родного края, сформировать экологическое мышление и интерес к путешествиям по своему району;

  3. Привить чувства гордости и любви к географическим, историческим, краеведческим ценностям своей Малой Родины.

Основные понятия и термины:

выветривание горных пород - процесс разрушения горных пород внешними силами (ветром, водами, ледником, перепадом температуры и т.д.)

плато - плоская возвышенная равнина с ровной или слабо расчлененной волнистой поверхностью, отграниченная четкими уступами от соседних, более низких равнинных пространств.

заказник - вид особо охраняемой территории, на которой существует менее строгий режим охраны природы, чем в заповеднике, и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, не наносящие вреда охраняемым объектам.

глина - продукт физического выветривания горных пород, приносимого водотоками. Применяется как строительный, поделочный и огнеупорный материал, применяется также в бурении нефтяных скважин.

доломит - минерал состав CaMg (CО3)2, белого или светло-жёлтого цвета. Осадочная горная порода, состоящая в основном из минерала доломита и примесей (кальцит, кварц, глинистое вещество). Образуется осаждением из морской и озёрной воды с повышенной солёностью, а также замещением ранее образовавшихся известняковых осадков.

известняк - широко распространённая осадочная горная порода, состоящая в основном из кальцита. Примеси: доломит, кварц, глинистые минералы. Образуется известняк в результате химического осаждения из морской и озёрной воды, а также при накоплении известковых раковин и скелетов морских организмов. Строительный материал.

мергель - осадочная известково-глинистая порода с содержанием 20-80% карбонатов.

песчаник - осадочная горная порода, представляющая собой сцементированный песок. Цементом служит глинистое или известковое вещество. Применяется как строительный материал.

Оборудование и учебные пособия:

1) физическая настенная карта Республики Татарстан

2) ноутбук, проектор, экран;

2) электронная презентация «Мой родной край»;

3) учебное пособие «История Азнакаевского района»;

4) Р.А. Залялиева, А.А. Халиуллина. Учебное пособие «География Азнакаевского района», Азнакаево, 2008.;

5) Н.И. Борознов, А.Г. Габайдуллин, Х.С. Мустакимов и др. Анализ современного состояния окружающей среды Азнакаевского района Республики Татарстан. Серия «Экология и природопользование» выпуск 4, Казань, 1998.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Начнем урок с минуты настроения. Что вы ожидаете от урока?
(ответы детей)

Учитель: Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
Тем более, что мы отправляемся в путешествие по своему району. Поможет нам в этом слайд - презентация к этой теме, которую мы посмотрим после путешествия.

Вступительное слово учителя.

Весь мир наш держится на любви - к природе, родине, народу. Родную землю, как родную мать, невозможно не любить. Поэтому каждый человек должен хорошо знать особенности природы своей родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. С целью ознакомления с природными достопримечательностями нашего района, мы с вами, ребята, сегодня отправляемся в воображаемое автобусное путешествие по своему-Азнакаевскому району.

Конечно же, пунктом отправления является город Азнакаево - центр Азнакаевского муниципального района, в котором мы с вами проживаем.

- Кто покажет на карте Татарстана этот город?

- Что вы знаете о своем городе? (может быть год образования или сколько человек в нем проживает, принимается любая информация. Ответы учеников.1987год, около 40 тысяч человек)

Замечательно!

-Кто знает, с какими районами мы соседствуем? Покажите эти района на карте республики (ответы учеников: Сармановским, Муслюмовским, Альметьевским, Бугульминским, Ютазинским, работа с картой).

-А интересно, как далеко наш город находится от столицы нашей республики-Казани? Кто помнить, как можно это расстояние рассчитать по карте? (ответы учащихся: нужно измерить расстояние на карте в см-х и умножить на масштаб карты. 300-400км). Уточняем: через Набережные Челны - 370 км, по короткой Чистопольской дороге -328 км.

- а какие еще известные города находятся недалеко от нашего Азнакаево? Покажите их на карте! (Ответы: Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма, Октябрский, Уфа и т.д.)

Итак, поехали! Первый пункт, куда мы с вами отправимся, это г. Чатыртау, который виден из нашего города, можно сказать, своим видом украшает его. Он находится к северо-востоку от Азнакаево в 7 километрах. Мы едим по возвышенной равнине в сторону деревни Уразаево, и все время наблюдаем, приближающийся вид Чатыртау. Вид «горы» (на самом деле это возвышенный участок равнины, похожий на гору) напоминает шатер. Поэтому, многие ученые предполагают, что слово «шатер» преобразовалось со временем в «чатыр». Над уровнем моря Чатыртау возвышается на 334, 5 метров. По происхождению является остаточной равниной. То есть, когда-то в далеком прошлом вся эта местность являла собой высоко приподнятую равнину на такой высоте. Затем процессы разрушения и воды древнего оледенения разрушили окружающие территории, состоящие из мягких пород. В этом участвовали и речные воды. Таким образом, все возвышенные участки района являются остатками древних высокоприподнятых равнин. А вершина, называемое сегодня Чатыртау, она среди них самая высокая и платообразная.

- Вспомните, ребята, какие легенды и былины вы знаете, связанные с историей этой возвышенности - горы? (ответы: по отрядов Пугачева).

Раз уж мы здесь, давайте поговорим и о растениях и животных, которые обитают на склонах данной возвышенности. Как вы видите, отсюда открываются прекрасные виды на природную зону, называемой лесостепью. В лесостепи и размещается наш Азнакаевский район.

-Что такое лесостепь? Правильно, это переходная природная зона между лесом и степью. Лес у нас смешанный. И располагается он отдельными участками. Между ним открытые пространства степи, называемое у нас лугами.

-Как думаете, почему, у нас лес не растет сплошной зоной, как, например, в Сибири? Правильно, недостаточно выпадает осадков. Ну, а открытые места, где распространены черноземные плодородные почвы, человек давно уже распахал и превратил в поля, огороды. Так вот на склонах Чатыртау мы эту картину тоже наблюдаем. Здесь есть и лесные участки из березы, ели и сосны и других деревьев, и луга, с типично - луговыми растениями, такими как астрагал, типчак, ковыль, мятлик, тысячелистник и другие. Обитает много степных животных: сурок, суслик, тушканчик, слепушонок, хомяк, полевая мышь. И когда поголовье сурка, возможно, самого крупного в республике зверька, стало катастрофически падать, территории его обитания, т.е. склоны Чатыртау, в 1972 году были объявлены памятником природы, позже здесь был создан заказник по охране этого вида животного. Конечно, параллельно охраняется и многие виды растений и других организмов. Отсюда чудесный вид на окружающие пространства: на деревни у подножия Чатыртау, на реку Старля, издалека виден город Азнакаево. Еще множество хребтов других возвышенностей манят к себе, приглашая в гости.

- Ребята, а каковы правила поведения в заказниках? И вообще, что такое заказник? Чем он отличается от заповедника? (в заповедники посетителей не пускают, это полностью охраняемая территория, а заказники - частично охраняемая территория, даже разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не наносят урона природе).

А вы знаете, что в XVIII веке на склонах Чатыртау местные жители добывали медную руду. Конечно, сегодня в нашем районе не добывают медь. Но в районе имеются другие богатства недр. Самое главное богатство нашего края - это нефть. Кроме нефти у нас также много различного строительного материала: песчаника, доломита, известняка, мергеля. Также имеются торф и уголь, которые практически не добываются. Одним из важных для человека богатств являются наши источники, подземные воды-родники. В районе их очень много. И мы с вами пьем воду из этих источников.

О нефти же нам нужно знать следующее: она образовалась на дне древних озёр и морей. По мнению большинства учёных в возникновении нефти принимали участие остатки водорослей и планктона, которые накапливались на дне древних водоемов, и со временем изменяясь под влиянием анаэробных бактерий, давления вышележащих слоёв, высоких температур, превратились в залежи нефти и газа. Добывается нефть в нашем районе с глубины1500 - 1900 метров.

Следующий пункт изучения природы нашего района - это долина реки Ик. Река Ик это приток реки Камы. Река Ик начинается в Башкортостане. Эта самая длинная река нашей республики, хотя мы ее делим с Башкортостаном, ведь граница между нашими республиками больше проходит по реке Ик. Азнакаевскому району приходится 65 км этой реки. Река, на первый взгляд не очень и широкая, но коварная, часто образуя водовороты, река имеет довольно быстрое течение: средняя скорость течения - 1 -1,5 метра в секунду. Глубина реки колеблется от 1м до 3,5м., а наибольшая достигает до 9м! Так что, купаясь, нужно быть очень осторожным. Река опасна и коварна.

- Давайте мы ее покажем на карте. И притоков Ика, которые протекают по территории района: Старля, Мелля. Посмотрите на карте, рядом с какими населенными пунктами они начинаются и протекают? Вообще, ребята, кто бывал на Ике? Прекрасно. Много ли воды в Ике?

-Как вы думаете, откуда столько воды в реке? Конечно, притоки приносят. Да, много осадков и рек с гор Урала. То есть на количество воды в реке влияют климат нашего края и соседнего с нами Урала?

-Давайте поговорим теперь о климате нашего края? Вам нравится лето в наших краях? А зима? Почему? (беседа с учащимися, какие температуры и количество осадков может быть в нашей местности: лето теплое, приблизительно плюс 20̊ средняя температура. Зима - морозная или умеренно-морозная, примерно минус 15̊. А сколько может выпасть осадков в течение года? 500-600 мм. Вообще-то, все правильно! Эти цифры и запомним!).

2. Закрепление материала (можно показать презентацию только на данном этапе и по ней вести опрос)

Итак, ребята, наше путешествие приближается к концу. Кому что понравилось и запомнилось?

1. В какой части республики находится наш район, покажите на карте?

2. С какими районами, республикой граничит Азнакаевский район? Покажите их на карте.

3. Расскажите о природной достопримечательности нашего края - памятнике природы Чатыртау. Что нового вы узнали о нем? Покажите Чатыртау на карте республики.

4. Какое полезное ископаемое имеет неоценимое значение в развитии района? Почему?

5. Каково происхождение нефти?

6. Каков климат нашего района? На какие особенности природы и хозяйства он влияет?

7. Назовите реки, протекающие по территории района. Покажите их на карте. Как люди их применяют в своей хозяйственной деятельности?

9. Какие растения растут в лесах и лугах нашего района.

10.Что вам известно о мероприятиях, проводимых в районе по улучшению состояния окружающей среды?

3. Домашнее задание: прочитать параграф «География Азнакаевского района», используя материал этого параграфа, разработайте собственный маршрут экскурсии в близкой к вам деревни или какой-либо части района по следующему плану:

  1. Пункт отправки (это может быть и Азнакаево, и деревня. Составить небольшой рассказ о деревни, об истории и о названии деревни);

  2. Ближайшая река или озеро от данной деревни;

  3. Ближайший лес или луг от деревни:

а) какие виды растений растут,

б) какие животные водятся,

в) есть ли уникальные места? (например, родник, столетнее дерево и т.д.)

4) Хозяйственная деятельность людей близ данной деревни (животноводство, земледелие, добыча полезных ископаемых?).

Что ожидали от урока вначале? Оправдались ли ваши надежды?

Давайте, ребята, сделаем вывод о природе, природных богатствах и природных достопримечательностях нашего района. Каким он должен быть этот вывод? Вывод: мы любим природу своего района и нашего города, потому что места у нас красивые, природа богатая и люди у нас трудолюбивые. Трудовые навыки людей на нашей местности складывались веками. А кто жил задолго до нас в наших краях и как они жили, вы узнаете, изучая другие параграфы данного учебного пособия!

Спасибо за урок!



© 2010-2022