Исследовательская работа по географии

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №66 г. Иркутска


664019. г. Иркутск, ул. Ленская, 2а, т. 34 - 93 - 65, факс 34 - 66- 33

schооl 66 - [email protected]











Экономическая структура и микрогеография городов

(на примере города Иркутска)









Автор Павлов Андрей, 10А класс

Руководитель Бартыш Тамара Ивановна,

учитель географии










Иркутск 2008г.



Содержание:

1. Актуализация темы

2. Город Иркутск. Историческая справка

3. Экономическая структура города

а) сектора экономики города

б) городской мультипликатор: модель Лоури.

4. Рынок городских земель:

а) факторы, определяющие цену на землю

б) модели использования земли в городах

5. Размещение жилой застройки в городах

6. Цена на жилье

7. Заключение

8. Литература











Актуализация темы

Микрогеография любого из городов Земли уникальна и связана с его географическим положением, историей возникновения, функциями в системе расселения, уровнем социально - экономического развития окружающей территории.

Микрогеографию любого города предопределяют общие закономерности обусловленные характером функционирования отраслей городского хозяйства, их требованиями к транспортному обеспечению, различиями в цене на земельные участки, в особенностях использования и экономического освоения человеком городского пространства, а именно, в размещении жилых кварталов, магазинов различного качества, промышленных предприятий. Знания особенностей микрогеографии города позволяют грамотно подходить к выбору места размещения промышленных предприятий, сферы услуг, размещения жилых кварталов; позволяют выбрать выгодное место учёбы, место работы, место жительства..

Цель работы - изучить экономическую структуру и микрогеографию городов на примере города Иркутска.

Задачи:

1. Изучить теоретические положения экономической структуры и микрогеографии городов.

2. Познакомиться с особенностями географического положения города Иркутска.

3. Составить модель экономической структуры части Правобережного округа города Иркутска.

4. Изучить рыночные цены земельных участков в городе Иркутске и в пригороде.

5. Построить график зависимости рыночных цен земельных участков.

В работе как базовый материал использовал учебник Холиной В.Н. «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика».

Методы работы: словесный, практический, метод информационных моделей.

Срок работы: с ноября 2007 года.

Основные выводы.

Город Иркутск. Историческая справка.

Издавна, в "метриках" Иркутска датой основания обозначен 1652 год. В этом году в конце лета казацкий отряд, руководимый боярским сыном Иваном Похабовым основали зимовье на острове в слиянии рек Иркута и Ангары. Через 9 лет , в 1661 году , другой Похабов, Яков решил основать на правом берегу Ангары острог , назвав его Иркутским. В 1686 году Иркутску присваивается статус города.

В первые десятилетия Иркутск развивался как центр земледельческого края Восточной Сибири. На прилежащих к Иркутску землях Разводной, Смоленщины, Максимовщины, Куды, Бельска крестьяне занимались растениеводством и животноводством, обеспечивая население продуктами питания.

Выгодное географическое положение Иркутска на перекрестке водных путей сухопутных дорог, наличие природных ресурсов способствовали быстрому развитию сельского хозяйства , промышленных предприятий, росту численности населения, установлению связей с Монголией, Китаем, Забайкальем. Иркутск становится базой сосредоточения и распределения товаров, предназначенных на север и восток до Аляски.

К концу 18 века Иркутск становится не только торговым, административным, но и культурным центром. Были открыты народные училища, библиотеки, музеи, театр.

В первой половине 19 века Иркутск превращается в центр регулирования и снабжения золотодобывающей промышленности. В городе продолжает развиваться лесопиление, производство кирпича, валяной обуви, строятся мельницы, обозные мастерские.

Проведение Московского тракта в шестидесятые годы 19 века, строительство Транссибирской железной дороги (первый поезд в город пришел 16 авгуса 1898 года) способствовало развитию в городе новых отраслей промышленности, притоку населения.

Иркутск сыграл большую роль в изучении и освоении Восточной Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки.

На территории современного города сосредоточено более 70 предприятий различных отраслей хозяйства: гидро- и тепловая энергетика, машиностроение, самолетостроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, предприятия, обслуживающие железнодорожный и авиационный транспорт, предприятия легкой и пищевой промышленности.

Иркутск является центром науки, культуры, искусства. В нем находится Восточносибирский филиал Сибирского отделения АН России, объединяющий 8 научно-исследовательских институтов, отдел региональной экономики, широкую сеть станций, обсерваторий.

В городе 9 государственных высших и 36 средних специальных учебных заведений, почти 90 школ, 60 библиотек, телецентр, 3 парка, 7 стадионов, театры, больницы. Иркутск является крупным туристическим центром.

Экономическая структура города

Экономика каждого города состоит из трех основных секторов: базовый (тяжёлая промышленность, высшие образовательные учреждения, внешний транспорт), обслуживающий сектор включает вспомогательные производства, обеспечивающие жизнь людей ( химчистки и прачечные, магазины, ремонтные мастерские). К сектору домашнего хозяйства относятся неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети.

Базовый сектор несет, градообразующие функции, предприятия специализируются на производстве и экспорте за пределы городской экономики промышленных товаров и услуг доходы от их экспорта используются для импорта продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана экономическая ситуация, динамика численности населения; именно предприятия базового сектора определяют «лицо» города.

Современный Иркутск занимает площадь 300 кв. км. В нем 4 административных округа: Свердловский, Октябрьский, Ленинский, Правобережный.

Промышленность- ведущая отрасль хозяйства города. Она представлена электроэнергетикой, черной металлургией, машиностроением, лесной, производством стройматериалов, легкой, пищевой, полиграфической, химической . Анализ структуры промышленности по районам на 1992 год показал наличие во всех районах предприятий пищевой промышленности, машиностроения, производство стройматериалов. В Правобережном, Октябрьском районах действуют предприятия легкой промышленности. В Правобережном, Ленинском, Свердловском, Октябрьском районах предприятия электроэнергетики.

По числу промышленных предприятий, 53 (44,1%) лидирует Правобережный округ. Далее идут Ленинский, 24 (20%), Свердловский, 22 (18,4%, Октябрьский , 21 (17,5%).

Исследовательская работа по географии

В Правобережном округе действуют АО Иркутсктяжмаш, фабрика швейных и художественных изделий «Узоры», хлебозавод, завод розлива минеральных вод, кондитерская фабрика № 2, меховая фабрика, головной завод Производственное Объединение «Кедр», кожзавод, экспериментальный механический завод, АО «Станкоиндустрия», завод дорожных машин, городской молочный комбинат, трикотажная фабрика, релейный завод, завод 403 Гражданская Авияация, завод «Эталон» экспериментальный завод «Сибирский сувенир», дом моделей, слюдяная фабрика, Производственное Объединение «Ангара», областная типография, издательство газеты «Восточно-Сибирская правда». Базовый сектор в Рабочем представлен только тремя предприятиями: Промкомбинатом по ул. Напольная, весоремонтным заводом.

Изучив сектора Правобережного округа и, в частности, предместья Рабочее можно сделать вывод о преобладании сектора домашнего хозяйства. Обслуживающий сектор округа, на примере предместья Рабочее, представлен: девятью крупными торговыми учреждениями (Примеры: супермаркеты О`к, Багира, Литера; оптовые торговые рынки и.т.д.). 5 учреждений сферы услуг(парикмахерские, баня, сауны). Более 10 авторемонтных мастерских, 2 мастерских по ремонту обуви. 5 АЗС. 3 средних учебных, 1 средне - профессиональное и 2 дошкольных учреждений.


Схема размещения секторов экономики на примере части Правобережного округа

Исследовательская работа по географии

Исследовательская работа по географии

Базовая занятость по городу определяется как сумма базовой занятости всех предприятий.

Для оценки экономической эффективности и перспектив развития города используется индекс базовой занятости, рассчитываемый как отношение числа занятых в экспортной отрасли к численности всех горожан.

Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации, рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведённой продукции.

Городской мультипликатор: модель Лоури.

Экономическая и территориальная структура города зависит от особенностей развития и специализации базового и обслуживающего секторов. Их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города отражает модель Лоури.

Как правило, развитие базовых производств ведёт к возникновению обслуживающих производств; их расширение соответственно - к росту занятости и увеличению численности людей в секторе домашнего хозяйства.

Можно рассмотреть взаимозависимость базового и обслуживающего секторов на примере, когда базовый сектор и базовая занятость в небольшом городе, например Черемхово, связаны с разработкой расположенного в его окрестностях месторождения каменного угля. Экспорт руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей, оборудование, необходимое для функционирования базового сектора. Добыча руд ведёт к развитию с ней производств технологического цикла - обогатительных фабрик, ремонтных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растёт число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. Рост экономически активного населения города происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Допустим, в окрестностях города открывается новый угольный разрез, где будет занято 100 шахтёров. Это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие сектора экономики? Если каждая семья состоит из четырех человек, то сектор домашнего хозяйства увеличится на 300 человек. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это соответственно приведёт к росту занятости в обслуживающем секторе, Затем начнется новый круг роста секторов домашнего хозяйства и услуг, потому что в семьях работников сферы услуг тоже есть домохозяйки, дети и пенсионеры. В итоге рост базовой занятости на 100 рабочих мест приведет к росту сектора домашнего хозяйства на 800 человек и сектора обслуживания на 100 человек. (рис. 1).

Исследовательская работа по географии

Рис.1

Со временем, когда истощатся запасы угля, начнут закрываться угольные разрезы, занятость в базовых и обслуживающих секторах будет сокращаться. Если органами власти не будут предприняты меры, то город и окружающая его территория превратятся в депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия мер по поддержки городской экономики проводится политика по привлечению новых базовых предприятий. Если же из-за географического положения города (суровых природных условий, его удалённости от экономических центров страны), хозяйственных навыков населения. Если базовые отрасли «отказываются» мигрировать, то горожанам предлагают переезжать в более перспективные районы области.

Рынок городских земель

Факторы, определяющие цену на землю.

Характер использования земли в городах в условиях рыночной экономики (в данном случае при свободной продаже и конкуренции за земельные участки) цена определяется соотношением размером земельного участка, его транспортной доступности и особенностями окружения.

Основным фактором, определяющим цену на землю при всех типах землепользования, является рента положения, которая отражает экономию в транспортных издержках из-за выгодности размещения участка. Приоритетность значения других факторов для каждого из пользователей городской территорией. Например, расчлененность рельефа хороша для ландшафтной архитектуры и неудобна и дорога для промышленного строительства. Для жилья основным критерием считается близость к месту работы, торговым точкам и удалённость от загрязняющих атмосферу производств. Для промышленных предприятий важны близость к смежникам и удобные транспортные связи с ними; для розничной торговли - близость потенциальных покупателей. Всего 50 лет назад главным фактором размещения контор и офисов фирм была близость смежников. С появлением новых средств связи и передачи информации - телекоммуникационных сетей, видеотелефонов, телексов и факсов - значение этого фактора заметно снизилось.

Любой вид использования земельных участков возникает в результате компромисса между удобством расположения (близость к центру и транспортная доступность) и размерами суммы, которую надо заплатить (за аренду или за покупку), чтобы получить это удобство. Постепенно участки переходят к тем пользователям, которые хотят и могут платить за них больше всех.

Земельные участки в городах занимаются под самые целесообразные виды деятельности, и если все отрасли размещены оптимально и все участки заняты самыми прибыльными для данного места видами хозяйственной деятельности, то суммарная рента стремится к максимально возможной. Это происходит при соблюдении очевидных правил рыночной экономики: каждый вид экономической деятельности извлекает прибыль из каждого участка городской территории; в условиях конкурентной борьбы за участки земли каждый участок используется с максимальной отдачей, т.е. его обладатель извлекает из него наибольшую прибыль и платит максимальную ренту; чем большую прибыль можно извлечь, тем большую ренту согласны выплачивать предприниматели.

Таким образом, территориальная структура города, понимается как взаимное размещение функциональных зон, в значительной мере определяется их транспортной доступностью.

В общем виде картина цен на земельные участки отражает их транспортную доступность. В центре города, как правило, расположен центральный деловой район (ЦДР), доступный для всех окраин. За земельные участки в ЦДР разгорается наибольшая конкурентная борьба, цены здесь максимальны и снижаются по мере приближения к окраинам; цены на участки вдоль главных радиальных магистралей, как правило, выше чем на удаленных от них. На пересечении транспортных артерий возникают локальные пики цен, которые выше среднего их уровня на том же расстоянии от центра города (Таблица 1).




Анализ рыночных цен земельных участков в городе Иркутске

По состоянию на 1 апреля 2008 года. (Тыс. рублей)

Участки в центре

Участки на окраине

Участки за городом

2500000

1000000

386666

419354

2511000

248888

113300

1072727

333266

1600000

376237

212500

2000000

1000000

32000

1000000

133333

25000

133333

357142

166666

1000000

283333

20000

500000

430000

32000

Цена сотки на различных участках

375000

1038251

20000

216666

364000

25000

833333

538461

15000

1750000

310000

52500

1333333

511111

131578

1333333

116666

45000

1111111

16666

47500

345833

56666

28000

196666

61764

35000

533333

106153

46666

1750000

86666

164285

133333

225000

175000

1200000

141666

642500

1200000

283333

253333

2511000

1200000

180000

628000

183333

235000

Средняя цена сотки:

988677,12

496140,32

142133,92

Максимальная цена:

2511000

2511000

642500

Минимальная цена:

113300

16666

15000

Таблица 1.

График зависимости рыночных цен земельных участков по состоянию на 1 апреля 2008.

Исследовательская работа по географии

Схема размещения округов города Иркутска

Исследовательская работа по географии

Исследовательская работа по географии

В городах экономически развитых стран до конца 40-х гг., когда главным способом перемещения был общественный транспорт, соединяющий центральный деловой район (далее ЦДР) с окраинами, цены на земельные участки зависели в первую очередь от расстояния до центрального делового района.. С 50-х гг. личные автомобили и скоростные автомагистрали ликвидировали монополию ЦДР на хорошую доступность, К этому периоду относится децентрализация промышленности, оптовой и розничной торговли и их вынос за ЦДР.

В 60-е гг. началось переселение обеспеченных людей из центра крупных городов в тихие, экологически чистые пригороды. Часть функций управления была вынесена в пригородные управления и промышленные парки, где существенно ниже цены на землю и уже создана удобная инфраструктура, В настоящее время по мере роста занятости в сфере управления, обработки и распространения информации, в принятии решений о размещении предприятий большее значение приобретают факторы качества окружающей среды, чем факторы доступности.

Модели использования земли в городах.

«Поверхность» цен на землю определяет размещение социальных зон на территории города. Существующие варианты размещения отображают следующие модели.

Концентрическая модель типична для старых, имеющих длительную историю экономического развития городов с радиально-кольцевой структурой. Она исходит из равномерного снижения цен на земельные участки в пределах городской агломерации.

Секторальная модель основана на том, что различные типы использования земли в городах «привязаны» к определённым радиальным дорогам (которые и образуют секторы), отходящим от центрального делового района. Различия в доступности участков, находящихся между этими радиусами, приводят к изменению поверхности цен на землю от одного сектора к другому и, следовательно, к размещению определённых видов деятельности по секторам,

Многоядерные модели характерны для крупных, динамично развивающихся городов, в которых вокруг нескольких деловых центров возникают жилые районы. Число и расположение этих центров зависит от людности и особенностей экономического развития города.

Как правило, в микрогеографии реального города можно найти признаки всех трех основных моделей размещения функциональных зон.

Размещение жилой застройки в городах

География жилья различного качества и соответственно стоимости в условиях рыночной экономики является результатом размещенческих решений семей с разным уровнем дохода.

Как правило, новые жилые дома строятся на окраине города. Таким образом, жилая застройка располагается как бы «по кольцам», каждое из которых отражает преобладавшие во время его возведения вкусы, архитектурный стиль и типичный состав семьи. «Плотность» жилой застройки является преимущественно функцией цен на участки: чем дешевле земля, тем больше участок и ниже плотность городской застройки, и наоборот.

Семьи с низким доходом концентрируются в кольцах более старой и дешевой застройки; с ростом благосостояния они стремятся приобрести боле комфортное и удобное жильё. Например, в США около 20% семей ежегодно меняют место жительства; так формируется «цепочка жилых вакансий», обычно в пределах одного и того же сектора города, который, расширяясь, сохраняет свой расовый, этнический и социальный состав.

Цена на жилье

Рыночная цена жилого дома, квартиры определяется суммой цены жилья (зависит от архитектурного стиля, площади, удобств) и стоимости участка земли (зависит от его размера, качества окружающей сред, социального статуса соседей, близости объектов, ухудшающих его качество).

Сначала территориальная организация общества складывается в результате размещенческих решений людей, затем она сама начинает формировать географию городского сообщества. Появление этнических кварталов в городах (гетто - районов компактного проживания негритянского населения с городах на севере США с низким качеством жилья; итальянских, европейских, китайских кварталов) связанно с действием именно этого фактора.

Для крупных городов развивающихся стран характерно существование трущобных районов, где селятся прибывающие в город экономические мигранты из сельской местности в поисках лучшей жизни. Жильё сроится на самовольно захваченных землях из ящиков и другого подсобного материала; здесь отсутствуют практически все городские удобства - канализация, электричество, водопровод; жители трущобных районов, как правило, не имеют постоянной работы; здесь особенно высок уровень преступности и заболеваемости. Периодически городские власти сносят трущобные дома, пытаясь решить проблемы социальной безопасности города. Но через некоторое время трущобы возрождаются из пепла, как птица Феникс, зачастую на том, же самом месте.

Выводы. Данная работа позволила изучить экономическую структуру и микрогеографию города, в т.ч. города Иркутска, изучить цены на землю и факторы, влияющие на их колебания. Мне понравилось работать с картами, составлять схемы и графики. Планирую продолжить работу по изучению других рынков недвижимости, по структуре застройки, архитектурному стилю города и факторов, влияющих на них.

Литература:

Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов.-5-е изд. - Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000.

Бурдонова Н, Гольдфарб С. Иркутск. Агенство "Комсомольская правда-Байкал", 1995.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. гуманит. предметов. - М.: Просвещение, 1995.







© 2010-2022