Масштаб и условные знаки

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Условные знаки и масштаб карты

Тип урока: формирования и закрепления знаний, умений и навыков

Цель: сформировать представление об условных знаках и масштабах карт.

Задачи:

1. образовательные:

- сформировать понятия «масштаб», «условные знаки», «легенда

карты»;

- сформировать представления о видах и значении масштаба, условных

знаков;

- сформировать умение определения расстояний с помощью разных

видов масштабов;

- выработать умение пользоваться разными видами масштаба,

условными знаками для характеристики территории;

2. развивающие:

- начать формирование умения работы с контурной картой.

3. воспитательный аспект:

-развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы

Планируемый результат:

Личностные результаты:

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (основные понятия и закономерности)

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, контролировать и корректировать свою деятельность

Познавательные УУД: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию

Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Владение навыками познавательной рефлексии

Коммуникативные УУД: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать

Предметные результаты: Учащиеся должны: знать/понимать определения понятий «условные знаки», «легенда карты», «масштаб», виды условных знаков, виды масштаба; уметь работать с условными знаками; выявлять отличия плана и карты; определять зависимость подробности карты от ее масштаба; работать с масштабом; выполнять простейшие задания на контурной карте; объяснять различия между планом и картой.

Основные термины и понятия:

Легенда карты; условные знаки и их виды: одиночные, линейные, площадные; масштаб и его виды: численный, именованный и линейный.

Основное содержание:

Отличие карты от плана и рисунка. Условные знаки как символы, обозначающие реальные объекты. Легенда карты: виды оформления легенды. Виды условных знаков: одиночные, линейные, площадные и примеры их изображения на различных картах атласа. Масштаб и его виды. Назначение каждого вида масштаба. Отработка умений перевода одного вида масштаба в другие. Виды карт по охвату территории. Формирование умений читать карты и план.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии, применяемые на уроке: проблемное обучение, технология критического мышления

Методы обучения: интерактивные

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, измерение.

Оборудование, средства обучения: карта полушарий, физическая карта мира, учебник, глобус, атласы, интерактивная дочка

Ход урока:

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Проверяет готовность учеников к уроку

Приветствуют учителя

Актуализация знаний, мотивация

Древние картографы старались передать с помощью условных знаков индивидуальные особенности территории. Города изображали в виде стен и башен. Леса - в виде рисунков разных пород деревьев. Вместо названий государств рисовали гербы Что такое карта и план местности?

Какие бывают карты по охвату территории?

Задания по прошлой теме «Ориентирование на местности»

Показывает видео (несколько минут) о важности правильного определения расстояний и объектов на карте)

Отвечают на вопросы учителя

Определяют область знания и незнания

5 человек работают по карточкам (определение азимута), остальным тесты из диска к учебнику серии «Полярная звезда» по теме «Ориентирование на местности»

Смотрят видео и после него отвечают на вопросы учителя

Изучение нового материала

История появления условных знаков (учитель рассказывает текст из раздела «Это интересно»)Попробуйте самостоятельно дать определение понятиям: условные знаки, легенда карты (Вы читаете книги на уроках литературы. Как мы сможем читать карту?) Учитель дает понятие «Условные знаки» (диск)

Рассмотрите карты в атласе, попробуйте сгруппировать условные знаки в несколько групп. Объясните свою точку зрения.

Учитель демонстрирует карты: Одиночные условные знаки, линейные уловные знаки, площадные условные знаки, рисунок: условные знаки (на примерах топографической и физической карте полушарий)

Изучите способы изображения водных объектов на примере карты полушарий

Можем ли мы показать объекты и расстояния на карте в реальном размере, так как они есть на местности?

Масштаб. Виды масштаба. (диск) Выпишите из текста учебника определение масштаба. (параграф 9, стр. 33) Приведите примеры карты с разными видами масштаба.

Для чего нужен масштаб? (учитель демонстрирует карты «Изменение степени подробности в зависимости от масштаба). Демонстрация рисунков: виды географических карт по масштабу, виды записи масштабов, работа с учебником и атласами

Отмечают в тетрадях формы передачи информации.

Формируют понятие «условные знаки», работая в паре, записывают в тетрадь, обсуждают с учителем

Работают в паре. Составляют таблицу: виды условных знаков/наглядные изображения/вид карты

Работают в парах, готовят план ответа с примерами

Работают с текстом, картами атласа.

Ребята отвечают на вопрос учителя и выявляют необходимость уменьшения изображения при перенесении с местности на карту

Физкультминутка

Рисунок: легенды топографической карты

Ребята двигаются и показывают условные знаки топографической карты.

Закрепление

Практическая работа №4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба

Решают задачи, переводят виды масштабов из одного в другой, измеряют расстояние на карте

Рефлексия

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Я приобрел умения и навыки…

Работа в паре помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…

Делают записи в тетради.

Обсуждают с учителем

Задают уточняющие вопросы учителю

Домашнее задание

Параграф 9. (вопросы 5,6 письм)


© 2010-2022