- Преподавателю
- География
- Программа предпрофильного курса «География 9 класс»
Программа предпрофильного курса «География 9 класс»
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федотова Е.В. |
Дата | 11.05.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Верхнеобливская ООШ
Тацинский район
Ростовская область
Программа
интегрированного
предпрофильного курса
«У природы нет плохой погоды».
Учитель географии
Мороз Светлана Анатольевна
-
Пояснительная записка.
Элективный курс «У природы нет плохой погоды» создается с целью ознакомление учащихся с современными методами познания природы, развитие умений применять законы физики для объяснения природных явлений. Содержание курса позволяет познакомить уч-ся с особенностями метеорологии. Метеорология - это увлекательная, познавательная наука, исследующая с помощью приборов - явления погоды, их связь, динамику.
В настоящее время самая эффективная форма реализации межпредметных связей - интеграция, которая помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплины. Основными школьными предметами, обладающими широким диапазоном межпредметных связей являются география и физика. В современной школе существует несколько направлений интеграции. Одной из них - интегрированные курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.
Краткосрочная образовательная программа « У природы нет плохой погоды» предпрофильного курса (17 ч) предназначена для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха в изучении основ метеорологии. Изучая данный курс, учащиеся увидят уникальную способность метеорологии проникать в механизм природных процессов во времени, пространстве, а также сотрудничество с науками: физика, математика, биология. Данный курс разработан как предметно-ориентационный в рамках предпрофильной подготовки и поэтому целью его является: создание условий для выбора девятиклассниками профиля обучения в старших классах, через углубленное изучение метеорологических знаний и умений.
Обучение школьников данному курсу опирается на базовые знания, получены на уроках физики и географии. Данный курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемых областях знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения, которая позволяет за короткий срок достичь поставленные цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
В данном курсе раскрывается содержание физико-географических знаний, возможность ознакомления учащихся с современными методами познания природы.
Включенные в курс практические занятия позволяют приобрести навыки и умения работы в сети Интернет, составление синоптических карт, графиков, диаграмм, анализ синоптических карт. В содержание курса включены интересные сведения, рассказы, занимательные задачи. Важная особенность курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности. Курс позволяет учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор в жизни.
-
Основосоставляющие компоненты программы.
Цель курса: Развитие устойчивого интереса к географии и физике для создания
ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профиля
обучения.
Данный элективный курс решает задачи:
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике и географии с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий.
-
Формирование умений выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, самостоятельно расширять и углублять полученные знания;
-
Повысить информационную и коммуникативную компетентность уч-ся;
-
Обобщение накопленных учащимися знаний по физике и географии;
-
Формирование целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах;
-
Формирование умения применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни за рамками образовательного процесса.
-
Способствовать профориентации учащихся, знакомство с профессиями метеоролога, геофизика, синоптика, аэролога и др.
-
Развитие у учащихся умения наблюдать природные явления и процессы, развитие наблюдательности при ведении календаря погоды, умение делать аргументированные выводы, анализировать, формировать исследовательские практические навыки.
-
Воспитание интереса к окружающему миру, природным явлениям, восприятие красоты окружающего мира и его влияние на состояние человека и состояние его здоровья.
-
Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения, к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Поставленные цели и задачи реализуются через работу учащихся с дополнительными источниками информации: учебной литературой, научно-популярной литературой, географическими картами, ресурсами сети Интернет.
Принципы:
-
Систематичность;
-
Доступность и добровольность;
-
Удовлетворение интересов и потребностей каждого учащегося в разнообразных видах деятельности;
-
Новизна, научность, яркость содержания материала;
-
Актуальность содержания курса, его практической значимости для учащихся, возможность определиться с профилем.
-
Практическая направленность.
Предпрофильный курс носит прогностический характер по отношению к профильному и повышает вероятность осознанного выбора учениками основной школы естественного профиля.
Данный образовательный курс является истинной знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент естествознания, способствует реализации воспитательных и мировоззренческих задач естественных дисциплин в школе. Кроме того, обеспечивает механизм самоопределения ученика и способствует развитию зрелости в плане выбора будущей профессии.
Материально - технической базой курса является оборудование кабинета физики и географии. Значительное место в процессе обучения занимают:
-
Мини-лекция с элементами дискуссии. Урок - диалог.
-
Собеседование. Урок - ролевая игра.
-
Диалог, полилог. Урок - деловая игра.
-
Практические и проектные работы. Урок-презентация.
Виды деятельности учащихся: дискуссии, мини-исследования, исследования, наблюдения, подготовка рефератов, презентации, создание проектов, буклетов, выполнение практических работ.
Критерием оценки для учащихся послужит их вклад в работу по основным содержательным направлениям курса, умение организовывать свой учебный труд, пользоваться различными источниками знаний.
-
Содержание образовательной программы.
-
Введение.
Знакомство с общей структурой курса, содержанием, формами и видами самостоятельных и творческих итоговых работ. Погода - капризная дама.
Погода, что мы о ней знаем и чего не знаем. Элементы погоды. Способы их измерения.
Метеорология - наука о погоде. Различие между понятиями «метеорологические
величины», «метеорологические явления», «Погода», «календарь погоды».
Практическая работа «Организация наблюдений за погодой». Ведение календаря
погоды. Наблюдение облачности, осадков, измерение температуры воздуха,
определение направления ветра».
-
Атмосфера «невидимая броня» планеты. Строение атмосферы. Тепловой баланс Земли. Современные методы исследования атмосферы. Метеорологическая величина - температура. Атмосферное давление. Барометр.
Практическая работа «Построение графика суточного хода температуры».
Вычисление средней температуры и амплитуды колебания
температуры воздуха.
-
Движение воздуха и секреты изменения погоды. Скорость и направление ветра. Шкала Бофорта. Беспокойная атмосфера (смерч, ураган, торнадо, суховей).
Практическая работа «Построение розы ветров»
«Сравнение смерча и урагана».
-
Богатый мир ветров (сарма, афганец, бора). Облачные «города» и «замки».
Практическая работа «Определение скорости и направление ветра на местности».
-
Метеорологическая величина - влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Насыщенный и ненасыщенный пар.
-
Облака. Условия необходимые для образования облаков. Гидрометр. Классификация облаков. Как измеряется характер облачности и виды облаков при приближении атмосферного фронта, как при этом изменяется погода.
Практическая работа «Определение влажности воздуха при помощи приборов.
Построение диаграммы облачности.
-
Атмосферные осадки. Условия необходимые для образования осадков. Как образуется дождь, град, иней, роса. Различие между дождем и росой.
Определение количества осадков. Осадкомер. «Необыкновенные» дожди.
Практическая работа: Нарисовать схему образования атмосферных осадков.
Метеорологические явления. Туман, гололед, метель.
-
Грозовые явления в атмосфере. Условия зарождения грозы. Процессы, происходящие в атмосфере (гром, молния). Молнии, их виды и опасность.
Действия, производимые молнией, защита от молнии.
Практическая работа составления буклета по теме: «Способы защиты от
поражения молнией».
-
Радуга. Условия образования радуги. Цветовые характеристики радуги. Размеры радуги. Двойная радуга. Гало. Причины появления гало. Полярное сияние.
Демонстрация: разложение луча света в спектр с помощью трехгранной призмы.
-
Прогноз погоды. Кому нужен прогноз погоды? Всемирная служба погоды. Метеорологическая служба. Какое значение имеет погода в нашей жизни? У. Леверье - основоположник научного предсказания погоды. Предсказание погоды синоптическим методом. Роль метеоспециалиста в прогнозирование погоды.
Практическая работа «Составление прогноза погоды на 2-3 дня, сравнить прогнозы сделанные учащимися, с реальной погодой за этот день».
Творческое задание: Самостоятельно разработать систему условных
знаков для синоптической карты.
-
Местные признаки и народные приметы погоды, и их объяснения. Какова научная основа местных признаков погоды. Местные признаки погоды в поговорках и пословицах. Насколько верно изменения погоды отражается в поговорках.
Практическая работа «Конкурс на лучшего толкователя признаков погоды».
-
Погода и окружающий нас мир растений и животных. Живые барометры. Растения - предсказатели погоды. Предсказатели погоды среди животных.
Практическая работа «Создание электронной презентации «Живые барометры» для учащихся 6 класса».
-
Наше самочувствие и погода. Умение человека приспосабливаться к смене погоды. Что изучает биометеорология человека, какие метеорологические элементы воздействуют на самочувствие человека в первую очередь. Зона комфорта. Какие знания о погоде помогают человеку в повседневной жизни?
-
Воздействие человека на погоду. Связь понятий «погода» и «климат». Имеется ли реальная возможность целенаправленно воздействовать на погоду и климат. Может ли человек управлять погодой?
Практическая работа «Составление глоссария по теме «Погода».
-
О тех, кто стоит на страже погоды. Профессии, связанные с изучением и использованием знаний о природе атмосферы. Чем интересна работа метеоролога, специальности в метеорологии - аэролог, синоптик.
Учебные заведения, которые готовят специалистов данного профиля.
-
Музыка погоды и погода в музыке. Как погодные условия могут создавать акустические образы. «Трескучие» морозы, раскаты грома, звук дождя, мелодия весеннего леса.
Природные явления в произведениях:
-
А. Вивальди «Времена года»;
-
Г. Вернер «Забавный музыкальный календарь»;
-
П.И.Чайковский «Зимние грезы».
-
Подведем итог:
-
Защита проектов;
-
Анкетирование.
-
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
- выполнение практических работ.
- выполнение и защита проектов.
- защита презентаций.
Ожидаемыми результатами элективного курса являются:
- получение представления о методах научного познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, навыков проведения наблюдений и опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.
Учащиеся должны знать:
- природные явления, происходящие в атмосфере;
-применять законы физики для объяснения природных явлений;
- осуществлять самостоятельный поиск информации, систематизировать ее, делать выводы.
Учащиеся должны уметь:
- Проводить наблюдения за погодой, производить обработку данных;
- Составлять графики температур, диаграммы облачности, анализировать синоптические карты;
- Составлять характеристики, необходимые для определения особенности погоды.
Учащиеся должны приобрести навыки:
-
Работы творчески в коллективе;
-
Умения составлять презентации;
-
Работы в сети Интернет.
Критерии успешности:
Для устных сообщений:
-
соответствие заявленной темы;
-
знание материала;
-
наличие плана, его логичность;
-
культура речи;
-
собственная позиция.
Для практических работ:
-
использование Интернет - технологий в проектной работе;
-
публичная презентация своей работы;
-
использование дополнительных источников информации.