Урок+презентация «Как самому составить классификацию стран»

Аннотация: Учебник География. Профильный уровень. В 2 кн. Кн. 1. 10 класс.  Холина В.Н. Данный урок в учебной программе относится к разделу «Богатство и бедность: типы стран». В ходе урока будут использованы такие методы и приемы, как наблюдение, сравнение аналогии, практические, алгоритмизированные, частично-поисковые. Цель:  выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития. Задачи: -образовательные: продолжить изучение  методики многопризнаковой классификации стран как важнейшего инструмента в социально-экономической географии, применить полученные теоретические знания на практике; -развивающие: развивать навыки работы с территориальной матрицей статистических данных, самостоятельной работы с источниками информации (интернет, справочники «Страны мира», учебник) -воспитательные: формировать знания о своей стране, воспитывать уважение к своей Родине, ответственное отношение к ее развитию Оборудование: Компьютерный класс с пакетом прикладных программ Microsoft Office, с выходом в интернет, таблицы Excel, политическая карта мира. Мультимедиа проектор. Атласы.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

VII Республиканский методический фестиваль учителей и преподавателей географии «Лучшие уроки географии»









Открытый урок по географии

в 10 А классе

на тему:

«Как самому составить

классификацию стран?»



Учитель географии

МБОУ «СОШ №8»

г.Новочебоксарска

Корбанова И.В.











Чебоксары, 2014



Предмет: география

Тема: «Как самому составить классификацию стран?»


Продолжительность: один урок, 30 минут

Класс: 10 «А»

Технологии: Пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Exel, графический редактор Paint.

Аннотация: Учебник География. Профильный уровень. В 2 кн. Кн. 1. 10 класс. Холина В.Н. Данный урок в учебной программе относится к разделу «Богатство и бедность: типы стран». В ходе урока будут использованы такие методы и приемы, как наблюдение, сравнение аналогии, практические, алгоритмизированные, частично-поисковые.

Цель: выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития.

Задачи:

-образовательные: продолжить изучение методики многопризнаковой классификации стран как важнейшего инструмента в социально-экономической географии, применить полученные теоретические знания на практике;

-развивающие: развивать навыки работы с территориальной матрицей статистических данных, самостоятельной работы с источниками информации (интернет, справочники «Страны мира», учебник)

-воспитательные: формировать знания о своей стране, воспитывать уважение к своей Родине, ответственное отношение к ее развитию

Оборудование:

Компьютерный класс с пакетом прикладных программ Microsoft Office, с выходом в интернет, таблицы Excel, политическая карта мира. Мультимедиа проектор. Атласы.

Формы и методы обучения:

-объяснение учителя

-групповая работа

-работа с источниками информации (выход в интернет)

Ход урока:

  1. Организационный момент - проверка рабочего места, приветствие, цель и задач урока.

  2. Изучение нового материала:

Вводная часть. Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Васильевна! Я работаю учителем географии в школе №8 г. Новочебоксарска. Сегодня я попытаюсь провести урок в вашем классе, надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.

А теперь переходим непосредственно к нашему уроку.

На какую страну похожа Россия? На США, Швейцарию или Буркина-Фасо? Ответ на этот вопрос вы сможете дать сами, изучив материалы этого урока.

Какое количество стран обозначено на политической карте мира? (193, 257)

В чем конкретно различие и сходство этих стран?

(по площади, формам гос.устройства и правления, численности, этническому составу, уровню эк.развития, качеству жизни)

А есть ли среди «похожие» страны?

(да)

Приведите примеры

Как оценить уровень развития и тип страны?

(при помощи классификации)

Какие экономические, демографические показатели вам известны?

(ВВП, ВНД, Р.С, ср.ожид. продолжительность жизни и др.)

Как же нам сравнить страны по нескольким показателям сразу?

Ответить на этот вопрос нам поможет учебник.

Ребята, найдите в тексте учебника этапы работы по методике многопризнаковой классификации.

Методика многопризнаковой классификации - важнейший инструмент анализа в экономической географии. Она используется для сравнения объектов по комплексу показателей. Сравнивать показатели между собой тяжело, а ранги этих показателей можно.

  1. Выбор наиболее существенных признаков (показателей) для классификации;

  2. Выбор логической основы классификации (ранги «хороших», «средних», «плохих» показателей);

  3. Расчет доверительного интервала по формуле;

  4. Ранжирование показателей;

  5. Суммирование рангов по каждой стране и выявление разницы в сумме рангов;

  6. Анализ полученных результатов;

  7. Составление карты в программе Paint.

А теперь обратимся к таблице «Показатели уровня социально-экономического развития некоторых стран мира»

Таблица 1

показатели

Болгария

Буркина-Фасо

Мозамбик

Россия

США

Швейцария

1

13500

1200

1000

15900

47200

42600

2

5

34

29

4

1

1

3

65

43

45

59

77

72

4

71

26

38

73

82

74

5

74

54

52

66

78

81

6

9,3

43,6

39,6

11

13,8

9,5

7

14,3

12,7

13

16

8,4

8,7

8

-0,8

3,1

2,4

-0,5

0,9

0,2

9

16,7

81,4

78,9

10,1

6,1

4,1

Можно выявить динамику комплексного уровня развития за определенный промежуток времени (можно сравнить показатели за разные годы). Дети должны самостоятельно убедиться, что данную методику можно использовать и получить те же результаты, что получают и ученые-географы, кроме того эта методика позволяет не только сравнивать страны по полученным результатам, но и находить объяснение тех низких показателей, которые имеет, в том числе и наша страна, а это укрепляет чувство ответственности за развитие России и устраняет негативную реакцию обучающихся на информацию об отставании нашей страны в некоторых отраслях, воспитывать гордость за свою Родину, так как умение увидеть причину, позволяет правильно объяснить её и рассмотреть вопросы в динамике и сравнении.

Работа начинается с повторения показателей, которых необходимо сравнить.

Показатели:

  1. ВВП на душу населения, по покупательной способности валют, межд.долл.,2011

  2. Структура ВВП: доля сельского хозяйства,%

  3. Структура ВВП: доля сферы услуг,%

  4. Доля городского населения,%

  5. Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет

  6. Коэффициент рождаемости, ‰

  7. Коэффициент смертности, ‰

  8. Темпы прироста населения,%

  9. Коэффициент младенческой смертности, ‰.

Учащиеся работают с таблицей, в которой указаны показатели и страна, предлагаемая им для сравнения. Каждая группа учащихся получает для характеристики одно государство. Класс делится на три группы. Каждая группа рассчитывает показатели для двух стран. После повторения единиц измерения показателей, учитель напоминает, какой ранг присваивается максимальному и минимальному значению различных показателей. При совместном обсуждении необходимо выяснить, что высокое значение показателя - это не всегда хороший показатель, рассматриваем это на примере показателей младенческой смертности и продолжительности жизни. Дети самостоятельно приходят к выводу, что высокая смертность не может быть хорошим показателем. Также напоминаем учащимся, что один и тот же показатель может быть неоднозначен, например высокая рождаемость в развитых странах является хорошим показателем, к этому стремится и наша страна, а в развивающихся странах этот же показатель будет «плохим», так как говорит об отсутствии или недостаточно хорошей демографической политики.

Расчет доверительного интервала Х:

Урок+презентация «Как самому составить классификацию стран»

где X - интервал, max - максимальное значение показателя, min - минимальное значение показателя, 3 - количество групп, на которые мы хотим разделить страны.

Для 1 показателя - ВВП на душу населения,

1 ранг - от min до (min+x) = у или 1000-(1000+15400); 1000 - 16400

2 ранг - от у до (у+х) = z или 16400-31800

3 ранг - от z до max или 31800-47200

Расчет рангов показателей со 2 по 9 осуществляем по образцу.

Страны, в зависимости от того, в каком промежутке находится характеризующий их показатель, получают соответствующий ранг и относятся к следующим группам.

Таким образом, наша матрица статистических данных превращается в матрицу рангов, которые мы уже можем сравнивать.

Таблица 2

Доверительные интервалы для ранжирования

Показатели

(единица измерения)

Группы ранжирования

1

2

3


  1. (долл.)

31800-47200

16400-31800

1000-16400

2.(%)

1-12

12-23

23-34

3.(%)

43-54,3

54,3-65,6

65,6-77

4.(%)

26-44,6

44,6-63,2

63,2-82

5.(%)

52-61,6

61,6-71,2

71,2-81

6.( ‰)

9,3-20,7

20,7-32,1

32,1-43,6

7.( ‰)

8,4-11

11-13,5

13,5-16

8.( ‰)

-0,8-0,5

0,5-1,8

1,8-3,1

9.(‰)

4,1-29,8

29,8-55,5

55,5-81,4

Далее на основе полученных данных учащиеся заполняют матрицу рангов, считают сумму рангов для своей страны.

Таблица 3

Болгария

Буркина-Фасо

Мозамбик

Россия

США

Швейцария

1

3

3

3

3

1

1

2

1

3

3

1

1

1

3

1

3

1

2

1

1

4

1

3

3

1

1

1

5

1

3

3

2

1

1

6

1

3

3

1

1

1

7

3

2

2

3

1

1

8

1

3

3

1

2

1

9

1

3

3

1

1

1

сумма рангов

13

26

24

15

10

9

типы

2

3

3

2

1

1

Предлагаю все эти таблицы ребятам заполнить в программе Exel.

После выполнения самостоятельной работы учащиеся делают краткое сообщение о стране и используя компьютер заполняют матрицу рангов по всем характеризуемым странам. Полученная таблица анализируется учащимися. При анализе нужно обратить внимание учащихся на небольшую разницу в сумме рангов между США(10) и Россией (10), также можно обсудить, какие показатели можно было исключить из рассмотрения без ущерба для результата исследования. Страны, имеющие минимальную разницу в сумме рангов, будут относиться к одному типу. В нашем примере к одному типу относятся США и Швейцария, Россия и Болгария, Мозамбик и Буркина-Фасо.

На следующем этапе работы учащиеся находят страну наиболее подходящую по сумме рангов к характеризуемой, группируют страны и составляют устную краткую характеристику той группы, в которую входит исследуемая страна. Учитель предлагает каждой паре зачитать полученные выводы, выводы при необходимости дополняют другие учащиеся или учитель и обсуждаются в классе.

Выполним последнее задание. Откроем программу Paint, вставим файл из папки урок - Политическая карта мира. На этой карте отметьте красным цветом страны первого типа, желтым - второго, синим - третьего.

Итак, ребята, вернемся к нашему вопросу: «На какую страну похожа Россия?» На США, Швейцарию, Болгарию или Буркина-Фасо?

Домашнее задание: работа над проектом «Классификация стран отдельного региона мира»(Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании).

Учитель рекомендует учащимся выбрать регион мира для составления проекта, предлагает как одну из форм выполнения работы презентацию, напомнив кратко основные требования к учебной презентации.

Используемые материалы:

  1. Холина В.Н., учебник « Социальная и экономическая география» (профильный уровень) 2008 год

  2. Справочники «Страны мира» 2000- 2010 годы

  3. Интернет: worldbank.org , xist.org

  4. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/03-1-4.htm.



© 2010-2022