• Преподавателю
  • География
  • Мастер-класс на тему: Развитие критического мышления на уроках естественных наук, как средство формирования профессиональной грамотности

Мастер-класс на тему: Развитие критического мышления на уроках естественных наук, как средство формирования профессиональной грамотности

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс на тему: «Технология развития критического

мышления как средство формирования педагогической компетентности»


Учитель географии Овсянникова Ольга Леонидовна


Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.

Задачи мастер-класса:

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространение педагогического опыта.

Методические цели:

  1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

  3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Технологии развития критического мышления как средство формирования педагогической компетентности».

- Позвольте мне представиться. Меня зовут Овсянникова Ольга Леонидовна, я учитель географии средней школы имени акына Мукагали Макатаева.

Чтобы вы хорошо себя чувствовали, предлагаю пожелать друг другу здоровья на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.

Я начну на русском:

- Здравствуйте!

-Саламатсыздер ! (Казахстан)

- Нихао ! (Китай)

- Гомар Джоба ! (Грузия)

- Хэллоу! (Англия)

- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)

- Здоровэньки булы! (Украина)

- Норуон норгуй! (Якутия)

- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)
- Ola! (Португалия)

- Ye'ti! (Чукчи)

- Namaste! (Индия)

- Merhaba! (Турецкий)

- Ave! (Латинский)

- Konnichi wa! (Япония)

Обратимся к непререкаемой мудрости наших великих людей:

Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций

Мышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон

- Почему технология критического мышления?

- Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.

- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

Теоретическая интерпретация опыта

1. Условия формирования опыта.

Использование технологии РКМ предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе «Учитель-ученик- класс». Дает возможность ставить четкие воспитательные и образовательные задачи и оценивать эффективность работы по различным категориям.

Что дает использование технологии РКМ мне (учителю)? Знакомство с технологией РКМ, включающей эффективные приемы и формы работы. Дает возможность создания ситуации, когда интересно учить и интересно учиться.

Что дает использование технологии РКМ моим ученикам? Развивает навыки работы с текстом, развивает творческие и аналитические способности.

2. Теоретическая база опыта: использование приемов технологии
РКМ, основанной на философско-социальной концепции «отрытого
общества», традициях «конструктивного» подхода в психологии;
педагогических аспектах активизации познавательной деятельности
учащихся.

3- Новизна:

базовая модель трех стадий «вызов- осмысление-рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

4. Продуктивность опыта:

в том, что учащиеся учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логическиецепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

5.Трудоемкость опыта:

в вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения.

6.Возможность внедрения:

опыт может быть использован каждым
учителем в процессе преподавания предметов истории, географии, МХК, и предметов в начальной школе

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.

Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний» (слайд)

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать что-то такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)

Знакомство с технологией РКМ

3. Прием «КЛАСТЕР» Мы сегодня говорим о технологии критического мышления, о педагогической компетентности. Я предлагаю Вам постараться систематизировать эти две категории нашей с вами деятельности?

- Уважаемые коллеги, нам предстоит создать кластер

Кластер - по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.

Это приём, который помогает моим учащимся, открыто думать по поводу какой- либо темы, стимулирует их размышления о связях между идеями.

Учащимся предлагаю записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.

Кластеры составляют на тему: «Технология критического мышления»

- На работу отводится 4 минуты.

(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)

- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».

4. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

Шалва Александрович Амонашвили говорил: «Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. Это дает мне возможность углубиться в суть педагогической жизни.

Хочешь осознать, чему ты служишь? Тогда сравнивай свою службу, с точки зрения общественных ценностей, с профессиональной службой других, и ты почувствуешь, как важна и неповторима твоя жизнь для общества»

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей»

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.

- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает.

(Написать на стикерах профессию с которой вы чаще всего ассоциируете деятельность учителя в условиях данной технологии да и вообще и изложить правило, присущее обеим профессиям.)


  • Каждое сравнение моей профессии с профессиями других людей оставляло мне какое-нибудь правило, памятку. Я сравнил свою профессию с профессией врача и сформулировал тест для самовнушения: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника!»

  • Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. «Дари себя детям!» - вот к чему привело меня сравнение профессии педагога с профессией артиста.

  • Сопоставление профессии педагога с профессиями архитектора, строителя, а также геолога и астронома выявило больше различий, чем сходства, все же оно принесло мне пользу. К содержанию теста для самовнушения я прибавил еще следующие фразы - «Знай, к чему стремишься!», «Постоянно ищи в ребенке богатство его души!», «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!»

  • Эти памятки я повторяю каждое утро, когда иду в школу, каждый раз, когда передо мной возникает сложная жизненная ситуация.

- Коллеги, мы отработали приемы: Дерево предсказаний, Корзина идей, которые применяются на этапе вызова.

- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе. Прием Кластер на ряду с такими приемами как Инсерт, толстые и тонкие вопросы, Фишбоун, чтение с пометками и другими применяется на этапе осмысления.

На заключительной фазе урока, названой рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, кластеры, пишут мини- сочинения .

  1. Синквейны. Приём, позволяющий развивать способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое обозначает пять строк

1. существительное

2.Два прилагательных

3.Три глагола или деепричастия

4.Фраза из четырех слов.

5. Синоним существительного.

(Технология, учитель)

Заслушиваем всех, кто пожелает прочесть свои сочинения.

Результаты использования приёмов технологии «Развитие критического мышления на уроках географии»

Использование приёмов данной технологии позволяет мне решать ряд важных педагогических задач:

  • Даёт возможность определять и ставить личные цели;

  • Поддерживает активность на уроке;

  • Вызывает продуктивную дискуссию;

  • Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали
    вопросы;

  • Помогает выражать собственное мнение;

  • Поддерживает мотивацию к учению;

  • Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению;

  • Даёт возможность развивать в себе сочувствие к персонажам, к людям;

  • Создаёт условия для размышлений о том, что ценно;

  • Облегчает переход на более высокие уровни критического мышления;

  • Формирует личную ответственность за собственное образование;

  • Развивает навыки работы с текстами, идеями, большим объёмом
    информации;

  • Развивает умение работать сообща.

Учащиеся задумываются о том, как они думают. Критически мыслящие дети спрашивают себя:

  • Что я об этом думаю?

  • Что я могу делать иначе, после того как получил новую информацию?

  • Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?

Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.


Список литературы

  1. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005;

  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;

  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003;

  4. Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4;

  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ, 2005.




© 2010-2022