- Преподавателю
- География
- Тематическое планирование для 5 классов по ФГОС
Тематическое планирование для 5 классов по ФГОС
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клавдорская К.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФГОС второго поколения
Линия учебников издательства «Полярная звезда» под редакцией
В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной
автор учебника А.И. Алексеев
География.
(5 класс, 34 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы под редакцией
В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной А.И. Алексеева, Москва «Просвещение», 2011г.
«География» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Календарно - тематическое планирование
География 5-6 класс (34 часа)
Учебник «География 5-6 класс» под ред. А.И. Алексеева изд. Москва. «Просвещение» 2015 год
№
урока
Тема урока
Дата
5 А
Дата
5 Б
Основные понятия
Планируемые результаты обучения
Домашнее
задание
Предметные
Метапредметные (формирующие УУД)
1.
1.Развитие географических знаний о Земле (4ч.)
Зачем нам
география и как
мы будем ее изучать
05.09.
04.09
-
Предмет и задачи географии.
-
Система географических наук.
-
Географические объекты, явления и процессы.
-
Зачем человеку нужна география.
-
Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
-
Источники географической информации и работа с ними.
Определять понятие «география»
Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты
Различать природные и антропогенные географические объекты
Осознавать роль географии в познании окружающего мира
Выявлять методы географической науки
Личностные:
Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее
Регулятивные:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Коммуникативные:
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.
Познавательная:
Сформированность представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком о географических знаниях как компоненте научной картины
§1 пересказ
2.
Как люди открывали Землю
12.09
11.09
-
развитие географических знаний о Земле
-
представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.
-
появление географических карт.
-
Путешествие А.Никитана
-
Викинги
-
Путешествия Марко Поло.
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий А.Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Наносить на контурную карту маршруты путешествий.
Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках.
Обсуждать значение географических открытий.
Определять роль результатов выдающихся географических открытий.
Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.
§2
работа с дополнительной литературой, атласом
3.
Как люди открывали Землю
19.09
18.09
-
развитие географических знаний о Земле
-
представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.
-
появление географических карт.
-
Путешествие А.Никитана
-
Викинги
-
Путешествия Марко Поло.
§ 3, таблица № 5, сообщение
4.
География сегодня
26.09
25.09
1.Современные географические исследования
2.Космические и геоинформационные системы
Определять значение современных географических исследований
Выделять и анализировать источники географической информацпи.
Личностные:
Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее
Регулятивные:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Коммуникативные:
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.
Познавательная:
Сформированность представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира.
§ 4
5.
2. Земля- планета солнечной системы (3ч.)
Мы во Вселенной.
03.10
02.10
-
Земля - часть Вселенной (космоса).
-
Состав Вселенной.
-
Галактики.
-
Млечный Путь.
-
Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной
-
Високосный год
-
Навигационные звёзды и созвездия.
Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Находить и показывать на звёздном небе Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду.
Определять стороны горизонта по Полярной звезде
Личностные:
Сформированность основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях
Регулятивные:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Коммуникативные:
Умение работать в группе - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Познавательные:
Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неординарности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени.
§ 5 пересказ
6.
Движение Земли
10.10
09.10
-
Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца.
-
Географические следствия движения Земли.
-
Сутки и часовые пояса.
-
Смена времён года.
-
Тропики, Полярные круги, Полюса Земли.
-
Пояса освещённости.
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите.
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Составлять и анализировать:
-
схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
-
схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.
§ 6 подготовить сообщение
7.
Солнечный свет на Земле
17.10
16.10
-
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.
-
Уникальность Земли как планеты.
Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Выделять существенные признаки Земли как планеты.
Сравнивать планеты-гиганты и планеты земной группы.
§7
8.
3. План и карта (12ч)
Ориентирование на земной поверхности
24.10
23.10
-
Ориентирование и его способы.
-
Компас.
-
Определение сторон горизонта и расстояний на местности.
-
Азимут
Личностные:
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики
Регулятивные:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Коммуникативные:
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоконтроля, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Познавательные:
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
§8
9-10.
Земная поверхность на плане и карте (2)
07.11
08.11
Виды изображения земной поверхности на плоскости: план и карты, атласы, аэрокосмические снимки.
Распознавать различные виды изображений земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.
§ 9,10
11.
Учимся с «Полярной звездой»
«Определение сторон горизонта» п.р.
14.11
15.11
Решение практических и познавательных задач
§11 вопросы
12.
Географическая карта
21.11
22.11
-
Географическая карта - особый источник информации.
-
Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт.
-
Значение карт в жизни человека
-
Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.
Классифицировать (с заданному признаку: масштабу, содержанию и охвату территории.
Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории
§12
13.
Градусная сетка
28.11
29.11
-
Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.
-
Измерение расстояний с помощью градусной сетки.
Объяснять назначение градусной сетки.
Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам.
Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам
Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практическихкоординатам.
Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам
Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практических и познавательных задач.
§13
14-15
Географические координаты(2)
05.12
06.12
-
Географическая широта
-
Географическая долгота
Определять географические координаты объектов на карте
§14,15
16.
Учимся с «Полярной звездой»2
Географические координаты.
12.12
13.12
Выполнение практической работы «Определение географических координат и расстояний с помощью градусной сетки».
17.
Решение задач по теме «План и карта»
19.12
20.12
Повторение основные понятия раздела через решение географических задач
Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба
Определять абсолютные и относительные высоты
Находить объект по карте и его координатам
§9, 14, 15 повторить
18.
Обобщение по теме «План и карта»
26.12
27.12
Обобщение и повторение основных понятий раздела
Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба
Определять абсолютные и относительные высоты
Находить объект по карте и его координатам
§8-15 повторить
19.
4.Человек на Земле(4ч)
Как люди заселяли Землю
-
Основные пути расселения древнего человека.
-
Особенности расового и этнического состава населения.
-
Внешние признаки людей различных рас.
Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас
Личностные:
Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в обществе, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Коммуникативные:
Умение работать в составе творческой группы, развитие навыков самооценки, самоанализа,
Познавательные:
Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, составлять план урока в тетради
§17 пересказ, сообщение
20-21.
Расы и народы
-
Основные пути расселения древнего человека.
-
Особенности расового и этнического состава населения.
-
Внешние признаки людей различных рас.
Выявлять внешние признаки людей различных рас
§18
22.
Учимся с «Полярной звездой»3
Практическая работа «Многообразие стран мира»
-
Страны
-
Столицы
Находить и показывать на карте свою страну
Сравнивать страны по величине территории, расположению
Находить на политической карте страны-соседи
§19
23.
Обобщение по теме «Человек на Земле»
Повторение, обобщение основных понятий
§17-19 повторить
24.
Литосфера твердая оболочка Земли(11ч.)
Земная кора - верхняя часть литосферы
-
Типы земной коры.
-
Различия континентальной и океанической коры.
-
Литосфера, ее соотношение с земной корой.
-
Литосферные плиты
Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.
Сравнивать типы земной коры.
Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.
Личностные:
Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные:
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Коммуникативные:
Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Познавательные:
Умение выделить главное в тексте, сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям; умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме
§20 пересказ, рисунок
25.
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
-
Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.
-
Землетрясения
Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений
Определять географические координаты вулканов
§21 составить таблицу
26, 27.
Движения земной коры.(2).
1. Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.
2.Землетрясения.
3. Вулканизм
Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений
Определять географические координаты вулканов
§22, 23
28.
Рельеф Земли.
Равнины.
-
Рельеф и формы рельефа.
-
Причины разнообразия рельефа.
Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа
Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.
§24
29.
Рельеф Земли.
Горы.
1. Рельеф и формы рельефа.
2. Причины разнообразия рельефа.
§25
30.
Учимся с «Полярной звездой»4
Практическая работа «Скульптурный портрет планеты»
Повторение понятий рельефа, формы рельефа
Находить географические объекты на карте
Сравнивать по плану горные системы мира
§26
31.
Литосфера и человек
-
Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.
-
Особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности.
-
Способы добычи полезных ископаемых и их последствия.
-
Воздействие человека на рельеф; антропогенные формы рельефа
Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах.
Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность
Личностные:
Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные:
Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения
Коммуникативные:
Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы
Познавательные:
Умение выделить главное в тексте, сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям; умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме
§27
32.
Урок обобщения темы «Литосфера - твердая оболочка Земли»
Находить географические объекты на карте
Описывать рельеф своей местности
§20-25
33.
Итоговый урок по разделу 4. «Литосфера твердая оболочка Земли».
Понятия раздела «Литосфера»
§20-25
34.
Обобщение по теме «Планета Земля»
Основные понятия курса 5 класса