Тематическое планирование для 5 классов по ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС второго поколения

Линия учебников издательства «Полярная звезда» под редакцией

В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной

автор учебника А.И. Алексеев

География.

(5 класс, 34 часа)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы под редакцией

В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной А.И. Алексеева, Москва «Просвещение», 2011г.

«География» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).





РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.










Календарно - тематическое планирование

География 5-6 класс (34 часа)

Учебник «География 5-6 класс» под ред. А.И. Алексеева изд. Москва. «Просвещение» 2015 год


урока

Тема урока


Дата

5 А

Дата

5 Б

Основные понятия

Планируемые результаты обучения


Домашнее

задание

Предметные

Метапредметные (формирующие УУД)

1.

1.Развитие географических знаний о Земле (4ч.)

Зачем нам

география и как

мы будем ее изучать

05.09.

04.09

  1. Предмет и задачи географии.

  2. Система географических наук.

  3. Географические объекты, явления и процессы.

  4. Зачем человеку нужна география.

  5. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

  6. Источники географической информации и работа с ними.

Определять понятие «география»

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты

Различать природные и антропогенные географические объекты

Осознавать роль географии в познании окружающего мира

Выявлять методы географической науки

Личностные:

Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее

Регулятивные:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Коммуникативные:

Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.

Познавательная:

Сформированность представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком о географических знаниях как компоненте научной картины

§1 пересказ

2.

Как люди открывали Землю

12.09

11.09

  1. развитие географических знаний о Земле

  2. представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.

  3. появление географических карт.

  1. Путешествие А.Никитана

  2. Викинги

  3. Путешествия Марко Поло.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий А.Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Наносить на контурную карту маршруты путешествий.

Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках.

Обсуждать значение географических открытий.

Определять роль результатов выдающихся географических открытий.

Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.

§2

работа с дополнительной литературой, атласом

3.

Как люди открывали Землю

19.09

18.09

  1. развитие географических знаний о Земле

  2. представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян.

  3. появление географических карт.

  1. Путешествие А.Никитана

  2. Викинги

  3. Путешествия Марко Поло.

§ 3, таблица № 5, сообщение

4.

География сегодня

26.09

25.09

1.Современные географические исследования

2.Космические и геоинформационные системы

Определять значение современных географических исследований

Выделять и анализировать источники географической информацпи.

Личностные:

Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее

Регулятивные:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Коммуникативные:

Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы.

Познавательная:

Сформированность представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира.

§ 4

5.

2. Земля- планета солнечной системы (3ч.)

Мы во Вселенной.

03.10

02.10

  1. Земля - часть Вселенной (космоса).

  2. Состав Вселенной.

  3. Галактики.

  4. Млечный Путь.

  5. Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной

  6. Високосный год

  7. Навигационные звёзды и созвездия.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Находить и показывать на звёздном небе Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде

Личностные:

Сформированность основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях

Регулятивные:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Коммуникативные:

Умение работать в группе - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Познавательные:

Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неординарности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени.

§ 5 пересказ

6.

Движение Земли

10.10

09.10

  1. Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца.

  2. Географические следствия движения Земли.

  3. Сутки и часовые пояса.

  4. Смена времён года.

  5. Тропики, Полярные круги, Полюса Земли.

  6. Пояса освещённости.

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Составлять и анализировать:

  • схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

  • схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.

§ 6 подготовить сообщение

7.

Солнечный свет на Земле

17.10

16.10

  1. Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы.

  2. Уникальность Земли как планеты.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Выделять существенные признаки Земли как планеты.

Сравнивать планеты-гиганты и планеты земной группы.

§7

8.

3. План и карта (12ч)

Ориентирование на земной поверхности


24.10

23.10

  1. Ориентирование и его способы.

  2. Компас.

  3. Определение сторон горизонта и расстояний на местности.

  4. Азимут

Личностные:

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики

Регулятивные:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Коммуникативные:

Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоконтроля, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Познавательные:

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

§8

9-10.

Земная поверхность на плане и карте (2)

07.11

08.11

Виды изображения земной поверхности на плоскости: план и карты, атласы, аэрокосмические снимки.

Распознавать различные виды изображений земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.

§ 9,10

11.

Учимся с «Полярной звездой»

«Определение сторон горизонта» п.р.

14.11

15.11

Решение практических и познавательных задач

§11 вопросы

12.

Географическая карта

21.11

22.11

  1. Географическая карта - особый источник информации.

  2. Отличия карты от плана, разнообразие карт, легенды карт.

  3. Значение карт в жизни человека

  4. Ориентирование и измерение расстояний по карте.

Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

Классифицировать (с заданному признаку: масштабу, содержанию и охвату территории.

Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории

§12

13.

Градусная сетка










28.11

29.11

  1. Географическая широта и географическая долгота, способы их определения.

  2. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Объяснять назначение градусной сетки.

Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам.

Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам

Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практическихкоординатам.

Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам

Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практических и познавательных задач.

§13

14-15

Географические координаты(2)

05.12

06.12

  1. Географическая широта

  2. Географическая долгота

Определять географические координаты объектов на карте

§14,15

16.

Учимся с «Полярной звездой»2

Географические координаты.

12.12

13.12

Выполнение практической работы «Определение географических координат и расстояний с помощью градусной сетки».

17.

Решение задач по теме «План и карта»

19.12

20.12

Повторение основные понятия раздела через решение географических задач

Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба

Определять абсолютные и относительные высоты

Находить объект по карте и его координатам

§9, 14, 15 повторить

18.

Обобщение по теме «План и карта»

26.12

27.12

Обобщение и повторение основных понятий раздела

Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба

Определять абсолютные и относительные высоты

Находить объект по карте и его координатам

§8-15 повторить

19.

4.Человек на Земле(4ч)

Как люди заселяли Землю


  1. Основные пути расселения древнего человека.

  2. Особенности расового и этнического состава населения.

  3. Внешние признаки людей различных рас.

Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас

Личностные:

Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные:

Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в обществе, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения

Коммуникативные:

Умение работать в составе творческой группы, развитие навыков самооценки, самоанализа,

Познавательные:

Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, составлять план урока в тетради

§17 пересказ, сообщение

20-21.

Расы и народы


  1. Основные пути расселения древнего человека.

  2. Особенности расового и этнического состава населения.

  3. Внешние признаки людей различных рас.

Выявлять внешние признаки людей различных рас

§18

22.

Учимся с «Полярной звездой»3

Практическая работа «Многообразие стран мира»


  1. Страны

  2. Столицы

Находить и показывать на карте свою страну

Сравнивать страны по величине территории, расположению

Находить на политической карте страны-соседи

§19

23.

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Повторение, обобщение основных понятий

§17-19 повторить

24.

Литосфера твердая оболочка Земли(11ч.)

Земная кора - верхняя часть литосферы


  1. Типы земной коры.

  2. Различия континентальной и океанической коры.

  3. Литосфера, ее соотношение с земной корой.

  4. Литосферные плиты

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.

Личностные:

Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные:

Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения

Коммуникативные:

Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Познавательные:

Умение выделить главное в тексте, сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям; умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме

§20 пересказ, рисунок

25.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые


  1. Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.

  2. Землетрясения

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Определять географические координаты вулканов

§21 составить таблицу

26, 27.

Движения земной коры.(2).

1. Медленные вертикальные и горизонтальные движения, их роль в изменении поверхности Земли.

2.Землетрясения.

3. Вулканизм

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Определять географические координаты вулканов

§22, 23

28.

Рельеф Земли.

Равнины.


  1. Рельеф и формы рельефа.

  2. Причины разнообразия рельефа.

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа

Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.

§24

29.

Рельеф Земли.

Горы.

1. Рельеф и формы рельефа.

2. Причины разнообразия рельефа.

§25

30.

Учимся с «Полярной звездой»4

Практическая работа «Скульптурный портрет планеты»

Повторение понятий рельефа, формы рельефа

Находить географические объекты на карте

Сравнивать по плану горные системы мира

§26

31.

Литосфера и человек


  1. Опасные явления (землетрясения, оползни, обвалы), методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности.

  2. Особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности.

  3. Способы добычи полезных ископаемых и их последствия.

  4. Воздействие человека на рельеф; антропогенные формы рельефа

Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах.

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность

Личностные:

Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные:

Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения

Коммуникативные:

Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Познавательные:

Умение выделить главное в тексте, сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям; умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме

§27

32.

Урок обобщения темы «Литосфера - твердая оболочка Земли»

Находить географические объекты на карте

Описывать рельеф своей местности

§20-25

33.

Итоговый урок по разделу 4. «Литосфера твердая оболочка Земли».

Понятия раздела «Литосфера»

§20-25

34.

Обобщение по теме «Планета Земля»

Основные понятия курса 5 класса




© 2010-2022