- Преподавателю
- География
- Анализ результативной работы кружка «Географическое краеведение» за 2014-2015 учебный год
Анализ результативной работы кружка «Географическое краеведение» за 2014-2015 учебный год
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Веселкова С.М. |
Дата | 14.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ результативной работы кружка «Географическое краеведение»
за 2014-2015 учебный год.
Кружок «Географическое краеведение » вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Он подразумевает использование экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл поисково - краеведческого движения. Развиваются разнообразные практические навыки: самоорганизации, общественной активности, дисциплины, преодоления препятствий, обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет краеведческую деятельность как комплексное средство обучения и воспитания детей.
Поэтому в 2015-2016 учебном году были поставлены следующие цели и задачи. Главной целью кружка является формирование у школьников первоначальных знаний о своём крае создание целостного образа Нижегородской области на основе комплексного изучения трёх основных компонентов: природы, населения и хозяйства; определение места и значения Нижегородской области в масштабах страны; воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей области.
Задачи:
-
Формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области и использование их в хозяйственной деятельности человека;
-
Создание образного представления о природном богатстве, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения родного края;
-
Формирование практических умений наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями и их влияние на природную среду.
Во время работы кружка проводились практические работы и практикумы, которые позволили выработать, закрепить, совершенствовать умения и навыки, применённые знания в новых ситуациях, что позволило учащимся осознать прикладное значение знаний по географическому краеведению и географии. Использовались главные источники географической информации: справочники, энциклопедии, тематические карты, атлас Нижегородской области с комплектом контурных карт, методическое пособие по изучению Борского района.
На основе работы кружка учащиеся узнали основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды. Умеют описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта - схемы территорий.
Одной из форм работы кружка являются краеведческие экскурсии. Они являются лишь частью исследовательской работы. Обычно ей предшествует подготовительная работа: определение целей и задач, выбор маршрута, распределение обязанностей. После проведения экскурсии материал обрабатывался, пишутся отзывы, делаются фотографии. Все это собирается в тематические папки, делаются отчеты, проводятся тематические презентации. Таким образом, краеведческие исследования, так или иначе, приводят учащихся к потребности формулировать свое личное отношение к предмету исследования. В процессе подготовки исследовательской работы у детей вырабатывается не только терпеливость и упорство, но и умение работать в команде, учитывать способности и возможности других участников исследования, распределять и планировать свою работу над темой, что воспитывает чувство коллективизма.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. В кружке «Географическое краеведение» обучаются 14 человек из 6 класса и 10 человек из 8 класса.8 - классники делились опытом работы в исследовательских проектах. В 2014 году ребята успешно справились с проектной деятельность, получив областную грамоту экологической направленности. Было проведено 11 практических работ и 6 учебных экскурсий. Велась активная подготовка к экологическим и краеведческим конкурсам: «Горихвостка - птица 2015 года»; «Олень козе не товарищ». Кружок принимал участие в организации и проведении викторин по экологии ко «Дню защиты Земли» в рамках экологической акции «Марш парков», разнообразных акциях, конкурсах рисунков и листовок, активно принимали участие в экологическом фестивале «Марш парков» городского округа город Бор «Заповедной природе - надёжную защиту!» и «Почвы - бесценное природное наследие!». Участвовали и заняли 1 место в историко-географическом краеведческом проекте «Край родной, навек любимый!». Составляли отчёт и защищали проект по водным природным комплексам деревни Красная Слобода, получив диплом за активную исследовательскую работу по экологии. Кружковцы участвовали в районной познавательной викторине о парнокопытных, получив диплом от Борского городского отделения Нижегородского отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы».
Большое внимание в программе уделяется полевым практикумам, которые помогают не только формированию умений, но и усвоению новых знаний о географических особенностях своей местности. В 2005 году была организована и апробирована экологическая тропа, где наши ребята-экскурсоводы учились проводить экскурсии. В этом им помогали методисты экоцентра в заповеднике «Керженском». Не однократно ребята посещали ГПБЗ «Керженский», обучались и потом делились опытом с другими учащимися района
Программа кружка предполагает изучение природного комплекса регионального уровня. В программу курса заложены такие важные идеи, как комплексное изучение и создание географического образа своей местности. Для реализации указанных идей в программе выделено два важных раздела - «Формирование представлений о природном комплексе» и «Изучение компонентов природного комплекса д. Красная Слобода и озера Дьяконовского».
Активно принимали участие в районном фото конкурсе «Краски лета» в номинациях «В мире животных» и других. Члены кружка участвовали в 13 областном ( Семёновский район д. Шалдёж) журавлином фестивале и под моим руководством занимались исследовательской работой. В результате активной деятельности ребята получили диплом участника 13 журавлиного фестиваля за 1 место в номинации «Мониторинг и изучение птиц Нижегородской области». Встречались с такими известными людьми как Киселёвой Н.Ю. куратором РГЖЕ по экопросвещению, С.В. Бакка председателем Нижегородского Союза охраны птиц России, Председателем Совета Борского отделения ВООП Овчинниковым А.В. , специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Керженский».
Как руководитель кружка «Географическое краеведение » и учитель географии имею сертификат участника муниципального конкурса по географии «План и карта» ИМЦ УНО администрации городского округа город Бор Нижегородской области и благодарственное письмо за активное участие в подготовке команды школьников - участников районного эколого-краеведческого проекта «Край родной-навек любимый!», посвящённого - Году охраны окружающей среды в России и Году 75-летия города Бор» (Председатель Совета Борского отделения ВООП А.В. Овчинников и председатель клуба «Борский краевед» Гоголева И.С.) Подала заявку на 2015 г. на вступление во Всероссийское общество охраны природы, чтобы в дальнейшем развиваться и плодотворно работать во благо экологического образования школьников.
На основе результативной работы за прошедший год я ставлю цель на следующий год - это изучение природно-территориального комплекса свой местности.
Задачи:
-формирование у учащихся географического образа своей местности;
-развитие творческой деятельности и навыков поисково-исследовательской работы в полевых условиях;
-воспитание познавательного интереса, эстетических чувств, глубокой гордости и искренней любви к своей малой Родине.
Природная среда и родной край - это объекты познания и источники нравственного обогащения, интеллектуального и физического развития учащихся, целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поисково-исследовательской работы.
Результатом нашей совместной творческой работы является участие, победы и призовые места в районных и областных конкурсах, олимпиадах, научно-практических проектах.
Руководитель кружка - учитель географии
Веселкова Светлана Михайловна