- Преподавателю
- География
- Урок географии «Машиностроительный комплекс» 9 класс
Урок географии «Машиностроительный комплекс» 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Семёнова Е.Д. |
Дата | 29.12.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Учебный предмет: География
Тема урока: Машиностроительный комплекс. Факторы размещения и география отраслей.
9 класс
Учитель: Семёнова Елена Дмитриевна
Квалификация: высшая
Цель: познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение машиностроения, их влияние на географию отраслей; формировать ключевые компетенции: информационные (работа с разными источниками информации) и предметные (умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий); формировать профориентационную направленность, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
- закрепить новые термины и понятия «специализация», «кооперирование, факторы размещения;
- изучить карту «Машиностроительный комплекс», сопоставить ее с другими картами; рассмотреть основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения;
- познакомить учащихся с машиностроительными предприятиями г. Новосибирска;
УМК: В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2012
Используемая технология: ИКТ-технология, проблемное обучение
Тип урока: комбинированный
Обеспечение урока: ИД SmartBoard, мультимедийная презентация, учебник, атлас 9 класс
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задание (повторение пройденного материала)
3. Определение темы и цели урока
4. Изучение новой темы
5. Рефлексия
6. Итог, домашнее задание
-
Организационный момент
Приветствие.
-
Мотивация. Повторение пройденного ранее материала (фронтальный опрос)
1: 2: 4 ? Ребята, скажите, что означает эта пропорция?
1 - темпы развития всего хозяйства
2 - развитие машиностроения
4 - отрасли первой группы
В России это условие пока не соблюдается.
Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке.
- МСК - один из ведущих комплексов, он входит в авангардную тройку отраслей. Почему?
(1) приходится 1/5 продукции промышленности; 2) продукция применяется повсеместно; 3) от уровня развития машиностроения зависит уровень развития всего хозяйства)
- Какие отрасли входят в состав МСК?
- МСК не только крупный поставщик продукции, но и ее потребитель.
С какими отраслями хозяйства МСК имеет экономические связи?
- Вы знаете, что большинство машин состоит из множества деталей (например, в электровозе > 200 тыс.).
Какие формы организации производства получили наибольшее развитие в машиностроении? (специализация и кооперирование)
- Вспомните, какие виды специализации вам известны?
- Что такое конверсия? Можете привести примеры?
(Челябинский тракторный завод выпускал танки, сейчас - тяжелые инженерные машины (промышленные тракторы, бульдозеры, трубоукладчики; Чкаловский завод - выпуск пассажирских самолетов)
-
Определение темы и цели урока
- Ребята, какой МОК вы уже изучили? (научный)
При изучении каждого МОКа вы будете придерживаться плана; перед вами памятки с планом характеристики МОК:
План изучения межотраслевого комплекса
-
Значение и функции межотраслевого комплекса в хозяйстве (учебник, с. 57, табл. 14)
-
Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
-
Факторы размещения отраслей
-
География размещения
-
Перспективы и проблемы развития комплекса.
Исходя их этого плана, скажите, какова тема нашего занятия? Что нам нужно будет изучить?
(сами определяют тему и целеполагание)
-
Изучение новой темы
Назовите, какую продукцию производят предприятия машиностроения?
Поскольку продукция м/с очень разнообразна, на размещение его предприятий влияет много факторов.
Итак, какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособной, а предприятие не было убыточным?
Работа с таблицей 3 Приложения с. 274
В ходе изучения заполняют таблицу
фактор
примеры отраслей
примеры центров
наукоемкость
авиастроение, приборостроение
Новосибирск, Москва, СП, Екатеринбург и др.
военно-стратегический
танкостроение, ракетостроение,
военное судостроение,
пр-во стрелкового оружия
Н. Тагил, Омск
Москва, Воронеж, Самара
СП, Северодвинск
Ижевск
Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находится в определенной зависимости.
-
По карте «Машиностроение» (А. с. 16), определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
-
Назовите центры этих отраслей.
-
Сопоставьте карту «Машиностроение» (с. 16) с картой «Плотность населения» (с. 6) и «Металлургия» (с. 13). Сделайте вывод о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
трудоемкость
автомобилестроение,
электротехническое
приборостроение
Москва, Казань, Самара и др
металлоемкость (тяжёлое м/с)
энергетическое,
металлургическое
пр-во горно-шахтного оборудования
Екатеринбург, Челябинск, Иркутск, Красноярск и др.
Вывод: наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров - условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла - условие для размещения металлоемкого машиностроения.
Роль следующего фактора давайте разберем на таком примере (задание ГИА):
Калининградское автосборочное предприятие «Автотор» - одно из крупнейших в России по производству и сборке легковых автомобилей. Предприятие выпускает более 25 моделей всемирно известных брендов.
При выборе места для размещения предприятия большое значение имело наличие на территории области особой экономической зоны и квалифицированной рабочей силы.
Какая еще географическая особенность области способствует успешному развитию данного производства?
Ответ: Развитие транспорта. 1) морским путем привезти комплектующие; 2) по железной дороге или морем - отправить готовую продукцию потребителям
транспортный
автомобилестроение
Калининград, Калуга, Ульяновск и др.
потребительский
судостроение,
тракторостроение, сельскохозяйственное м/с
Ростов-на-Дону, Красноярск (комбайны)
Бежецк (льноуборочные)
Архангельск
Физ. минутка
Работа у ИД. Установите соответствие между названием отраслей машиностроения, примерами центров и факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий.
Судостроение Н. Тагил, Тольятти, Н. Новгород наукоёмкость
Энергетическое Волгодонск, Барнаул, Екатеринбург трудоемкость
Авиастроение Архангельск, Владивосток, Н. Новгород металлоемкость
Автомобилестроение Новосибирск, Иркутск, Уфа потребительский
Ответ:
Автомобилестроение Н. Тагил, Тольятти, Н. Новгород трудоемкость
Энергетическое Волгодонск, Барнаул, Екатеринбург металлоемкость
Судостроение Архангельск, Владивосток, Н. Новгород потребительский
Авиастроение Новосибирск, Иркутск, Уфа наукоёмкость
В отличие от многих отраслей хозяйства машиностроение развито во всех районах страны.
Но благодаря сочетанию факторов, благоприятных для его развития, основная часть продукции (ок. 90%) производится в европейской части страны.
Скажите, какие машиностроительные предприятия работают в нашем городе и какова их продукция?
Какие факторы позволяют размещать предприятия этих отраслей?
Электрон
Чкаловский завод
Элсиб
Сиант
ПО СибСельМаш - с\х техника
ИВЕКО - мини-грузовики
Сиблит маш -
Сибэлектротерм -
ОАО завод «Труд» -
В Новосибирске готовят и специалистов для машиностроительных предприятий.
- Как вы думаете, предприятия МСК влияют на ОС?
М/с значительно загрязняет водные ресурсы. В сточных водах его предприятий содержатся различные масла, металлическая стружка, окалина и др. Особенно ядовиты сточные воды производств, ведущих химическую обработку металлов. В твердых отходах преобладают металлы, пластмассы, шлак. Специфический для отрасли вид загрязнения - шум и вибрация, возникающие в результате работы разнообразного оборудования. Они отрицательно воздействуют не только на людей, но и на оборудование и здания
Итак, мы рассмотрели МСК, каково значение комплекса?
Какие районы страны являются ведущими по уровню развития машинстроения?
Какие отрасли машиностроения будут преимущественно развиваться в будущем? (высокотехнологичные)
Доля машиностроения в хозяйстве страны должна увеличиваться за счет новых предприятий или технического переоснащения действующих?
Тест/ самопрверка
-
Доля МСК в выпуске продукции промышленности России составляет:
а) ½; б) 1/5; в) 2/3; г) ¼?
2. Переход оборонного предприятия на выпуск мирной продукции:
а) комбинирование; б) концентрация; в) конверсия; г) специализация.
3. Выпуская прибор для определения скорости автомобиля, завод участвует в … специализации:
а) подетальной; б) технологической; в) предметной; г) функциональной.
4. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции - это …
а) специализация; б) кооперирование; в) комбинирование.
5. Установите соответствие между отраслью машиностроения и фактором ее размещения:
1. Производство комбайнов а) трудовой
2. Производство горно-шахтного оборудования б) сырьевой
3. Электронное машиностроение в) научный
4. Автомобилестроение г) потребительский
1г 2б 3в 4а
Все ответы верны - 5
Одна ошибка - 4
-
Рефлексия
Вернемся к задачам урока. Решили мы их или нет? Я предлагаю вам оценить свой вклад в достижении цели. Зеленый знак - понял, могу объяснить, применить
Жёлтый - понял, но не могу объяснить другому.
-
Итог, домашнее задание
§ 15, 16.
-
Определить, в чем различие развития машиностроения европейской и азиатской части РФ
-
Выяснить, продукция машиностроения каких стран и регионов нашей страны есть в вашем доме.
-
РТ с. 46 № 1, 2 (к/к)
Использованные ресурсы:
-
В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2012
-
Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: «ВАКО», 2005
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
-
Электронное приложение к учебнику В.П. Дронова, Л.Е Савельевой. Россия: природа, население, хозяйство