Урок географии «Машиностроительный комплекс» 9 класс

"Описание материала: "Комбинированный урок географии в 9 классе по теме «Машиностроительный комплекс» с использованием информационно-комуникационной технологии. Содержит задания ГИА, профориентационную информацию. Для урока создана презентация для интерактивной доски SmartBoard. "Использован учебно-методический комплект: В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2012. Материал содержит интерактивную презентацию, конспект, раздаточный материал. Урок был п...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: География

Тема урока: Машиностроительный комплекс. Факторы размещения и география отраслей.

9 класс

Учитель: Семёнова Елена Дмитриевна

Квалификация: высшая

Цель: познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение машиностроения, их влияние на географию отраслей; формировать ключевые компетенции: информационные (работа с разными источниками информации) и предметные (умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий); формировать профориентационную направленность, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

- закрепить новые термины и понятия «специализация», «кооперирование, факторы размещения;

- изучить карту «Машиностроительный комплекс», сопоставить ее с другими картами; рассмотреть основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения;

- познакомить учащихся с машиностроительными предприятиями г. Новосибирска;

УМК: В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2012

Используемая технология: ИКТ-технология, проблемное обучение

Тип урока: комбинированный

Обеспечение урока: ИД SmartBoard, мультимедийная презентация, учебник, атлас 9 класс

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задание (повторение пройденного материала)

3. Определение темы и цели урока

4. Изучение новой темы

5. Рефлексия

6. Итог, домашнее задание


  1. Организационный момент

Приветствие.


  1. Мотивация. Повторение пройденного ранее материала (фронтальный опрос)

1: 2: 4 ? Ребята, скажите, что означает эта пропорция?

1 - темпы развития всего хозяйства

2 - развитие машиностроения

4 - отрасли первой группы

В России это условие пока не соблюдается.

Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке.

- МСК - один из ведущих комплексов, он входит в авангардную тройку отраслей. Почему?

(1) приходится 1/5 продукции промышленности; 2) продукция применяется повсеместно; 3) от уровня развития машиностроения зависит уровень развития всего хозяйства)

- Какие отрасли входят в состав МСК?

- МСК не только крупный поставщик продукции, но и ее потребитель.

С какими отраслями хозяйства МСК имеет экономические связи?

- Вы знаете, что большинство машин состоит из множества деталей (например, в электровозе > 200 тыс.).

Какие формы организации производства получили наибольшее развитие в машиностроении? (специализация и кооперирование)

- Вспомните, какие виды специализации вам известны?

- Что такое конверсия? Можете привести примеры?

(Челябинский тракторный завод выпускал танки, сейчас - тяжелые инженерные машины (промышленные тракторы, бульдозеры, трубоукладчики; Чкаловский завод - выпуск пассажирских самолетов)

  1. Определение темы и цели урока

- Ребята, какой МОК вы уже изучили? (научный)

При изучении каждого МОКа вы будете придерживаться плана; перед вами памятки с планом характеристики МОК:

План изучения межотраслевого комплекса

  1. Значение и функции межотраслевого комплекса в хозяйстве (учебник, с. 57, табл. 14)

  2. Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.

  3. Факторы размещения отраслей

  4. География размещения

  5. Перспективы и проблемы развития комплекса.

Исходя их этого плана, скажите, какова тема нашего занятия? Что нам нужно будет изучить?

(сами определяют тему и целеполагание)


  1. Изучение новой темы

Назовите, какую продукцию производят предприятия машиностроения?

Поскольку продукция м/с очень разнообразна, на размещение его предприятий влияет много факторов.

Итак, какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособной, а предприятие не было убыточным?

Работа с таблицей 3 Приложения с. 274

В ходе изучения заполняют таблицу

фактор

примеры отраслей

примеры центров

наукоемкость

авиастроение, приборостроение

Новосибирск, Москва, СП, Екатеринбург и др.

военно-стратегический

танкостроение, ракетостроение,

военное судостроение,

пр-во стрелкового оружия

Н. Тагил, Омск

Москва, Воронеж, Самара

СП, Северодвинск

Ижевск

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находится в определенной зависимости.

  1. По карте «Машиностроение» (А. с. 16), определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

  2. Назовите центры этих отраслей.

  3. Сопоставьте карту «Машиностроение» (с. 16) с картой «Плотность населения» (с. 6) и «Металлургия» (с. 13). Сделайте вывод о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

трудоемкость

автомобилестроение,

электротехническое

приборостроение

Москва, Казань, Самара и др

металлоемкость (тяжёлое м/с)

энергетическое,

металлургическое

пр-во горно-шахтного оборудования

Екатеринбург, Челябинск, Иркутск, Красноярск и др.

Вывод: наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров - условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла - условие для размещения металлоемкого машиностроения.

Роль следующего фактора давайте разберем на таком примере (задание ГИА):

Калининградское автосборочное предприятие «Автотор» - одно из крупнейших в России по производству и сборке легковых автомобилей. Предприятие выпускает более 25 моделей всемирно известных брендов.

При выборе места для размещения предприятия большое значение имело наличие на территории области особой экономической зоны и квалифицированной рабочей силы.

Какая еще географическая особенность области способствует успешному развитию данного производства?

Ответ: Развитие транспорта. 1) морским путем привезти комплектующие; 2) по железной дороге или морем - отправить готовую продукцию потребителям

транспортный

автомобилестроение

Калининград, Калуга, Ульяновск и др.

потребительский

судостроение,

тракторостроение, сельскохозяйственное м/с

Ростов-на-Дону, Красноярск (комбайны)

Бежецк (льноуборочные)

Архангельск

Физ. минутка

Работа у ИД. Установите соответствие между названием отраслей машиностроения, примерами центров и факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий.

Судостроение Н. Тагил, Тольятти, Н. Новгород наукоёмкость

Энергетическое Волгодонск, Барнаул, Екатеринбург трудоемкость

Авиастроение Архангельск, Владивосток, Н. Новгород металлоемкость

Автомобилестроение Новосибирск, Иркутск, Уфа потребительский

Ответ:

Автомобилестроение Н. Тагил, Тольятти, Н. Новгород трудоемкость

Энергетическое Волгодонск, Барнаул, Екатеринбург металлоемкость

Судостроение Архангельск, Владивосток, Н. Новгород потребительский

Авиастроение Новосибирск, Иркутск, Уфа наукоёмкость

В отличие от многих отраслей хозяйства машиностроение развито во всех районах страны.

Но благодаря сочетанию факторов, благоприятных для его развития, основная часть продукции (ок. 90%) производится в европейской части страны.

Скажите, какие машиностроительные предприятия работают в нашем городе и какова их продукция?

Какие факторы позволяют размещать предприятия этих отраслей?

Электрон

Чкаловский завод

Элсиб

Сиант

ПО СибСельМаш - с\х техника

ИВЕКО - мини-грузовики

Сиблит маш -

Сибэлектротерм -

ОАО завод «Труд» -

В Новосибирске готовят и специалистов для машиностроительных предприятий.

- Как вы думаете, предприятия МСК влияют на ОС?

М/с значительно загрязняет водные ресурсы. В сточных водах его предприятий содержатся различные масла, металлическая стружка, окалина и др. Особенно ядовиты сточные воды производств, ведущих химическую обработку металлов. В твердых отходах преобладают металлы, пластмассы, шлак. Специфический для отрасли вид загрязнения - шум и вибрация, возникающие в результате работы разнообразного оборудования. Они отрицательно воздействуют не только на людей, но и на оборудование и здания

Итак, мы рассмотрели МСК, каково значение комплекса?

Какие районы страны являются ведущими по уровню развития машинстроения?

Какие отрасли машиностроения будут преимущественно развиваться в будущем? (высокотехнологичные)

Доля машиностроения в хозяйстве страны должна увеличиваться за счет новых предприятий или технического переоснащения действующих?

Тест/ самопрверка

  1. Доля МСК в выпуске продукции промышленности России составляет:

а) ½; б) 1/5; в) 2/3; г) ¼?

2. Переход оборонного предприятия на выпуск мирной продукции:

а) комбинирование; б) концентрация; в) конверсия; г) специализация.

3. Выпуская прибор для определения скорости автомобиля, завод участвует в … специализации:

а) подетальной; б) технологической; в) предметной; г) функциональной.

4. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции - это …

а) специализация; б) кооперирование; в) комбинирование.

5. Установите соответствие между отраслью машиностроения и фактором ее размещения:

1. Производство комбайнов а) трудовой

2. Производство горно-шахтного оборудования б) сырьевой

3. Электронное машиностроение в) научный

4. Автомобилестроение г) потребительский

1г 2б 3в 4а

Все ответы верны - 5

Одна ошибка - 4


  1. Рефлексия

Вернемся к задачам урока. Решили мы их или нет? Я предлагаю вам оценить свой вклад в достижении цели. Зеленый знак - понял, могу объяснить, применить

Жёлтый - понял, но не могу объяснить другому.


  1. Итог, домашнее задание

§ 15, 16.

  1. Определить, в чем различие развития машиностроения европейской и азиатской части РФ

  2. Выяснить, продукция машиностроения каких стран и регионов нашей страны есть в вашем доме.

  3. РТ с. 46 № 1, 2 (к/к)

Использованные ресурсы:

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2012

  2. Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: «ВАКО», 2005

  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов

  4. Электронное приложение к учебнику В.П. Дронова, Л.Е Савельевой. Россия: природа, население, хозяйство

© 2010-2022