Программа по географии для студентов 1 курса по профессии продавец, контролер-кассир

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ГЕОГРАФИЯ




























2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФия разработана в соответствии с Приказом № 1089 от 05.03.2004 года и на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии, примерных программ для профессий и специальностей среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей: 38.00.00 Экономика и управление.


Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий техникум общественного питания»

Разработчики:

Т.А. Головкова преподаватель географии и биологии

.

Рекомендована Методическим советом ГОБПОУ «Липецкий техникум общественного питания

Заключение Методического совета №____________ от «____»__________20__ г.






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

1.2. Место учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ осуществляется в структуре основной профессиональной образовательной программы:

изучение дисциплины осуществляется в рамках социально-экономического цикла.

1.3. Цели учебной дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины Биология направлено на достижение следующих целей:

1) освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

2) овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

4) воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

5) использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

6) нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

7) понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины География обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

приводить аргументы и контраргументы;

- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич-

ной оценки получаемой информации;

- креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

- представление о необходимости овладения географическими знаниями с

целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии

в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических

аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов

и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной

информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

В результате освоения учебной дисциплины на базовом уровне студент должен

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

знать:

-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента - 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 72 часов;

самостоятельной работы студента - 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия (географические исследования)

22

Самостоятельная работа студента (всего)

36

в том числе:


Выполнение домашних заданий

Подготовка сообщений и рефератов

Подготовка презентаций

Работа с дополнительными источниками информации

12

8

8

8


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины география

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

2


1


География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

2


Самостоятельная работа студентов:

Проработка лекционного материала и дополнительной литературы, работа с интернет ресурсами для поиска информации.

2

3

Тема 2.

Политическое устройство мира.

4



Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2


1, 2

Практические работы:

П.р.1 Формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа и интернет ресурсами для поиска информации.

2

3

Тема 3.

География мировых природных ресурсов.

4



Взаимодействие человечества и природы. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

4


1, 2

Самостоятельная работа студентов.

Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации.

2


3

Тема 4

География население мира.

6



Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

4



1, 2

Практические работы:

П.р.2 Анализ размещения и структуры населения стран мира.


2


2


Самостоятельная работа студентов.

Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации.

4

3


Тема 5.

Характеристика и география мирового хозяйства.

18



Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.

14



1, 2

Практические работы:

П.р.3 Анализ размещения отраслей промышленности и с/х.

П.р.4 Географические особенности развития мирового транспорта.


2

2


2

Самостоятельная работа студентов.

Проработка лекционного материала. Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации. Составление презентаций.

6

3

Тема 6.

Характеристика и география регионов и стран мира.

30



Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

20



1, 2

Практические работы:

П.р.5 Характеристика Великобритании.

П.р.6 Характеристика Индии.

П.р.7 Административно-территориальное устройство США и Канады.

П.р.8 Характеристика Бразилии.

П.р.9 Характеристика Австралии и Океании.


2

2

2

2

2



2


Самостоятельная работа студентов.

Работа с картами атласа, таблицами, диаграммами и интернет ресурсами для поиска информации. Составление презентаций. Работа на к/к.

12

3

Тема 7.

Россия в современном мире.

4



Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

2



1, 2

Практические работы:

П.р.10 Место России в современном мире.


2


2

Самостоятельная работа студентов.

Работа с картами атласа, таблицами и интернет ресурсами для поиска информации. Составление презентаций и картосхем.

4

3


Тема 8.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4


Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных

проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

1


1,2



Практические работы:

П.р.11 Анализ и пути решения глобальных проблем человечества.


2


2,3

Самостоятельная работа студентов.

Работа с дополнительными источниками информации для написания реферата.

4

3

Итого (всего/аудиторно)

108/72


Уровни освоения учебного материала:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Изучение учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- оборудованное рабочее место преподавателя

- посадочные места по количеству студентов

- политическая карта мира

- технические средства обучения: ноутбук, проектор, презентации к урокам.


3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Для студентов

Основные источники:

  1. Е.В. Баранчиков. География. Базовый уровень: учеб. для профессий и специальностей социально-экономического профиля. - М. «Академия», 2013.

Дополнительные источники:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2005.

  2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2005.

  3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира».- М., 2005.

  4. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира».

10 кл. - М. «Дрофа», 2005.

  1. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. - М., 2008.

  2. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008.

  3. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО. - М., 20005.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. - М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. - М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10-11 классы. М.: 2014.

Интернет-ресурсы

wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Учащийся должен знать:

*основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

*особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

*численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

еографические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

*особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Учащийся должен уметь:

*определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

*оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

*применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

*составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

*сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни:

*выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

*нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

*понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

пятибалльная система оценки знаний

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.


устный индивидуальный контроль

письменный фронтальный контроль,

устный индивидуальный контроль.


устный индивидуальный контроль


практический фронтальный и индивидуальный контроль

устный индивидуальный контроль

практический фронтальный и индивидуальный контроль


практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль


практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль


практический фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль

самоконтроль

самоконтроль



самоконтроль

Разработал:

ГОБПОУ «ЛТОП» преподаватель Т.А.Головкова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


ЭКСПЕРТ

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


8

© 2010-2022