- Преподавателю
- География
- Организация кружковой работыГотовимся к олимпиадам
Организация кружковой работыГотовимся к олимпиадам
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Молчанова Н.А. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучаемой деятельности. Кружок « Готовимся к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятие в кружке « Готовимся к олимпиаде по географии» позволит заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.
Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа кружка составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2011 г. и с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.
Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа кружка « Готовимся к олимпиаде по географии» предполагает углубленное изучение материала по темам «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно - хозяйственные зоны», «Население России», «Хозяйство и районы России». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.
Цель занятий кружка: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
Задачи географического кружка « Готовимся к олимпиаде по географии»:
- знакомство с историей развития географии;
- формирование личных учебно-познавательных мотивов;
- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;
- формирование умений решать географические задачи;
- умение определять географические объекты по их описанию
Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели объединения « Готовимся к олимпиаде по географии» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.
Сроки реализации программ. Программа кружка « Готовимся к олимпиаде по географии» рассчитана на 1 год обучения, 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа.
Возраст учащихся: 15 - 16 лет.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п./п.
Раздел
Кол-во часов
в том числе
Приме-чание
теор.
практ.
выезд.
1
Вводное занятие
2
1
1
-
2
Земля во вселенной
38
16
22
-
3
Природа и население России
50
23
27
-
4
Хозяйство и районы России
50
20
30
-
5
Итоговые занятия
4
-
4
-
ИТОГО:
144
60
84
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы в кружке. Практика. Игры.
2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода - «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.
3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно - хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
5. Итоговые занятия Практика. Защита творческих работ.
Мониторинг. Награждение.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№
темы
Название раздела
Вид контроля
Форма
1
Вводное занятие
групповой
устный зачет
2
Земля во вселенной
персональный групповой
мониторинг обученности
работа по карте
решение практических задач
игра
3
Природа и население России
персональный групповой
творческий отчёте
работа по карте
решение практических задач
игра
4
Хозяйство и районы России
персональный групповой
выпуск мини-газет
решение практических задач
5
Итоговые занятия
групповой
защита творческих работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Географический кружок «Готовимся к олимпиаде по географии» - добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.
Демонстрационный материал для учителя: компьютерные презентации, настенные и интерактивные карты, плакат - схемы, статистический материал, образцы оформления географических мини-газет.
Материалы для детей: различные атласы, контурные карты, цветные карандаши, линейка, транспортир, циркуль измеритель, компас и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
-
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
-
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
-
География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
-
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
-
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. - 2009.
-
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
-
Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. - М.: Аист: Астрель. 2012.
2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. - М.: МИРОС. 2005.
3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.
-
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п./п.
Название
методического материала
Форма
методического материала
Раздел и тема
программы
Содержание
материала
Целевое назначение материала
Методика
применения
материала
1
Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка.
Мультимедийная,
плакат - схема
Вводное
занятие
Презентация знакомит учащихся со значение географии в жизни человека с задачи географии и методы изучения окружающего мира, а также с задачами и содержанием кружка «Готовимся к олимпиаде по географии».
Данный материал предназначен для ознакомления учащихся, посещающих кружок, со значением географии в жизни каждого человека, с задачами и содержанием кружка, с правилами работы в кружке и безопасностью труда.
Предлагаемый материал выступает в роли определённого набора правил, которые необходимо соблюдать при работе в географическом кружке «Готовимся к олимпиаде по географии».
2
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков
География от урока к экзамену А.С. Наумов
Набор интерактивных карт.
Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации
Земля во вселенной
Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде
Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Земля во вселенной». Могли научиться на практике применять знания полученные при изучении данной темы.
Материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела
3
География от урока к экзамену А.С. Наумов
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы
Набор интерактивных карт.
Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации
Природа и население России
Лекции и практические материалы данных сборников знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде
Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Природа и население России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы.
Сборник лекций интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации выступают в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела
4
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов
География от урока к экзамену А.С. Наумов
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы
Набор интерактивных карт.
Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации
Хозяйство и районы России
Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде
Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Хозяйство и районы России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы.
Излагаемый материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из раздела «Хозяйство и районы России».
5
Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии».
Мультимедийная презентация, плакат- схема
Итоговое
занятие
Формы и подходы к подведению итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии».
Вспомогательный материал при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии».
Материал выступает в роли вспомогательного при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЪЕДИНЕНИЯ «Готовимся к олимпиаде по географии»
Дата
№ п./п.
Название раздела и темы
Всего часов
в том числе
Примечание
теор.
практ.
выезд.
1. Вводное занятие
2
1
1
-
1
Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы в кружке. Игры.
2
1
1
-
2. Земля во вселенной
38
16
22
-
2
Солнечная система. Решение практических задач .
2
1
1
-
3
Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач .
2
1
1
-
4
План и карта. Занятия по тестам.
2
1
1
-
5
Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте.
2
-
2
-
6
Великие географические открытия. Решение практических задач.
2
1
1
-
7
Материки и океаны. Решение практических задач.
2
1
1
-
8
Внутреннее строение Земли. Решение практических задач.
2
1
1
-
9
Рельеф Земли. Занятия по тестам.
2
1
1
-
10
Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам.
2
1
1
-
11
Вода - «кровеносная система Земли». Земля во вселенной-Брейн-ринг.
2
1
1
-
12
Население мира. Решение практических задач.
2
1
1
-
13
Решение задач школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии.
2
-
2
-
14
Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач.
2
1
1
-
15
Материки, океаны, страны. Европа. Занятия по тестам.
2
1
1
-
16
Материки, океаны, страны. Азия. Занятия по тестам.
2
1
1
-
17
Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам.
2
1
1
-
18
Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам.
2
1
1
-
19
Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. Конкурс
2
1
1
-
20
Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела «Земля во вселенной».
2
-
2
-
3. Природа и население России.
50
23
27
-
21
Пространство России. Границы. Решение практических задач.
2
1
1
-
22
Часовые пояса. Решение практических задач.
2
1
1
-
23
Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.
2
-
2
-
24
История исследования. Защита творческих Робот.
2
1
1
-
25
Источники географической информации. Решение практических задач.
2
1
1
-
26
Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Работа по карте..
2
1
1
-
27
Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Работа по карте.
2
1
1
-
28
Богатство недр России. Занятия по тестам.
2
1
1
-
29
Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Решение практических задач.
2
1
1
-
30
Климат. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны. Решение практических задач.
2
1
1
-
31
Климат и человек. Агроклиматические ресурсы. Работа по карте.
2
1
1
-
32
Внутренние воды России. Реки. Решение практических задач.
2
1
1
-
33
Внутренние воды России. Озёра. Решение практических задач.
2
1
1
-
34
Внутренние воды России. Болота. Ледники. Творческий отчёт.
2
1
1
-
35
Почвы. Занятия по тестам.
2
1
1
-
36
Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам.
2
1
1
-
37
Природно - хозяйственные зоны. Северная и таёжная зоны. Занятия по тестам.
2
1
1
-
38
Природно - хозяйственные зоны. Смешанные лесе, лесостепи, степи и пустыни. Работа по карте.
2
1
1
-
39
Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Работа по карте.
2
1
1
-
40
Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт.
2
1
1
-
41
Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Занятия по тестам.
2
1
1
-
42
Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Занятия по тестам.
2
1
1
-
43
Население России. Естественное движение и миграция. Творческая робота..
2
1
1
-
44
Плотность населения. Города миллионеры. Работа по карте.
2
1
1
-
45
Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Природа и население России».
2
-
2
-
4. Хозяйство и районы России.
50
20
30
-
46
Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Занятия по тестам.
2
1
1
-
47
Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте.
2
1
1
-
48
Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам.
2
-
2
-
49
Отрасли и межотраслевые комплексы. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам.
2
1
1
-
50
Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам.
2
1
1
-
51
Топливно - энергетический комплекс. Игра.
2
1
1
-
52
Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам.
2
1
1
-
53
Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам.
2
1
1
-
54
Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Хозяйство».
2
-
2
-
55
Европейская часть России. Восточно-Европейская равнина. Занятия по тестам.
2
1
1
-
56
Центральная Россия. Состав территории. ГП, его изменение в различные периоды. Население. Занятия по тестам.
2
1
1
-
57
Центрально - Чернозёмный район. Природные ресурсы, хозяйство. Территориальная структура и города района. Занятия по тестам.
2
1
1
-
58
Волго-Вятский район. Народы, их историко-культурные особенности. Работа по карте.
2
1
1
-
59
Северо-Западный район. ГП и природа. Работа по карте.
2
1
1
-
60
Калининградская область. Европейский Север. ГП, особенности природы. Этапы освоения и заселения Европейского Севера. Занятия по тестам.
2
1
1
-
61
Поволжье. ГП и природа. Население и хозяйство Поволжья. Занятия по тестам
2
1
1
-
62
Северный Кавказ. Особенности ГП, природные условия. История присоединения к России и заселения русскими.
2
1
1
-
63
Урал как природный и как экономический район. Особенности ГП и природы. Работа по карте.
2
1
1
-
64
Азиатская часть России. Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Работа по карте.
2
1
1
-
65
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат. Работа по карте.
2
1
1
-
66
Западная Сибирь. Особенности природы. Занятия по тестам.
2
1
1
-
67
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение. Занятия по тестам.
2
-
2
-
68
Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Занятия по тестам.
2
-
2
-
69
Байкал - жемчужина России. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре. Занятия по тестам.
2
1
1
-
70
Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Опасные природные явления. Занятия по тестам.
2
-
2
-
5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
4
-
4
-
71
Творческие отчеты
2
-
2
-
72
Мониторинг. Награждение
2
-
2
-
ИТОГО:
144
60
84
-