Разработка урока по теме Численность населения Земли. (УМК Сфера)

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме Численность населения Земли. (УМК Сфера)Разработка урока по теме Численность населения Земли. (УМК Сфера)Разработка урока по теме Численность населения Земли. (УМК Сфера)Технологическая карта урока географии

Тема

Сколько людей живет на Земле?

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат - осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат - уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат - знать численность населения Земли.

Задачи урока

1) Сформировать знания о факторах характеризующих население и влияющих на него.

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения.

Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста.

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Переписи населения, рождаемость, смертность, естественный прирост

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.е. савельев, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Ресурсы

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

  1. Какой раздел мы начали изучать?

  2. Как называлась тема нашего прошлого урока?

  3. О чем шла речь?

  4. Что нового вы узнали?

  5. Какие расы относятся к основным? Чем они отличаются друг от друга.

  6. Какие расы относят к смешанным?

Какой подведем итог? Наши знание достаточны? (дети высказываются)

Мы продолжаем изучение данного раздела. Я сейчас зачитаю некоторые цифры, подумайте, как данная статистика, быть может, связана с нашим уроком.





Счетчик населения Земли

05-11-2015 17:32:45

7 336 790 276

Численность населения

3 700 264 341

Численность мужского населения(50.4%)

3 636 525 935

Численность женского населения(49.6%)

117 900 836

Рождено в этом году

279 193

Рождено сегодня

47 281 679

Умерло в этом году

111 964

Умерло сегодня

70 619 158

Рост численности населения в этом году

167 228

Рост численности населения сегодня

Счетчик населения России

05-11-2015 17:33:34

146 355 401

Численность населения

67 787 975

Численность мужского населения(46.3%)

78 567 426

Численность женского населения(53.7%)

1 634 355

Рождено в этом году

3 873

Рождено сегодня

1 613 323

Умерло в этом году

3 823

Умерло сегодня

64 335

Мигрировало в этом году

152

Мигрировало сегодня

85 368

Рост численности населения в этом году

202

Рост численности населения сегодня

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

И так, как вы бы назвали наш урок? ( дети высказываются) А давайте посмотрим как называется наша тема в учебнике? ( Сколько людей живет на Земле?)

Какую цель мы поставим? (Узнать какие факторы влияют на численность населения)

Возьмите рабочий лист, записываем тему урока, дату ФИ, цель урока.

А так же составьте план нашего урока. Какой вопрос будет у нас основополагающий?

План урока:

Сколько людей живет на Земле?

Что влияет на рост численности людей?

Как считают землян?

Сколько сейчас людей?

Что бы реализовать наш план работы, мы с вами должны обратиться к учебнику

(п.11, стр 40)

Выполним задания , для этого работаем с учебником и группами.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Групповая работа: (5 мин)

1 группа (первый ряд) выполняют задание 1

Вопрос 1.

Перепись - это пересчет населения в какой-либо стране

Переписи проводятся через 5 или 10 лет.

Первые переписи были проведены около 3 тыс. лет назад в Египте, Индии, Месопотамии, Китае.

В России регулярные переписи проводятся с 1897 г. Последняя из них в 2010 г.

Интересный факт:

В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) уже не осталось стран, в которых вообще не проводились переписи населения. В 1975-1984 гг. 191 стран и территория провели переписи: они хватили 95% мирового населения.



































2 группа (второй ряд) выполняют задание 2

Вопрос 2

Проанализируйте изменения в темпах роста населения Земли (рис.2.2 стр.40) и ответьте на вопросы «Помощника»

  1. Численность населения 1 млрд. чел. достигла примерно в 19 веке. ( если быть точным, это произошло в 1820 г.)

  2. Следующее удвоение произошло в 1927 г., т.е через 107 лет, третий раз в 1960 (через 33 г.) и т.д.

  3. В 2050 г. население Земли будет 9 млрд. чел. оно увеличится на 2 млрд. чел.








3 группа (третий ряд) готовит вопросы по 1 и 2 пунктам

Вопрос 3.

Используя пункт 3, стр.41 ответьте на вопросы:

Какие причины влияют рост численности населения? Уровень развития страны, благостояние людей, национальные традиции, голод, болезни, война, стихийные бедствия

Что такое «рождаемость»? Количество человек родившихся, за какой - то период на 1000 жителей.

Что такое «смертность»? Количество человек умерших, за какой - то период на 1000 жителей.

Что такое «естественный прирост населения»? Разница между числом родившихся и умерших в расчете на 1000 жителей за 1 год.

Естественная убыль населения - это когда людей, которые умерли больше, чем родилось.
























Отчет групп

Скажите, какие вопросы вызвали у вас затруднение? Почему?

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Работа с картой атласа «Прирост населения», стр. 17

Назовите материк, в странах которого:

  1. Наиболее велик естественный прирост (Африка)

  2. На каком материке, и в какой, его части наблюдается естественная убыль населения? (Евразия, северная часть)

  3. А какие это страны? (Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Польша и т.д.)

  4. Каков естественный прирост в Австралии? (от 0-10)

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так давайте подведем итог нашего урока.

О чем сегодня шла речь нас уроке?

Что нового вы открыли для себя?

Что мы сегодня делали на уроке, чтобы реализовать цель урока

Этап контроля знаний и способов действий

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий обучающихся в рамках изученной темы

Выполните тест:

1.Численность населения мира в настоящее время составляет:

А. менее 6 млрд. чел Б. 6.5 - 7 млрд. чел.

В. 6-6,5 млрд. чел Г. более 7 млрд. чел

2. Наибольший прирост населения характерен для стран:

А. Евразии Б, Северной Америки

В. Южной Америки Г. Африки

3. Резкое преобладание детей в возрастной структуре населения характерно для стран:

А. Евразии Б, Северной Америки

В. Южной Америки Г. Африки

4. Разница между количеством родившихся и количеством умерших в расчете на 1000 жителей за 1 год называется естественный прирост
















Используя данные таблицы, сравните страны по показателю естественного прироста населения. Расположите страны в порядке возрастания этого показателя


Разработка урока по теме Численность населения Земли. (УМК Сфера)

В А Б

12

30

6

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 11

Найдите информацию о самых маленьких странах мира

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Прием незаконченного предложения

  • На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

  • На этом уроке меня порадовало…

  • Я похвалил бы себя…

  • Особенно мне понравилось…

  • После урока мне захотелось…

  • Я мечтаю о …

  • Сегодня мне удалось…

  • Я сумел…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я научился…

  • Меня удивило…


© 2010-2022