• Преподавателю
  • География
  • Методическая разработка элективного курса по географии 8-9 классов Природное и культурное наследие России: изучаем, оцениваем, сохраняем

Методическая разработка элективного курса по географии 8-9 классов Природное и культурное наследие России: изучаем, оцениваем, сохраняем

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические особенности элективного курса

«Природное и культурное наследие России:
изучаем, оцениваем, сохраняем»

В рамках модернизации географического образования элективные курсы, в том числе и практико-ориентированные, призваны стать тем «образовательным пространством», способствующим самоопределению учащихся основной ступени в отношении «профилирующего направления их дальнейшей деятельности». Ориентируясь на эти задачи, нами разработан элективный курс: «Природное и культурное наследие России: изучаем, оцениваем, сохраняем».

Элективный курс как форма организации учебного процесса, рассчитанная на самостоятельную исследовательскую деятельность, решение творческих задач и практическое воплощение этих решений, приобретает особое значение в изучении природного и культурного наследия России. Он создает познавательную, ценностную, деятельностную основу для изучения школьниками географии, существенным образом повышает мотивацию к ее изучению. Изучение природного и культурного наследия в рамках элективного курса предусматривается в 8-9 классах и рассчитан на 34 часа учебного времени. Курс обеспечивает углубленное изучение природного и культурного наследия на добровольной основе, учитывая при этом интересы, склонности и способности учащихся. Он обеспечивает преемственность изучения природного и культурного наследия в рамках основного содержания школьной географии России.

Цель курса - формирование у подростков знаний в единстве ценностных отношений о природном и культурном наследии России и родного края, развитие нравтсенных качеств учащихся.

Спецификой содержания является взаимосвязь научного, ценностного и деятельностного аспектов изучения природного и культурного наследия. В соответствии с этим были определены задачи курса:

1) углубление знаний учащихся о природном и культурном наследии России и родного края;

2) практическое ознакомление школьников с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия России и родного края;

3) обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся за счет непосредственного взаимодействия с объектами природного и культурного наследия России и родного края;

4) формирование у учащихся нравственного отношения к природному и культурному наследию России и родного края;

5) включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия России и родного края.

«Лицо» элективного курса составляет использование культурно-экологического подхода и идей личностно-ориентированного обучения, реализующимися в специфике геоэкологического и культурно-географического содержания о природном и культурном наследии, отражающем взаимодействие в системе «человек - природное и культурное наследие». Это определило основные методы разработанного нами предпрофиля - поисковый и исследовательские методы.

Важной особенностью курса является изучение природного и культурного наследия на трех территориальных уровнях: моя стана (Россия) - мой край (область) - мой город. Отбор объектов природного и культурного наследия на каждом территориальном уровне осуществляется в зависимости от их социальной значимости и познавательного потенциала. Так, на территориальном уровне России изучаются объекты наследия, имеющие социальную значимость не только для нашей страны, но и для всего мира в целом (т. е. объекты Всемирного наследия). Именно они формируют уникальные, самобытные черты России, отличающие ее от других стран мира. На территориальном уровне своего края и города особое внимание уделяется природному и культурному наследию ближайшего окружения школьников, а также изучаются объекты всемирного, общероссийского значения и наиболее значимые региональные объекты, имеющие значительный познавательный и ценностный потенциал.

Структура содержания учебного курса представлена в логике построения общеобразовательных программ школьного курса «География России». Изучение природного наследия России и своей местности реализует идею экологизации школьной географии и опирается на научную область географических знаний - геоэкологию. В связи с этим учебный материал о природном наследии раскрывается в контексте системы особо охраняемых природных территорий, обогащается геоэкологическими понятиями об экологической ситуации изучаемых регионов, экологическом природно-культурном каркасе территории.

Научно-мировоззренческой основой изучения культурного наследия России и родного края являются идеи и понятия культурной географии и исторической географии, в том числе представление о культурном ландшафте как объекте наследия. Культурное наследие раскрывается в русле культурно-исторического подхода, который позволяет представить культурное наследие как своего рода исторические пласты, включить объекты наследия в исторический контекст, что обеспечивает осознание учащимися роли данного объекта, его значимости на современном этапе развития цивилизации. Учебный материал о культурном наследии представлен с учетом экономического районирования России.

Программа курса отражает идеи гуманизации географии. Так, при изучении природного и культурного наследия России и родного края значительное место отведено персоналиям. Знакомство с именами и деятельностью великих соотечественников, с которыми связаны различные объекты природного и культурного наследия являются существенным условием для развития у школьников чувства гордости и ответственности за место своего проживания, гражданственности и патриотизма.

В целом программа элективного курса включает четыре содержательные линии, соответствующие этапам последовательно изучения природного и культурного наследия в школьном курсе «География России». В каждой содержательной линии определена вводная теоретическая часть и непосредственно практические задания к ней. Отметим, что практические задания имеют рубрикацию, направленную на развитие когнитивной, эффективной и волевой сфер сознания личности школьников. Нами созданы рубрики: «Ваша компетентность по теме», «Наследие на карте Родины», «Чти свои корни», «Мое участие в изучении и сохранении наследия». Первая содержательная линия представлена вводным знанием, которое предполагает мотивацию изучения природного и культурного наследия, способствует положительному восприятию его учащимися, осознанию необходимости его изучения и сохранения. Эта содержательная линия соответствует первому мотивационно-ориентировочному этапу последовательного изучения природного и культурного наследия в школьном курсе «География России».

Вторая содержательная линия включает темы 1 и 2 раздела «Что такое природное и культурное наследие». Данная содержательная линия соотносится с информационно-понятийным этапом изучения природного и культурного наследия. Третья содержательная линия имеет оценочно-смысловую направленность на изучение конкретных объектов всемирного природного и историко-культурного наследия России. Разработанная линия соответствует третьему этапу изучения наследия и включает темы 4 и 5 в практикуме.

Четвертая содержательная линия «Природное и культурное наследие родного края» включает раздел 3 в практикуме и соотносится с четвертым этапом изучения природного и культурного наследия. Эта линия задает направление изучения наследия в соответствии с особенностями. Важно, что содержательная линия обеспечивает не только изучение, сохранение и восстановление, но и практическое выявление объектов природного и культурного наследия, требующих своего изучения и сохранения. Собранные учащимися материалы передаются в государственные органы по охране природного и культурного наследия Нижегородского края и г. Н. Новгорода.

Теоретической основой практикума являются исследования Ю.А. Веденина, А.А. Григорьева, Е.Ю. Колбовского, В.П. Максаковского, Д.П. Финарова.

Психолого-педагогической и методической основой курса являются исследования И.И. Бариновой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, М.К. Ковалевской, В.В. Николиной, Ю.С. Мануйлова, В.А. Петровского, Е.Я. Черниховой. Разработка содержания о природном и культурном наследии Нижегородского края осуществлялась на основе исследований Ф.М. Баканиной, В.В. Баулиной, Ю.Г. Галай, Г.С. Камериловой, Е.В. Лукиной, В.М. Смирновой, Н.Ф. Филатова, Б.И. Фридмана.

Основное содержание

Вводное занятие в форме эвристической беседы по теме:

Россия - наследие - и мы.

Вопросы и задания для беседы:

1) Россия… Как много в этом слове для сердца нашего слилось!.. Расскажите о том, что для вас особенно дорого в родной стране, родном крае.

2) Наследие России и вашего края - что это такое?

Создайте двигательный, рисуночный, словесный или музыкальный образ природного и культурного наследия. Выразите в этом образе ваши эмоции и чувства по отношению к природному и культурному наследию.

  1. Опишите те объекты природного и культурного наследия, которые особенно дороги вам. Это объекты России, вашего края? Почему они
    вам дороги? Что вы ощущаете и о чем думаете, находясь рядом с ними, описывая их?

  2. Мы - хранители наследия прошлого и создатели наследия будущего. Что мы передадим будущим поколениям, что оставим после себя? Оцените состояние и сохранность известных вам объектов природного и культурного наследия вашей большой и малой родины. К каким выводам вы пришли?

  3. Протяните «руки помощи» объектам наследия: положите на один чистый лист бумаги свою правую руку, на другой - левую. Обведите их и заполните один рисунок внутри контура ответами на вопрос: «что я делаю для сохранения и восстановления наследия России, родного края?», а другой рисунок - ответами на вопрос: «Что еще я могу сделать для сохранения наследия?». Составьте индивидуальный план действий по изучению и сохранению природного и культурного наследия.

  4. Определите ваши личные цели сохранения природного и культурного наследия ваших предков.

  5. Напишите, что вам хотелось бы узнать о природном и культурном наследии и каких результатов вы ожидаете от предпрофильного курса?

Вводное занятие завершается просмотром и обсуждением видеофильма об уникальности и красоте природного и культурного наследия России и родного края.

Раздел I. Что такое природное и культурное наследие

Тема 1. Общее представление о природном и культурном наследии

Диалектика исторического развития природы и общества. Понятие о природном и культурном наследии: определение и термины, сущность, классификация, исторические этапы развития представлений о природном и культурном наследии. Познавательное, эстетическое, нравственное и практическое значение природного и культурного наследия.

Территориальная значимость природного и культурного наследия. Наследие международное, общероссийское, региональное, локальное, частное. Наследие как общечеловеческая ценность. Концепция Всемирного наследия. Роль международных организаций в сохранении наследия всемирного значения.

Тема 2. Способы изучения и сохранения природного
и культурного наследия

Информационный потенциал природной и культурной составляющей наследия. Чувственные способы изучения объектов природного и культурного наследия: искусство как путь чувственного познания; эстетическое познание красоты природного и культурного наследия; экологическая этика как регулятор сохранения гармоничных взаимоотношений человека и наследия.

Чувственное изучение наследия через национальные и религиозные традиции и табу, пословицы, приметы, обряды.

Специфика и сущность методов научного познания природного и культурного наследия: картографирование, научное описание, паспортизация, мониторинг. Планы и алгоритмы использования.

Экологический туризм - важный способ сохранения и изучения наследия. Объекты природного и культурного наследия как центры развития экологического туризма.

Практикум

Ваша компетентность по теме

1. «Нация, которая не ценит культуру, обречена на гибель…» - говорил академик Д. С. Лихачев. Как вы понимаете смысл этих слов?

2. Обоснуйте необходимость создания культурно-экологического каркаса в каждом экономическом регионе России.

3. Подтвердите примерами из собственной жизни слова нижегородского культуролога и краеведа Ю.Г. Галая: «Старина нас учит хорошему и отвлекает от дурного…»

Природное и культурное наследие на карте Родины

4. Ознакомьтесь с картой природного и культурного наследия России и родного края. Выявите культурно-исторические особенности размещения объектов по территории.

Чти свои корни

5. Проведите тестирование среди людей разных поколений на тему: «Кому поставлен этот памятник?» Проанализируйте полученные результаты. К каким выводам вы пришли?

6. Организуйте и проведите конкурс сочинений среди сверстников на тему: «Какое значение имеет для меня природное и культурное наследие моих предков?»

Мое участие в изучении, сохранении и восстановлении наследия

7. Продумайте и составьте универсальный план научного описания объектов природного и культурного наследия. Обсудите его с другими ребятами. Для чего он необходим в вашей работе?

8. Подготовьте школьный стенд о простейших способах защиты и сохранения природного и культурного наследия. Разработайте правила природо- и культуросообразного поведения человека в окружающей среде.

Раздел II. Природное и культурное наследие России

Тема 3. Природное наследие России

Природное наследие - основа культурно-исторического развития территории. Общая характеристика и особенности природного наследия России. Нормативно-правовая база сохранения российского природного наследия. Всемирное природное наследие - общемировое достояние и гордость России. Всемирное природное наследие на карте России. Характеристика и уникальность объектов Всемирного наследия нашей родины: Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, вулканы Камчатки, озеро Байкал, девственные леса Коми, Куршская коса, природный комплекс Сихотэ-Алиня, Убсунурская котловина, остров Врангеля и др.

Особо охраняемые природные территории России как объекты природного наследия: виды и особенности размещения. Биосферные заповедники России в системе природного наследия России и мира: значение, характеристика, география и карта.

Система особо охраняемых природных территорий - основа устойчивого развития России. Понятие об экологическом природно-культурном каркасе. Структура и перспективы развития экологического каркаса России.

Современные проблемы природного наследия России и возможные пути их решения: комплексный подход. Значение коэволюционного миропонимания как способа разрешения проблем наследия. Принципы природоохранной и природовосстановительной деятельности и способы их реализации.

Перспективные объекты Всемирного природного наследия России: дельта Лены, Валдайская возвышенность и другие.

Тема 4. Историко-культурное наследие России

Историко-культурное наследие - основа сближения культур многонациональной России и различных народов планеты. Отражение природных особенностей в национальных традициях, верованиях, обрядах россиян. Общая характеристика историко-культурного наследия России: материальные и духовные компоненты. Культурные ландшафты как объекты культурного наследия. Ведущая роль человека в управлении культурными ландшафтами. Культурные ландшафты прошлого и современности. Культурный и деструктурный ландшафт. Основные факторы риска для наследия в ландшафте. Последствия негативных изменений ландшафта как объекта наследия. Способы охраны и восстановления культурных ландшафтов Описание и уникальные черты культурных объектов России, входящих в престижный Список Всемирного наследия: Центральный район - Кремль и Красная площадь в Москве, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры; Северо-западный район и Калининградская область -исторические памятники Новгорода и его окрестностей, исторический центр Санкт-Петербурга; Европейский Север - исторический культурный и природный комплекс Соловецких островов, погост Кижи, ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области, цитадель; Северо-Кавказский и Поволжский районы - старый город и крепостные постройки Дербента, историко-архитектурный комплекс Казанского кремля и др.

Всемирное историко-культурное наследие на карте России: исторические закономерности пространственной локализации культурных объектов. Особенности культурного наследия России различных исторических эпох: средневековье и новейшее время в «диалоге культур».

Места хранения и трансляции природного и культурного наследия: значение и функции библиотек, музеев и архивов. Проблемы, способы охраны и восстановления культурного наследия России. Нормативно-правовая основа сохранения культурного наследия в России. Влияние поведения и общей культуры россиян на сохранение наследия. Культурно-природный каркас России: понятие, специфика, структура и возможности развития в будущем. Перспективные объекты культурного наследия России.

Практикум

Ваша компетентность по теме

1. Представьте, что вы - корреспондент одной из российских газет. Подготовьте репортаж на тему: «Портрет уникального объекта Всемирного наследия России».

2. Создайте топонимический образ наследия России. Для этого по очереди называйте значимые для вас топонимы объектов наследия, фиксируйте их на бумаге и не допускайте повторений. Выберите из названий 20 самых значимых для вас. По количеству повторений присвойте каждому топониму свое место от 1 до 20. В соответствии с этим выберите соответствующий размер условного знака для каждого объекта. Изобразите на бумаге получившийся рисунок, обсудите его с другими ребятами.

3. Представьте, что вы гид туристической фирмы. Составьте рекламные проспекты и разработайте увлекательный туристический маршрут к объектам природного и культурного наследия одного из экономических регионов России.

Природное и культурное наследие на карте Родины

4. На контурную карту России нанесите объекты Всемирного природного, культурного и природно-культурного наследия. В приложении к карте дайте краткое описание состава и уникальных черт каждого объекта Всемирного наследия России

5. Предложите объекты природного и культурного наследия к категории «Всемирное наследие России». Объясните свою точку зрения. Подберите условные знаки и нанесите предложенные вами объекты на контурную карту России.

6. Предложите объекты природного и культурного наследия к категории «Наследие России в опасности». Объясните свою точку зрения. Подберите условные знаки и нанесите предложенные вами объекты на контурную карту России.

7. Отметьте на контурной карте России биосферные заповедники. Условными знаками покажите, какие объекты там охраняются.

Чти свои корни

  1. Выскажите свою точку зрения на проблему приватизации выдающихся государственных объектов природного и культурного наследия России ее гражданами. Обоснуйте свою позицию.

9. Опишите природное и культурное наследие России с позиции человека 17 века. Какие объекты природы и культуры значимы для вас в этом временном периоде? Что вы хотели бы сохранить для своих потомков?

Мое участие в изучении, сохранении и восстановлении наследия России

10. Организуйте «Природно-культурные встречи с наследием нашей родины» для младших школьников. Подготовьте для них интересную информацию и занимательные наглядные материалы.

11. Создайте собственную библиографическую картотеку объектов Всемирного природного и культурного наследия России. Примите участие в поисковой работе: выставка-конкурс поискового материала по проблеме наследия России.

12. Проанализируйте карту экологических ситуаций России и карту Всемирного природного и культурного наследия России. Дайте общую оценку экологического состояния системы природного и культурного наследия, спрогнозируйте возможные последствия современного состояния российского наследия. Разработайте природно-культурный проект по выходу из кризисной ситуации.

Раздел III. Природное и культурное наследие родного края

Природное и историко-культурное наследие родного края: объекты всемирного, федерального, регионального, местного и личного значения. Специфика классификации наследия родного края: основные типы и виды природного и культурного наследия. Региональные законодательные основы охраны природного и культурного наследия.

Природное наследие родного края: краткая характеристика, географическое размещение, современные проблемы и перспективы развития. Система особо охраняемых природных территорий родного края как объект природного наследия.

Историко-культурное наследие родного края: краткая характеристика, географическое размещение, современные проблемы и перспективы развития. Выделение исторических пластов природного и культурного наследия, и их особенностей.

Культурные ландшафты края как объекты природно-культурного наследия: уникальные черты и особенности формирования. Персонифицированные (связанные с именами знаменитых личностей) объекты природного и культурного наследия края. Вклад личности в формирование наследия. Места хранения и трансляции природного и культурного наследия края. Музеи, библиотеки и архивы как центры духовно-нравственного воспитания человека. Поэтические, литературные, художественные музыкальные образы природного и культурного наследия родного края.

Перспективные объекты природного и культурного наследия края.

Практикум

Ваша компетентность по теме

1. Изобразите ментальную карту своей окружающей среды. Входят ли в нее объекты природного и культурного наследия России? Объясните, почему?

2. Подберите как можно больше эпитетов, характеризующих природное и культурное наследие вашего края.

3. Представьте, что вам поручено выступить на научно-практической конференции «Эстетика природного и культурного наследия регионов России» с докладом о наследии вашего края. Составьте план своего доклада.

Природное и культурное наследие на карте Родины

4. Составьте карту природного и культурного наследия своей местности. Обозначьте на ней объекты природного и культурного наследия вашего края, имеющие всемирное, федеральное и местное значение. (Такая карта может выполнять роль памятника природного и культурного наследию нашего времени, роль посланца нашего поколения - потомкам).

5. Обозначьте на контурной карте вашего края основные виды особо охраняемых природных территорий.

6. Предложите объекты природы и культуры вашего края для внесения их в официальный список природного и культурного наследия. Проранжируйте их по значимости и обоснуйте свою точку зрения. Подберите условные обозначения и отметьте на контурной карте родного края предложенные вами объекты.

7. Составьте карту вашего края: Природного и культурного наследия личного значения». Обозначьте на ней те объекты наследия, которые дороги лично вам.

Чти свои корни

8. Составьте генеалогическое древо вашей семьи. В каком веке жили ваши самые дальние предки? Дайте краткую характеристику природного и культурного наследия этого периода времени. Какие объекты наследия дошли до нас из тех времен? Предположите, что они могли значить для наших предков? А что они означают для вас сегодня?

9. Объединитесь в группы и совместно начните вести «Летопись природного и культурного наследия родного края». Используйте достоверные литературные источники, картографические, фото- и видео- материалы.

10. Посетите замечательные музеи вашего края. Что нового вы узнали о наследии родной земли? Оставьте свои впечатления в книге отзывов музея. Расскажите о музее своим родителям, друзьям, соседям.

Мое участие в изучении, сохранении и восстановлении наследия

11. Разработайте культурно-экологическую тропу по маршруту «Мой дом - улица(ы) города - школа». Подсчитайте, какое количество объектов природного и культурного наследия встречается вам по этому маршруту (обратите внимание на официальные объекты и те, которые, на ваш взгляд, должны быть рекомендованы к внесению в списки наследия края)? Замечали ли вы их раньше? Почему? Какие чувства вы испытываете, проходя по этому маршруту? Оцените состояние этих объектов наследия, используя следующий план:

Общая часть.

1) Название исследуемого объекта

2) Ведомственная принадлежность

3) Год образования

4) Адрес

5) Дата проведения исследования

6) Общая площадь территории

7) Площадь охранной зоны

8) Примерное количество посетителей (чел/час)

Специальная часть:

9) Экологически нерегламентированная застройка территории

10) Загрязнение воздушного бассейна (перечислите находящиеся рядом источники загрязнения, укажите расстояние до них в км, нанесите их на картосхему).

11) Загрязнение водоемов (опишите близлежащие водоемы и водотоки, исследуйте их, сделайте выводы)

12) Подтопление территории

13) Деградация растительности

14) Визуальное загрязнение (мусор, свалки)

15) Прочие факторы

16) Наиболее острые проблемные ситуации, связанные с состоянием окружающей среды в районе объекта природного и культурного наследия.

Составьте индивидуальный план действий по охране данных объектов и реализуйте ваши замыслы на практике.

12. Примите участие в конкурсе сочинений «Природное и культурное наследие родного края в судьбе России».

13. Проведите исследование на тему: «поведение человека в уникальных уголках природного и культурного наследия моего края». Подберите фотографии и сделайте выводы. Предложите и проведите конкретные мероприятия для улучшения отношения человека к своему природному и историко-культурному наследию.

14. Определите объекты природного и культурного наследия одного из районов вашего города, наиболее пострадавшие от экологических воздействий. Отметьте их на контурной карте и обозначьте источники воздействия. Составьте паспорт-описание на эти объекты. Напишите заметку о них в местную газету. Спланируйте и проведите работу по «экологической реабилитации» и «усыновлению» данных объектов. Представьте отчет о выполненной работе.

15. При сохранении природного и культурного наследия в черте города часто создают специальные смотровые площадки для обозрения удивительных по красоте ландшафтов. Определив подходящие места в вашем городе, спроектируйте подобные площадки. Представьте проект на обсуждение. Попытайтесь воплотить его в жизнь.

16. Продумайте и разработайте групповой проект создания культурно-экологического каркаса вашего края. Презентуйте проект и представьте его в местные органы власти.

Заключение

Рефлексивно-обобщающий урок по теме «Знаем, любим и сохраняем природное и культурное наследие нашей Родины».

Отметим, что внедрение данного элективного курса в учебный процесс общеобразовательных школ г. Нижнего Нвгорода показало повышение интереса учащихся к природному и культурному наследию, существенное углубление знаний о нем, развитие ценностных отношений о нем, стремление к его изучению и осуществлению социально-значимой деятельности по его сохранению и восстановлению.

Источники:

1. Смирнова, О. В. Программа предпрофильного курса: «Природное и культурное наследие России: изучаем, оцениваем, сохраняем» / О. В. Смирнова, Н. Ф. Винокурова // География и экология в школе XXI века. - 2005. - № 8.

2. Смирнова, О. В. Природное и культурное наследие России. Учебное пособие для 8-9-х классов / О. В. Смирнова, С. Н. Пияшова. - Н. Новгород: изд-во Волго-Вятск. акад. гос. службы, 2005.


© 2010-2022