Разработка урока по географии в 5 классе на тему

Данный конспект урока составлен для учащихся 5 класса, с учетом требований Федерального государственного образовательного  стандарта. К учебнику "География. Начальный курс" 5 класс под редакцией И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Конспект урока предусматривает применение  на уроке ИКТ технологий. Цель  урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам. Тип урока:Изучение нового материала. Оборудование: компасы, презентация, учебники,  рабочая   ...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по географии

Тема урока: Ориентирование.

Предмет: география

Класс: 5

Цель урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи урока: 1. Образовательные:

- познакомить учащихся со способами ориентирования в

пространстве;

- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения

человечества;

2. Развивающие:

- развивать умения работать с компасом; ориентироваться на

местности;

- развивать мышление, воображение, способности к

самостоятельному решению задач;

3. Воспитательные:

- способствовать формированию географической культуры, развитию

умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта

Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.


  • познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, работать с компасом.


  • коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. (Класс заранее делится на группы.)

Ход урока.

1. Организационный момент

- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Давайте проверим, насколько хорошо вы ее знаете. Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре.

- Всю работу делим поровну

- Если товарищ справляется лучше тебя, обратись к нему за помощью

-Если товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако делай это так , чтобы он сам работал в полную меру своих сил.

-Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность в действиях, и готовность помочь своему товарищу.

По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.(слайд 1)

Ф.И._______________________ Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

На юг

На север

На запад

На северо-восток

На юго-восток

На северо-запад

На юго-запад

Теперь выполним проверку задания. И оценим себя сами. Нет ошибок - «5»; одна или две ошибки - «4»; три, четыре ошибки- «3». Сдайте их, чтобы я могла проставить оценки в журнал. (Один человек проходит, и собирает карточки. Кладет на стол учителя.) (слайд 2)

3. Актуализация знаний.(слайд 3)

2.Новая тема

- Что наблюдаете на слайде? Может быть, кто-то знает название и автора этой картины?

Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье». Давайте рассмотрим картину. Что вы видите?

-Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например, если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.

- Как вы, думаете. Как будет называться тема нашего урока? - «Ориентирование».

-Совершенно верно.

- Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?

1. Выяснить, какими способами можно ориентироваться в пространстве.

2. Научиться ориентироваться.

3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.

(слайд 5)

-Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование». Что означает ориентирование?

Умение определять свое местоположение, относительно сторон горизонта.

-Какие существуют основные стороны горизонта?

Назовите промежуточные стороны горизонта?

Как называется прибор, который позволяет нам точно определить свое местоположение?

Да, правильно.

-Кто знает, что это такое?

Компас - это прибор, который служит для определения сторон горизонта.(слайд 6)

Об истории создания компаса вам расскажет Сережа Голиков, Яна Головкова.

Компас

Магнитный компас был изобретен в Китае. В Китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем на «деревянном поплавке лежит коричневый камень, который любит железо. Он, поворачиваясь, все время показывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто солнце и не видно звезд, спасает от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути. В III веке до н.э. компас, который назывался сынань, что означает "ведающий югом" имел вид разливательной ложки из магнетита.(слайд 7)

В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.

Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан. (слайд 8)

Ребята, почему компас показывает на север?

Давайте посмотрим умный мультфильм. (4.23м)

Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом». (слайд 9)

1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности;

2. Освободите рычаг(зажим) и дайте стрелке успокоиться;

3. Поворачивая компас, совместите синий конец стрелки с буквой «С»;

4. По шкале определите нужное направление.

Давайте все сориентируем компас и определим направление на север. Где в классе находится север, юг, восток, запад?

Заранее сформированы группы из учащихся, по 6 человек в классе. Четыре группы.

В группах выполняют практическую работу на карточках. Время указать (2м) (слайд10)

Установите компас по направлению север - юг.

Пользуясь компасом определите:



2. В каком направлении находится интерактивная доска;

север

3. В какую сторону горизонта обращено среднее окно вашего класса;

юго-запад

4. Направление, в котором находится дверь класса;

северо-восток

5. В каком направлении находится железный шкаф;

юго-восток






Физкультминутка. (Динамическая пауза 1.41м)

Ориентирование по Солнцу.

Определить свое местоположение с помощью компаса легко. Но что делать, если компаса нет под рукой? (слайд 11)В летний солнечный день ориентироваться на местности можно по Солнцу. Если в истинный полдень встать спиной к Солнцу и развести руки в стороны, то падающая от вас тень будет указывать на север; позади вас будет юг, справа-восток, слева - запад.

Черепахи могут ориентироваться по солнцу.(слайд 12)

Но ещё не до конца ясно как они могут

находить конечную цель путешествия.

У нас остались ещё способы ориентирования по местным признакам. Каждая группа получает карточку с рисунком, по которому нужно определить, как ориентироваться по данному признаку и через 3 мин. несколькими фразами рассказать классу.

-Ориентирование по звездам. (слайд 13-25)

- Ориентирование по пням, мху и грибам

-Ориентирование по животным;

-Ориентирование по постройкам

Во время выступления детей высвечиваются слайды

(слайд 26)

При движении необходимо запоминать ориентиры. Делать зарубки. Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружиться. Поскольку правая нога делает шаг шире, чем левая.

4. Рефлексия. (слайд 26)

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Все ли цели урока мы выполнили?

5. Домашнее задание. (слайд 27)

Запись домашнего задания в дневники.

1. Изучить параграф 17

2. Выполнить задания в тетради.

Выставляем оценки за урок

.Спасибо за внимание. (слайд 28)












Ф.И._______________________ Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

На юг

На север

На запад

На северо-восток

На юго-восток

На северо-запад

На юго-запад




Ф.И._______________________ Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

На юг

На север

На запад

На северо-восток

На юго-восток

На северо-запад

На юго-запад




Ф.И._______________________ Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

На юг

На север

На запад

На северо-восток

На юго-восток

На северо-запад

На юго-запад




Ф.И._______________________ Ф.И._______________________

Куда пошли?

В каком направлении надо идти обратно?

На восток

На юг

На север

На запад

На северо-восток

На юго-восток

На северо-запад

На юго-запад




Устанавите компас по направлению север - юг.

Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.


Направление, в котором находится дверь класса.

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

Устанавите компас по направлению север - юг.

Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.


Направление, в котором находится дверь класса.

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

Устанавите компас по направлению север - юг.

Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.


Направление, в котором находится дверь класса.

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.

Устанавите компас по направлению север - юг.

Пользуясь компасом определите:

В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса.


Направление, в котором находится дверь класса.

В каком направлении находится стол учителя.

В каком направлении находится настенная карта.


История компаса.


История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался Сынань, что означает "ведающий югом" имел вид разливательной ложки из магнетита.

В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.

В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света.

Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.













Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :




Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :


Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :


Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :


Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

Разработка урока по географии в 5 классе на тему :

© 2010-2022