Образовательный проект Метод проектов в обучении географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования науки и молодёжной политики

Забайкальского края

МОУ Михайловская СОШ Нерчинско-Заводского района




Проект

Метод проектов в обучении географии


Выполнила: Юринская И.В.

учитель географии и биологии

МОУ Михайловской СОШ

Нерчинско-Заводского района

Консультант: Болдина М.Р.

завуч МОУ Михайловской СОШ




Михайловка, 2013-16 г.

Содержание

стр.

1. Актуальность исследования. 3

2. Цель и задачи проекта. 5

3. Участники проекта. 6

4. Описание проекта. 7

5. Рабочий план реализации проекта. 16

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты. 16

7. Оценка эффективности реализации проекта.

Показатели достижения результатов. 17

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации

факторов риска. 17

Приложения 19



































1. Актуальность исследования.

В настоящее время образование является процессом, направленным на развитие и саморазвитие личности учащихся. Это приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. Поэтому особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход. Данный подход взаимосвязан с созданием профильной школы, поскольку профильную ориентацию сейчас рассматривают не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления дальнейшего обучения, но и как работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Использование метода проектов в обучении географии рассматривается в трудах А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, В.П. Дронова, А.Г. Захарова, Е.А. Кротовой, О.В. Крыловой, A.B. Летягина, Ю.В. Митрофановой, В.В. Николиной, H.H. Петровой, В.Я. Рома.

Актуальность научных изысканий в области географического образования подтверждается изучением практики общеобразовательной школы. Данной проблемой интересуются 82,4% опрошенных учителей, 88,2% респондентов отметили, что их информированность недостаточна для самостоятельного внедрения метода проектов в учебный процесс, лишь 5,8% учителей используют в практике преподавания проектные задания. Я отношу себя к той группе, чья информированность недостаточна для внедрения метода проектов в образовательный процесс, поэтому решила изучить подробнее данный вопрос и попытаться использовать в своей деятельности метод проектов.

Анализ исследований по теории и методике обучения географии показал, что имеются исследования, связанные с реализацией метода проектов. В монографии В.В. Николиной раскрываются теоретические особенности проектного обучения в школе на примере географии, иллюстрируются возможности различных курсов географии в реализации проектного обучения, автором предложены разработки проектов, комплекс методических приёмов реализации проектного обучения на уроке и во внеклассной работе по географии. В кандидатской диссертации H.H. Демидовой сделан акцент на использование метода проектов при изучении экологических проблем в школьном курсе географии России. В работе А.Г. Захарова показаны возможности формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии с использованием проектной деятельности. Ю.В. Митрофановой раскрыты возможности использования проектного обучения при изучении географии своей местности. В исследовании Е.А. Кротовой представлена методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения. В диссертации H.H. Ладиловой обращается внимание на использование метода проектов как педагогической технологии, обеспечивающей качество процесса обучения по географии и творческое стимулирование деятельности школьников. Однако не все аспекты применения метода проектов в обучении географии раскрыты. Проблемный, гуманистический потенциал географической науки отвечает идеям модернизации современного географического образования. Школьная география всегда обладала значительным развивающим, мировоззренческим потенциалом, изучая взаимоотношения и возникающие проблемы в системах «человек-природа» на различных территориальных уровнях. Эта проблема нашла отражение в работах разных авторов.

Особую значимость в реализации метода проектов имеет курс «География России». Данный курс рекомендован Министерством образования для широкого использования в учебном процессе проектной деятельности. Также следует отметить высокие образовательные возможности, мировоззренческую значимость курса, завершающего географическое образование в основной школе, что создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, комплексность содержания даёт возможность поиска и решения различных проблем, находящихся на стыке интеграционных связей географии. Немаловажное значение имеет сформированность опорных знаний и умений у учащихся 8-9-х классов.

Вместе с тем, анализ школьной практики позволил установить, что в теории и методике географического образования недостаточно методических рекомендаций по данной проблеме. Многие учителя, в том числе и я, высоко оценивают содержательный потенциал курса «География России» для использования метода проектов, однако испытывают значительные трудности в методике: в отборе тем и заданий для организации проектной деятельности учащихся, в мотивировании учащихся, в выявлении этапов проектной деятельности, в способах организации исследовательской деятельности учащихся, в осуществлении непрерывной обратной связи, в подходах к анализу и оценке проектов.

Таким образом, сложился ряд противоречий, на разрешение которых направлено моё исследование:

- между значимостью метода проектов в формировании самостоятельной, творческой личности и недостаточной разработанностью теории и методики его использования с учётом идей проблемного обучения;

- между необходимостью выявления методических условий и особенностей использования метода проектов в географии России, способствующих повышению эффективности процесса обучения и слабой разработанностью содержательного, процессуального и результативно-оценочного аспекта использования метода проектов в обучении географии России;

- между потребностью в методическом обеспечении руководства проектной деятельностью учащихся и отсутствием методических рекомендаций учитывающих специфику проектной деятельности учителя и учащихся на каждом этапе проектирования;

- между высоким развивающим, мировоззренческим потенциалом курса «География России» и фрагментарностью использования метода проектов в школьной географии 8-9 классов.

Вся совокупность изложенных противоречий составила проблему нашего исследования, определила его актуальность и выбор темы «Метод проектов в обучении географии».

2. Цель и задачи проекта.

Цель исследования заключается в изменении эмоционально-ценностного отношения к изучению предмета, в развитии творческого мышления учащихся, исследовательских навыков, в обучении их осознавать свою значимость в проектно-исследовательской деятельности.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в географическом образовании с учётом применения метода проектов.

Предмет исследования - методика использования метода проектов в обучении географии России.

Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:

1) выявить теоретические основы использования метода проектов с учётом идей проблемного обучения;

2) определить методические условия реализации метода проектов с учётом содержательного, процессуального и результативно-оценочного аспекта педагогической деятельности;

3) выявить методические особенности использования метода проектов в обучении географии, отражающие специфику предмета на подготовительном, исследовательском этапе и этапе представления и анализа полученных результатов проектирования;

4) разработать проектные задания и методические рекомендации, учитывающие специфику деятельности учителя и учащихся на подготовительном, исследовательском этапе и этапе представления и анализа полученных результатов проектирования;

5) проверить эффективность разработанных проектных заданий в обучении географии России, реализуемых на основе разработанных методических рекомендаций.

Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, определение связи между явлениями, конструирование, моделирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, проведение контрольно-диагностических работ;

- статистические: методы математического анализа, графическое и табличное интерпретирование данных.

3. Участники проекта.

Основной целевой аудиторией проекта являются учащиеся основной школы (8-9 классы). В 2013-14 учебном году в 8 классе обучается 7 человек. Двое из них учатся на «4» и «5», это Вдовина В. И Горковенко Н. Имеют средний уровень знаний четверо учащихся: Балябина Д., Лаврищева С., Черемичкин О., Юринский Д. Низкий уровень знаний имеет Немеров В. В 9 классе обучается 11 человек. В классе представлены 3 группы по уровню усвоения знаний: высокий- Жукова Н., Дюкова Т., Рысева Н., Пешкова И.; средний- Зырянова С., Швецов Н.; низкий- Гурбатова М., Полякова Л., Селезнёв Д, Кисюнчи Р., Филюшина И.

В 2014-15 учебном году в 8 классе обучается 13 человек. 6 из них являются хорошистами, 5 имеют средний уровень знаний, 2- низкий уровень.

В ходе работы в данных классах использую индивидуальный подход к учащимся, использую разноуровневые задания в ходе подготовки к урокам. Считаю возможным использовать групповые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов.

Юринская Ирина Викторовна

Учитель географии и биологии МОУ Михайловской СОШ

Учащиеся 8-9 классов

2013-14 уч.г.

8 кл.

9 кл.

Количество учащихся

7

11

Болдина Марина Рудольфовна

Завуч МОУ Михайловской СОШ

Общее количество участников проекта

20

Учащиеся 8-9 классов

2014-15 уч.г.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

Количество учащихся



13

7

6

4. Описание проекта.

Первое, что мы должны сделать, это обосновать актуальность темы, определить объект, предмет исследования, сформулировать цель и задачи исследования, раскрыть научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Далее рассмотрим «Теоретические основы использования метода проектов в школьном обучении» и определим психолого-педагогические, методические основы использования метода проектов в процессе обучения.

Метод проектов является ретроинновацией, получившей известность в начале XX в., основоположником которой считается американский педагог, основатель философии прагматизма Д. Дьюи. Теоретической основой метода стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность, что было отражено в названии метода - метод «учения посредством делания». Д. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опирающуюся на интерес, а итогом работы автор считал решение проблемы, воплощённой в реальном, ощутимом результате. Для нас наиболее актуальна позиция учёного, выражающаяся в том, что вся деятельность учителя должна быть направлена на формирование мышления учащихся, в основе которого лежит их личностный опыт. По мнению Д. Дьюи, источник мышления лежит в проблеме. Основу метода проблем Д. Дьюи составляла его схема акта мышления, включающая проблемную ситуацию, анализ данных, выдвижение гипотезы, проверку гипотезы и выводы. Организуя процесс обучения согласно этой схеме, учитель формирует у школьников в ходе решения проблем приёмы творческого учения, оставляя за собой лишь общее руководство и советы по организации самостоятельной исследовательской учебной работы школьников. В дальнейшем идеи проектного обучения развивали У. Килпатрик, Э. Коллингс, А. Флекснер.

В России идеи метода проектов связаны с именем выдающегося педагога П.Ф. Каптерёва, который писал в своей книге «Дидактические очерки»: «Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а, владея знаниями, не всегда приобретешь ум. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься... Самое важное приобретение учащихся - уменье правильно мыслить и говорить, уменье учиться». В дальнейшем проектное обучение развивалось параллельно с разработками американских учёных и связано с именами П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, A.C. Макаренко, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, В.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина.

Рассматривая исторический опыт реализации метода проектов в процессе обучения можно выявить положительный опыт и ошибки внедрения метода проектов в зарубежной и отечественной школе на рубеже XIX-XX вв. Основными достоинствами использования метода проектов в контексте организации учебного процесса являются: понимание функций и роли учителя в образовательном процессе, необходимости публичного представления результата деятельности, организации экспертной оценки работы, реализации межпредметных связей, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, определение этапов проектной деятельности, формирование групп для работы над проектом, анализ работы, направления критики выполненных проектов. Существенными недостатками внедрения метода проектов в учебный процесс следует считать: понимание термина «проект» в очень широком смысле, отсутствие планирования, учебных программ, построение учебного процесса только на основе метода проектов, изучение только реальных жизненных проблем, полную самостоятельность учащихся в выборе темы проекта.

Существует некоторая неоднозначность понимания понятия «метод проектов». В основе реализации метода проектов в обучении географии лежит: 1) технологический подход. Технология в общепринятом смысле - целенаправленный, алгоритмизированный процесс, обеспечивающий получение точного, прогнозируемого результата. Основными элементами педагогической технологии являются: проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Мы рассматриваем метод проектов как педагогическую технологию, так как реализация метода проектов соответствует логике реализации педагогической технологии, то есть включает названные элементы, соответствующие целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности.

2) идеи личностно-ориентированного образования и гуманистический подход к организации проектной деятельности. Личностный подход в образовании преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике, которая утверждает ценность и уникальность личности, признаёт право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Личносто-ориентированное образование представляет собой качественно новый тип педагогического процесса, специально ориентированный на развитие личности и характеризующийся субъективной позицией обучающихся, целостным восприятием учебных предметов, нацеленностью на поиск смыслов в любом учебном материале, выполнением личностных функций - избирательной, смыслотворческой, рефлексивной, автономной и др. Данные теоретико-методологические основания нашли отражение в разработанной методике: в разнообразии проектных заданий, в видах помощи учителя, в свободе выбора типа задания, формы представления, методов исследования, социальных ролей, участников, темпа выполнения работы, деятельности в рамках выполнения проекта, а также в открытой самооценке и взаимооценке результатов проектирования.

Сравнив проблемное обучение и метод проектов можно сделать вывод о том, что метод проектов является одним из способов реализации проблемного обучения, поскольку в основе и проблемного обучения и метода проектов лежит возникновение проблемной ситуации, в результате анализа которой возникает, формируется проблема. Проблема в материализованном виде предстаёт ученику в форме проектного задания. Учебными проектами являются проблемные задачи высокой степени сложности, рассчитанные на долговременность решения в процессе обучения. Таким образом, проектное задание по географии выполняет особую роль в практической реализации метода проектов, так как именно задание включает проблему, которой определяется содержание, логика и специфика дальнейшей работы.

Выделяется четыре уровня проблемного обучения.

I уровень - несамостоятельная активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к её решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, упражнения воспроизводящего характера, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.

II уровень - полусамостоятельная активность характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с учащимися формулирует проблему, вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.

III уровень - самостоятельная активность характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.

IV уровень - творческая активность. Данному уровню присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы необходимые обобщения.

Таким образом, можно констатировать, что метод проектов соответствует второму (полусамостоятельной) третьему (самостоятельной) и четвёртому уровню (творческой) активности личности в условиях проблемного обучения, в зависимости от сформированности у учащихся навыков самостоятельной деятельности по решению проблем. Второй уровень реализации проблемного обучения в рамках использования метода проектов обусловлен тем, что не все учащиеся способны решать проблемы полностью самостоятельно, это возможно при поддержке и помощи учителя, одноклассников.

Осознание связи метода проектов и проблемного обучения обусловило необходимость определения понятия «метод проектов». Метод проектов, в моём понимании, является технологией проблемного обучения, характеризующейся активной, самостоятельной, творческой деятельностью учащихся по созданию конкретного учебного продукта. Под учебным географическим проектом я понимаю «самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной среды, изучению и описанию объектов и процессов природы». Но можно и предположить, что учебный географический проект может быть направлен на изучение, описание природных явлений и социально-экономических объектов, процессов. В моём представлении учебный географический проект представляет собой самостоятельно осуществляемое учащимися развернутое решение проблемы по изучению и описанию природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений в виде разработок, макетов, карт, схем, компьютерных программ, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды.

Методические условия реализации метода проектов в обучении географии, учитывающие аспекты педагогической деятельности следующие:

- содержательный аспект представлен включением в содержание учебных, реальных жизненных, научных проблем и, соответственно, проблемным, творческим характером проектных заданий;

- процессуальный аспект определён необходимостью педагогического проектирования и сопровождения проектной деятельности учащихся; сочетанием урочной, внеурочной и внеклассной работы; самостоятельной деятельностью учащихся; реализацией проектного цикла, особенно таких отличительных его элементов как презентация результатов и рефлексивный анализ деятельности;

- результативно-оценочный аспект обусловлен продуктами проектирования: проектом и динамикой сформированности творческой активности личности. Важным условием реализации метода проектов является открытое оценивание процесса подготовки и защиты проекта.

Таким образом, выделение методических условий реализации метода проектов с учётом содержательного, процессуального и результативно-оценочного аспекта педагогической деятельности обеспечивает полноценную реализацию данной технологии в учебном процессе, способствует лучшему пониманию её сущности, выступает гарантом технологической автономности метода проектов в образовательном пространстве.

Несмотря на то, что метод проектов является универсальной педагогической технологией, при его использовании в обучении географии нами выявлены методические особенности (отличительные черты, придающие своеобразие реализации метода проектов в географическом образовании), обусловленные спецификой предмета, которые проявляются на каждом этапе проектирования.

На подготовительном этапе методическими особенностями реализации метода проектов в обучении географии являются:

- широкий арсенал географических проблем и возможность их выбора, как на основе программного содержания курсов (например, «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России и» т.д.), так и на основе непосредственной связи с жизнью, современностью (так, например, «Как создать новые рабочие места в вашем населённом пункте?», «Русское село вымирает! Как спасти русское село?»);

- подход к результату проектирования, выраженный в определении формы представления полученного результата. Таким продуктом может стать описание природных и социально-экономических объектов, явлений, процессов, авторская тематическая карта, модель взаимодействия элементов природно-территориального комплекса, макет какого-либо объекта, создание гербарных экземпляров, коллекций, компьютерная презентация, конкретная деятельность по благоустройству местной среды, выступление, митинг, манифестация, письмо к главе местного органа самоуправления и др.

На исследовательском этапе реализацию метода проектов в обучении географии отличает выбор специфических для географической науки методов исследования, а именно: наблюдения географических объектов, явлений, процессов в реальных условиях; исторический, сравнительный, системный подход; статистический, картографический, аэрокосмические методы; моделирование; геоэкологический мониторинг.

На этапе представления и анализа результатов:

- географические требования к оформлению и представлению наглядных материалов, учитывающих культуру обращения к карте, статистическим материалам. Когда кроме разнообразия и эстетики, учитывается обязательное обращение к географической карте, точность локализации объектов, умение генерализировать информацию, подбирать адекватную систему условных обозначений при создании и моделировании карт, умение составлять и анализировать статистические и графические данные, оценивать не только эмоциональную насыщенность фотографического материала, но и его содержательную основу и др.;

- подход к оцениванию географического проекта в целом, который определён выявлением причинно-следственных связей, качеством анализа информации, ёмкостью и логикой географической характеристики. Таким образом, критерии оценки географического проекта включают: количество выявленных причинно-следственных связей, оценку культуры предъявления и качества анализа статистических, графических, картографических данных, образность, степень обобщённости и генерализации материала, ёмкость характеристики, логическое построение, отвечающее общей логике географической науки и др.

Можно выделить три основных изменения в теоретических подходах к пониманию метода проектов. Первое - понимание необходимости реализации метода проектов на основе традиционного образования. Второе - осознание необходимости планирования учителем проектной деятельности учащихся. Третье - допущение возможности изучения не только реальных жизненных проблем, но и академических проблем, а также проблем, имеющих гипотетический характер.

Следующий вопрос, который я рассмотрела, это «Методика реализации метода проектов в обучении географии России», здесь я попробую описать возможности метода проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования, раскрыть методические рекомендации, определить образовательный потенциал метода проектов в обучении географии.

Под методическими основами технологии метода проектов мы понимаем разработку и обобщение подходов, условий, техник, приемов, помогающих учителю организовать деятельность учащихся на каждом этапе проектирования. В структуре проектной деятельности мы выделяем три основных этапа: подготовительный, исследовательский и этап представления и анализа полученных результатов. Проведённое исследование позволило мне разработать методические рекомендации по осуществлению проектной деятельности на каждом из названных этапов.

Подготовительный этап является обязательной составляющей проектной деятельности и включает в себя выделенные нами элементы: предпроектную деятельность учащихся и предпроектную деятельность учителя. Последняя является определяющей и предполагает:

1) определить тему курса, оптимально подходящую для реализации метода проектов, сформулировать цель работы;

2) определить круг проблемных заданий, способы информирования учащихся;

3) спланировать учебное время;

4) определить количество участников, их социальные роли, сформировать группы проектировщиков, экспертов;

5) найти и сформулировать критерии оценки проекта;

6) определить приёмы мотивирования учащихся.

Особенностью метода проектов является содержание деятельности учащихся. Содержание деятельности по предмету определяется темой, заданиями, характером представления и оценки полученных материалов. Можно констатировать, что тема и проектные задания выполняют ведущую роль в реализации метода проектов, поскольку именно в них заключается проблема, и, как следствие, на их основе разворачивается дальнейшая работа, логика и специфика самой деятельности. Многие темы могут и должны изучаться на краеведческом материале. На основе темы учитель разрабатывает, подбирает соответствующие проектные задания. Я предлагаю примеры тем уроков, предусмотренных программой, которые оптимальны для реализации метода проектов (приложение 1).

Предпроектная деятельность учащихся предполагает: осознание проблемы (обнаружение скрытого противоречия); осознание мотива и цели деятельности, обоснование методов исследования; определение источников информации; разработку плана исследования. Стимулировать развитие познавательного интереса на начальном этапе могут следующие приёмы: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация фотографий, коллажей, видеофрагмента и другого наглядного материала; использование текущих новостей; аудиозапись; инсценировка; стимулирующие вопросы; яркие, ёмкие мысли великих людей; поэтические строки, отрывки из художественных произведений и др. Например, авторское задание по теме «Проблемы и перспективы развития АПК России»: составьте из этикеток и рекламных проспектов среднестатистический портрет потребительской продуктовой корзины россиянина. Работа выполняется в форме аппликации по группам. Одна группа выполняет аппликацию на листе ватмана из товаров импортного производства, другая из отечественных товаров.

Исследовательский этап является самым сложным и длительным, его можно подразделить на фазы, включающие различные виды деятельности (приложение 2). Выбор того или иного способа деятельности на этапе генерации идей зависит от уровня подготовленности учащихся, количества учебного времени. На мой взгляд, эффективными являются такие техники, как «мозговой штурм», «проблемный семинар».

Заключительный этап проектной деятельности включает в себя следующие элементы: публичную презентацию результатов исследования; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценку работы проектной группы в целом и каждого из её участников в отдельности. Урок-презентация предполагает серьезную и тщательную подготовку учителя, причём большую часть деталей необходимо продумать заранее, как то: определить регламент выступления по защите проекта; сформулировать вопросы для обсуждения проекта; продумать расстановку мебели в кабинете; оформление кабинета и личный реквизит участников; подготовить необходимое оборудование к уроку.

Презентация проектов завершается рефлексией и оценкой работы. Чтобы активизировать диалог, направить его на социализацию участников можно предложить учащимся взять на себя различные роли. Это могут быть роли: «учёный», «психолог», «художник», «медик», и, с данных ролевых позиций проанализировать работу групп, либо отдельных участников. Как пример, мы предлагаем разработанный нами вариант вопросов для организации рефлексии с точки зрения роли «учёного» (приложение 3).

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом реализации метода проектов, именно этим проект отличается от выполнения проблемных заданий. Обобщение подходов к оцениванию работы проектантов позволило нам определить ключевые критерии оценки работы учащихся над проектом. Критерии оценки подготовки проекта; поиск и систематизация материала; подготовка наглядности; активность, самостоятельность. Критерии защиты проекта: показ причинно-следственных связей; географическая логика, соответствие регламенту; качество наглядности; активность в дискуссии. Каждый критерий оценивается по единой пятибалльной системе.

Включение метода проектов в систему географического образования помогает реализовать на практике ведущие направления совершенствования его содержания: интеграцию двух ветвей географии, усиление комплексных подходов, практической направленности географии; экологизацию, гуманизацию, политизацию и экономизацию процесса обучения.

Таким образом, по изученным вопросам можно сформулировать следующие выводы:

1. Изучение практики использования метода проектов в обучении географии позволило выявить, что учителями географии и мною, в том числе, уделяется недостаточно внимания проектным заданиям. Отсутствие теоретически обоснованной методики по использованию метода проектов затрудняет эту работу. Но интерес педагогов к данной проблеме существует, кроме того, можно выявить причины, сдерживающие внедрение метода проектов в обучении географии: недостаток методических рекомендаций и разработок по использованию метода проектов в обучении географии; перегруженность содержания географического образования; высокие затраты учебного времени; высокая трудоёмкость работы учителя на всех этапах реализации проектной деятельности; отсутствие у учителя и учащихся эталонного результата решения проблемы; длительный период забвения идей проектного обучения в России.

2. Изучение данного вопроса подтвердило широкие возможности содержания географического образования в реализации метода проектов. Вариативность экспериментальной деятельности подтверждается: разнообразием типов общеобразовательных учебных заведений, разнообразием проектных заданий (по доминирующему виду деятельности - информационный, практико-ориентированный, исследовательский, комплексный, творческий; по включённости проектов в тематический план - текущие и итоговые; по предметной области - моно- и межпредметные; по количеству участников - групповые и индивидуальные), различными диагностическими параметрами для определения результативности проектной деятельности в процессе обучения.

3. Исходя из накопленного опыта внедрения метода проектов, считаю значимым аспект сохранения здоровья учащихся, поэтому предлагаю использовать не более 2-4 проектов в учебном году. А для того, чтобы решать частные, обучающие и воспитательные задачи, полагаю,что целесообразно включение в учебный процесс отдельных элементов данной технологии. Такими самостоятельно применяемыми элементами могут быть: приёмы формирования мотивации к изучаемому материалу, проблемные, творческие вопросы и задания по географии, организация групповой работы учащихся, техника «мозгового штурма», проблемного семинара, рефлексия итогов работы на уроке, работа в группе, приём рецензирования устного и письменного ответа на основе разработанных критериев, приёмы само- и взаимооценки процесса и результата обучения и др.

Полученные выводы представляют один из аспектов решения поставленной проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена по следующим направлениям: разработка проектных заданий по каждому курсу географии, отбор оптимального географического содержания для проектной деятельности в профильных классах.

5. Рабочий план реализации проекта.

Исследование проводится в МОУ Михайловской СОШ.

На первом этапе работы (2012-2013 уч. г.) определились цель, задачи, изучалось состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической, методической, географической литературе.

На втором этапе (2013-14 уч. г., 2014-15 уч. г.) будут совершенствоваться проектные задания и методические рекомендации, начнётся внедрение метода проектов в образовательный процесс, будет осуществляться обработка результатов.

На третьем этапе (2015-16 уч. г.) будут проводиться теоретическое обобщение результатов исследования, будут оформлены выводы и систематизированы результаты исследования.

Результаты исследования будут внедрены в практику в виде разработок уроков с использованием проектных заданий в курсе географии России. (смотри приложения- работы учащихся)

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

Краткосрочные результаты

Долгосрочные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учителя.

Проведение консультаций: помощь в определении тем и жанров проектов. Составление календаря работы проектно-исследовательской деятельности. Заслушивание сообщений учащихся о ходе работы. Проверка результатов проектных работ. Получение результатов выполненных работ.

Овладение теоретическим материалом по теме. Введение в практику работы метода проектов. Овладение методикой проектного обучения. Изменение функциональных обязанностей учителя: от учителя, дающего информацию учащимся, к учителю-тьютору.

Деятельность учащихся.

Деятельность учащихся.

Развитие умения работать в группах и индивидуально по мере разработки проекта. Систематизация полученной информации. Составление индивидуальных планов работы над проектами. Распределение этапов работы над проектом. Развитие умения правильного оформления проекта. Получение готового результата проекта и его защита. Рефлексия деятельности по проекту.

Систематизация имеющихся и получаемых знаний. Осознание личной значимости своей исследовательской деятельности. Развитие умения критически мыслить. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать результаты.





7. Оценка эффективности реализации проекта. Показатели достижения результатов.

Количественные

Качественные

Работа с учащимися 8-9 классов. Увеличение количества учащихся, выполняющих проекты. Участие всех учащихся в исследовании, в проектировании. Работа с ученическим коллективом. Систематическое проведение классных, групповых и индивидуальных консультаций по подготовке проектов.

Овладение технологией проектирования в учебной деятельности. Активизация исследовательской деятельности в изучении географии. Пополнение методической копилки учителя. Повышение мотивации к обучению. Увеличение общего процента успеваемости и качества знаний по предмету.

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации факторов риска.

Риски

Меры для минимизации факторов риска.

Деятельность учителя.

Недостаточная общая методическая подготовка учителя географии. Неумение переносить теоретические знания в практическую деятельность. Опасение возможных затруднений учащихся, недооценка их учебных возможностей.

Повышение методических знаний при изучении методической литературы. Изучение теоретического материала. Обмен опытом, посещение открытых уроков. Ведение мониторинга затруднений учащихся. Обобщение опыта, знакомство с методикой проектной работы, её изучение, реализация на практике.

Деятельность учащихся.

Отсутствие мотивации в обучении. Неумение выделять главное в общем потоке информации. Неумение выявлять проблему, решать проблемные ситуации. Отсутствие логики построения причинно-следственных связей. Неразвитость навыков самостоятельной работы. Боязнь публичного выступления.

Создание условий для развития мотивации, использование «ситуации успеха» на уроке и во время работы над проектом. Обучение творческим методам. Обучение умению слушать и слышать другого человека, общению в коллективе, уважению мнения товарища, терпимости. Увеличение количества самостоятельных заданий. Психологический настрой учащихся. Вовлечение во внеурочную деятельность.





Приложения

Приложение 1

Темы уроков по географии России, которые оптимальны для реализации метода проектов.

Изменение ЭГП России после распада СССР.

Пути решения демографической проблемы России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Проблемы и перспективы развития научного комплекса России.

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России.

Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России.

Решение проблемы загрязнения окружающей среда автомобильным транспортом.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Зачем и как районировать территорию страны?

Проблемы Юга России.

Экологические проблемы Урала.

История освоения и современные проблемы Западной Сибири.

Приложение 2

Деятельность учителя и учащихся на исследовательском этапе_

1.Принятие решения. Сбор и уточнение информации. Выдвижение гипотез. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работают с информацией. Проводят анализ и синтез идей. Выполняют исследование. «Мозговой штурм». Проблемный семинар.

2.Выполнение. Выполнение проекта. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Самостоятельная работа. Диспут. Лабораторная работа. Практикум. Экскурсия.

З.Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого. Анализ достижения поставленной дели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Семинар. Консультация. Рефлексия.

Приложение 3.

Анализ работы над проектом с точки зрения роли «учёного»

1. Почему в процессе проектирования предпочтение отдавалось именно этой стратегии? Насколько она была целесообразна?

2. К каким результатам это привело? Каковы ключевые достоинства и недостатки представленного проекта?

3. Какие знания и умения приобретены?

4. Как можно улучшить выполненную работу?

5. Предложите варианты предъявления результатов проектирования широкой общественности?

Приложение 4

Презентация «Небольшое путешествие в Австралию»- Дюкова Татьяна, 2014 г.

Приложение 5

Презентация «Классификация стран»- Дюкова Т., 2015 г.

Приложение 6

Презентация «Самые популярные курорты России»- Вишнякова Яна, 2014 г.

Приложение 7

Мини- проект «Знакомая незнакомка»- Путинцева Е., 2013-14 г.

Приложение 8

Презентация «Рекреационные ресурсы Забайкалья»-Полухина Л., Полухина А., 2013-14 г.

Приложение 9

Презентация «Там стоит побывать»- Зырянова С., 2014-15 г.








© 2010-2022