Сценарий внеклассного мероприятия Покормите птиц!

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №42» города Курска











Внеклассное мероприятие



«Покормите птиц зимой»








Работу подготовила

учитель географии

Сергеева Л. Г.













2015 г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Покормите птиц зимой»

Пояснительная записка

Птицы и звери, цветы и деревья взывают

к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,

где живёшь,- на расстоянии взгляда и голоса,

хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

(Лихачёв)

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек - это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причём неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.

Человек - часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.

Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребёнок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции ещё неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.

Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за « братьев наших меньших».

Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребёнка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?

Зима для пернатых - самая тяжёлая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.

Задачи:

1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».

3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.

Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств. Объявляется конкурс на лучшую открытку - призыв «Покормите птиц».



Ход мероприятия

Инсценированное выступление "Покормите птиц зимой"

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в тёплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да ещё и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик - чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать-

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам, что поесть:

Рассказала мне подружка

Про какие-то кормушки.

Дескать, дети есть такие-

Ну, совсем, совсем не злые,

А, как раз наоборот,

Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни лёгкой,

Да ещё о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда,

Будто где-то ждёт еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны.

Сорока возмущённо:

Чик - чирикин, Ты не прав!

Разузнала я вчера:

Эти славные ребята

Называются юннаты.

Так летим же в школьный сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.

Что-то кушать захотела

Я еще два дня назад.

Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-

Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Обращается к синичке:

Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!

Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

Ведущий: Мы рады приветствовать всех кто собрался в этом зале на наш праздник, посвящённый зимующим птицам нашего города. Пришла зима - спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелётные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжёлые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Учёные подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжёлую зимнюю пору.

Ведущий:

- Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

- Ребята, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников.)

Ведущий:

Правильно! Трудно представить, какое количество вредных насекомых уничтожают птицы за один год. Вот почему охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. А наша задача, ребята,- привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля, и организовать их охрану.

Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных культур.

Например, большая синица съедает за сутки столько насекомых, сколько весит сама. А семья большой синицы вылавливают за 2 недели до 10 тысяч насекомых: бабочек, гусениц, жуков и других вредителей сада и леса.

-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

-Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)

-Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птиц,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разные.

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

3.Беседа.

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

Выслушиваются ответы учащихся.

Ведущий:

- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.

И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза.

1. Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

2. И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей

Скорей на помощь, дети!

3. Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

4. Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

5.По небу весело скользя.

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо, вам великое!»

Ведущий:

Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»

1-й

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели.

К нам синицы прилетели.

2-й

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

3-й

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей.

Голубь лакомился кашей.

4-й

А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел певец весенний-

Путешественник - скворец…

Вот и зимушке конец.

Ведущий:

- Есть ли у вас кормушки?

Ведущий:

- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? (Ответы школьников.)

Правила укрепления кормушек.

  • Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

  • В кормушке не должно быть снега.

  • Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

  • Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

  • Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

Ведущий:

- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. ( Показываем кормушки, которые дети принесли в школу)

Ведущий:

Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.

Спиной зеленовата,

Брюшком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица) (слайд № 1)

Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто- синяя, а брюшко - жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю (воробей) (слайд № 2)

Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она? (ворона) (слайд № 3)

Ворона - довольно крупная, хитрая, ловкая, и находчивая птица. Она не очень ярко окрашена. Голова, клюв, горло, крылья, хвост, и лапы у вороны черные. А все остальное серое. Клюв большой, крепкий.

Питается тем, что найдёт на улице, не прочь полакомиться яйцами из чужих гнёзд, умеет даже ловить рыбу, но в основном питается мелкими грызунами (мышами) и падалью. Уничтожая грызунов, приносит большую пользу человеку.

Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: "Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью". Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Приручённые вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.

Ворона считается одной из самых смышлёных птиц. Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его повадки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека. Она размачивает в лужах сухие корки хлеба, разбивает орехи, бросая их с высоты на асфальт. Учёные установили, что ворона умеет считать до пяти! И легко отличает человека с ружьём от человека с обычной палкой.

А ещё вороны неравнодушны к блестящим вещам - часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнёздах или в других тайниках.

Для ночёвки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая, друг дружке, что интересного произошло за день.

Чернокрылый, красногрудый.

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) (слайд № 4)

Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче (дятел) (слайд № 5)

Дятел - у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.

Ведущий:

Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень

Ведущий:

Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ведущий:

Ребята, давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время. Кормушки, которые вы изготовили, развесим на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой.

© 2010-2022