Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

муниципальное образование Тацинский район


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Скосырская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю

решение педсовета

протокол


от « 28» августа 2015 года № 1


Директор школы:______И.В.Якуба



Рабочая программа



по географии 5 класс_________________________________________





Количество часов: __35____

Программа разработана на основе авторской программы по географии Е.М. Домогацких

автор - составитель Е.М. Домогацких

Учитель: Перебейнос Зинаида Васильевна



Пояснительная записка

1. Область применения программы

Преподавание учебного предмета «География. Введение в географию» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885.

«Введение в географию» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа по физической географии в 5 классе под редакцией Е.М. Домогацких рассчитана на 35 часов. По учебному плану МБОУ Скосырской СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение физической географии отведен 1 час в неделю, 35 часов в год:

3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель курса «Введение в географию» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

  • приводить примеры географических объектов.

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5-6 классах, по два часа в 7-9 классах)

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения - 35 (1 час в неделю).

Перечень развиваемых компетенций

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;



  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения , особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;

  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;

  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);



  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:

практические занятия (оценочные)

10

итогового тестирования

5

контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)

2

Содержание учебной дисциплины

№ темы, раздела

Название темы

Содержание темы

Количество часов

Тема 1

Введение

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

2

Тема 2

Земля и ее изображения

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

5

Тема 3

История географических открытий

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

14

Тема 4

Путешествие по планете Земля

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

10

Тема 5

Природа Земли

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

2

Резервные часы

2

35

I четверть - 8 часов, 5 оценочных практических работ;

II четверть - 8 часов, 1 оценочных практических работ;

III четверть - 10 часов, 2 оценочных практических работ;

IV четверть - 9 часов, 2 оценочных практических работ;

Практические работы

Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем).

Раздел, тема

Урок

Практическая работа

Необходимый материал для выполнения практической работы

Тема - 1. Наука география

№ 1.

Пр.р. 1. Составление схемы наук о природе.

Тетрадь для практических работ

№ 2.

Пр.р. 2. Организация наблюдений за природой.

Календарь погоды (тетрадь)

№ 2.

Пр.р. 3. Составление описания учебного кабинета географии.

Кабинет географии, тетрадь для практических работ

№ 2.

УПР: Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

Рабочая тетрадь.

Тема - 2. Земля и ее изображение

№ 3.

УПР: Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.

Настольная лампа или фонарик, предметы разной формы, тетрадь.

№ 4.

УПР: Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.

Материал для изготовления модели.

№ 5.

Пр.р. 4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Теллурий, тетрадь для практических работ

№ 6.

Пр.р. 5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Компас один на парту (15 шт), глобус (один на парту - 15 шт), атлас, тетрадь для практических работ

Тема - 3. История географических открытий

№ 8

УПР: Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 9

УПР: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев с указанием географической номенклатуры по теме.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 11

УПР: Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 14

Пр.р. 6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 15

УПР: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 18

Пр.р. 7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

Тетрадь для практических работ, учебник по географии

Тема - 4. Путешествие по планете Земля

№ 23

Пр.р. 8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 24

УПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 25

УПР: Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

Учебник, атлас, тетрадь для практических работ

№ 26

УПР: Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 27

Пр.р. 9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 28

УПР: Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

№ 29

УПР: Составление перечня научно-исследовательских станций.

Контурная карта, атлас, тетрадь для практических работ

Тема - 5. Природа Земли

№ 32

Пр.р. 10. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тетрадь путешественника

Таким образом, в году 10 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

Условия реализации учебной дисциплины

1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География» оформленного в соответствии с ФГОС.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Документационное обеспечение; паспорт кабинета ФГОС, план работы учебного кабинета, журнал по технике безопасности.

  2. Учебно-методическое обеспечение: перечень практических занятий, методические пособия по выполнению практических работ, карточки-задания по темам, слайд-презентации.

  3. Стенды по разделам географии.

Технические средства обучения:

  • ПК;

  • Проектор;

  • Карты по темам урока;

  • Видеозаписи по темам урока;

  • Теллурий;

  • Макеты;

  • Глобусы.

2. Информационное обеспечение обучения

  1. Основная литература для учащихся

    1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

    2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»

    3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.

    4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

  2. Основная литература для учителя

    1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»

    2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.

  3. Дополнительная литература

    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст : исторический роман / А.Е. Клиентов. - М.: Белый город, 2006. - 63с.

  4. Периодические издания

    1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.

  5. Интернет-ресурсы

    1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» earth06.narod.ru/index.htm

    2. Издательство «Русское слово» Методический раздел russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения) для поиска и извлечения информации;

  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися, письменных и устных опросов.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
(из примерной программы по географии)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. формировании первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и времени, основных этапах её географического особенностях природы, жизни, культура и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

· Практические работы
· Тестирование
· Письменный опрос
· Устный опрос
· Работа с картографическими материалами
· Доклады
· Защита презентаций

Календарно - тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы, урока

Основные понятия

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Дата

по плану

Дата

по факту

1


Что такое география.

Пр.р. «Составление схемы наук о природе».


География, наука, Эратосфен.

Предметные: выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии.

Метапредметные: умения работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные: учебно - познавательный интерес к географии.

2.09


2




Методы географических исследований. Обобщение, контроль и

коррекция знаний по теме раздела.

Пр.р. « Составление описания учебного кабинета географии. (Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках).

Пр.р. « Организация наблюдений за погодой.


Метод, описательный метод,

картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли.


Предметные: давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличие

методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно - измерительными материалами.

Метапредметные: Слуховое восприятие текстов; умение работать с различными источниками информации.

Личностные: Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний.

9.09


3/1


Земля и ее изображение на карте (5 часов)

От плоской Земли к земному шару.


Планета, шар, Пифагор, Аристотель.


Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Личностные: Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

16.09

4/2



Форма, размеры и движения Земли.



Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон.

Предметные: давать определение понятиям полюс и экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Личностные: Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

23.09

5/3




Глобус и карта.

Пр.р. «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.


Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение.

Предметнные: Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

Метапредметные: овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и различия.

Личностные: Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

30.09

6/4



Ориентирование на местности.

Пр.р. « Определение с помощью компаса сторон горизонта».


Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Предметные: Давать определение понятию ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формировать алгоритмы работы с ним.

Метапредметные: Умение работать с измерительными приборами.

Личностные: Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

7.10

21.10

7/5


Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела.

Смотри уроки

3 - 6

Предметные: Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

Метапредметные:Умение работать с различными контрольно - измерительными материалами.

Личностные: Понимание роли и значения географических знаний.

14.10

28.10

8/1


По следам путешественников каменного века.

Пр.р. «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа».

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия.

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

21.10

11.11

9/2



Путешественники древности.



Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Предметные: Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход

путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

28.10

11.11

10/3





Путешествия морских народов.





Викинга, норманны, варяга, Европа, Скандинавский полуостров, драк- кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами.

Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

11.11

18.11

11/4


Первые европейцы на краю Азии.

Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии жизни».

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

Метапредметные : Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

18.11

25.11

12/5






Хождение за три моря.





Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»


Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

25.11

2.12

13/6





Морской путь в Индию.





Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

2.12

14/7



Открытие Америки.



Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан- Сальвадор, Америго Вес- пуччи, Новый Свет, индеец.

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

9.12

15/8





Первое кругосветное плавание.





Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море(Тихий океан), Пролив всех святых (Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано.

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.

Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

16.12

16/9

Открытие Южного материка.

Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван - Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

23.12

17/10




Поиски Южной земли продолжаются.




Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан



Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.

Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком.

Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

13.1

18/11






Пр.р. «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».




Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

20.1

19/12


Вокруг света под русским флагом.


Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

27.1

20/13




Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.




Смотри уроки

8 - 19




Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно - измерительными материалами.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

3.2

21/14


Урок коррекции знаний по теме раздела.


Смотри уроки

8 - 19


Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно - измерительными материалами.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

10.2

22/1





Мировой океан и его части.




Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение


Предметные: Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

17.2

23/2


Значение Мирового океана для природы и человека.

Пр.р. «Обозначение на контурной карте материков и океанов».

Условия обитания, живой мир.

Предметные: Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

24.2

24/3




Путешествие по Евразии.

Пр.р. «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка».



Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Ев- ропейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

2.3

25/4



Путешествие по Африке.

П.р. «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка».

Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис.

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

9.3

26/5





Путешествие по Северной Америке.

Пр.р. « Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка».




Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра.

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

16.3

27/6


Путешествие по Южной Америке.

Пр.р. «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка».

Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Ан- хель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри.

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

30.3

28/7





Путешествие по Австралии.

Пр.р. «Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк».




Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз.

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

6.4

29/8



Путешествие по Антарктиде.



Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-иссле- довательская станция.


Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

13.4

30/9




Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.



Смотри уроки

22 - 29.



Предметные: Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

20.4

31/10


Урок коррекции знаний по теме раздела.


Смотри уроки

22 - 29.


Предметные: Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

27.4

32/1




Что такое природа.

Пр.р. «Организация фенологических наблюдений в природе».



Природа, объекты природы.



Предметные: Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные).

Метапредметные: Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

Личностные: Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов.

4.5

33/2



Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела.


Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.


Предметные: Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли.

11.5

34

Урок обобщения и контроля по курсу

Смотри уроки

1 - 33

Смотри разделы курса.

18.5

35

Урок коррекции знаний по курсу.

Смотри уроки

1 - 34.

Смотри разделы курса.

25.5

Интернет-ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт -standart.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование». -edu.ru/

Российский общеобразовательный портал. -school.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. -window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. -school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - fcior.edu.ru/

Федеральный институт педагогических измерений. -fipi.ru/

Планируемые результаты изучения учебного предмета: на основе ФГОС примерной и авторской программы. Включают описание целей/ результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся.



СОГЛАСОВАНО

Протокол № _1_ заседания школы педагогического мастерства

«Педагогические россыпи»

от _26.08.2015 г. _________ З.В. Перебейнос

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__27.08.2015 г.

__________ З.М. Акулова




© 2010-2022