• Преподавателю
  • География
  • Урок по географии для 8 класса «Климатические сезоны. Особенности времен года. Изменение климата во времени»

Урок по географии для 8 класса «Климатические сезоны. Особенности времен года. Изменение климата во времени»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии для 8 класса « Климатические сезоны. Особенности времен года. Изменение климата во времени».

Цель: выяснить характерныеособенностипонятий климатические сезоны и времена года;систематизироватьи расширить знания о зависимости климата от географической широты, циркуляционного фактора, характеристики подстилающей поверхности; совершенствовать навыки работы в группе, развивать логическое мышление, умение анализировать научный текст. Реализовать аспекты экологического воспитания.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент - проверить готовность учащихся к уроку.

2. Проверка знаний, умений, навыков.

Методический прием «Карусель». Дети образуют по желанию 3 группы. В течение 3-х минут участники каждой группы обсуждают особенности одного из климатообразующих факторов:географической широты, атмосферной циркуляции, характера подстилающей поверхности и записывают результаты налисте бумаги. Затем обмениваются ответами с соседней группой, проверяют их ответ и дополняют его. Через минуту снова обмениваются записями, проверяют и дополняют ответ второй команды. Через минуту происходит еще раз обмен. В итоге каждая команда получает свой лист ответа, обсуждает дополнения соседей и, если дополнения были правильными, то их авторыполучают дополнительные баллы.

3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа: - Что такое погода?

- Что такое климат?

-Чем отличаются эти понятия - погода и климат?

-Перечислите основные показатели климата.

4.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Прежде чем объявить тему нашего урока, предлагаю послушать стихотворение Сезон дождей

Приходит осень каждый год,

А сердце снова лета ждёт,

Где ночь короткая светла,

Душе так хочется тепла.

Но с каждым днём всё холодней,

Уже настал сезон дождей,

Устанешь зонтик доставать,

О лете хочется мечтать.

А впереди ещё зима,

И снова будет снега тьма,

И пролежит он до весны,

Дожить до лета мы должны.

Вы уже, наверное, догадались, что на уроке речь пойдет о временах года. Тема нашего урока «Климатические сезоны. Особенности времен года. Изменение климата во времени». Предлагаю вместе сформулировать задачи урока и записатьих на доске.

5. Изучение нового материала.

Как вы думаете, тождественны ли понятия «климатические сезоны» и «времена года»?

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.

Различают:

  • Календарные времена года.

В большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по трикалендарных месяца в каждом.

  • Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (лето, зима) иравноденствия (весна, осень).

  • Климатические сезоны года (весна, лето, осень, зима) в умеренном поясе, куда относится и территория Донбасса, выделяются преимущественно по термическим признакам. За начало и конец сезонов года принимаются даты перехода среднесуточной температуры воздуха через определенные пределы. Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклономоси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и в небольшой степени, эллиптичностьюорбиты.

А сейчас вы побываете в роли исследователей. Участники 1-й и 2-й групп необходимо внимательно изучить предложенный текст, результаты записать в таблицу:

Название сезона

начало

конец

климатические особенности

неблагоприятные погодные явления

фенологические особенности


Участники 3-й группы заполняют таблицу:

Изменение климата

в прошлом

в настоящее время

причины

проявления

Задания для 1группы:

Весна - самое короткое время года в Донецком бассейне. Продолжается она в среднем около двух месяцев. Началом весны считают дату устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 0 градусов. 21 марта - весеннее равноденствие: день и ночь равны.

С весной реки освобождаются от льда, поля - от снега, зеленеет степь. Цветут подснежники, фиалки, сирень, тюльпаны, незабудки, ландыши. Деревья покрываются молодыми листьями.

Возвращаются с зимовок скворцы, журавли, кулики, утки. Над полями звенят песни жаворонков, перепелов. В лесах и садах слышны трели соловья, у скворечен посвистывают скворцы. Рыбы переходят в мелководные прогретые места, начинается нерест.

Происходит быстрое нарастание температур воздуха, под влиянием которых прогреваются почвы. Теплые дожди сопровождаются первой весенней грозой. Начинается сев, развертываются работы в садах и огородах.

В весенний период года наблюдаются частые заморозки, засухи и суховеи, иногда пыльные бури, усложняющие условия проведения сельскохозяйственных работ.

Лето на территории Донбасса обычно наступает в первой половине мая, при переходе средней суточной температуры через 15 градусов, и продолжается до середины сентября. 22 июня - день летнего солнцестояния: самый длинный день и самая короткая ночь в году.

В летний период года наблюдается значительное возрастание притока солнечной радиации, стоит преимущественно теплая и жаркая погода с высокими температурами воздуха, нередко достигающими 41 градуса. Ливни чередуются с длительными без дождевыми периодами.

Цветут рожь, пшеница, овес, гречиха, луговые травы, а на реках и озерах - кувшинки.

Быстро созревает урожай. В гнездах многих птиц появляются птенцы. У зверей - детеныши.

Заканчивается процесс вегетации у растений. На полях убирают хлеба, в садах - ягоды и фрукты. Собираются в стаи и готовятся к отлету скворцы и другие птицы.

Лето стремительно катится к финалу. Листья деревьев приобретают самые разнообразные, на редкость красивые цвета и оттенки: березовые - лимонный, кленовые и рябиновые - красно-золотистый, осиновые - лиловый и красный.

Задания для 2-й группы:

Осень - переходный период от летнего режима к зимнему. Началом его принято считать дату устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 10 градусов.

Наступление осеннего сезона в северной части Донбасса начинается в первой, а в южной - во второй декаде октября и характеризуется уменьшением продолжительности и интенсивности солнечного сияния, понижением температуры воздуха, постепенным увеличением облачности и числа дождливых дней, появлением над лощинами и полями стелящихся вечерних холодных туманов, ночными заморозками. Для осени свойственны резкие суточные колебания температур, возвраты тепла с ясной и тихой погодой.

Собраны дары осени: фрукты, виноград, овощи. И вот уже опали листья с деревьев и кустарников. Идет массовый отлет и пролет птиц: журавлей, гусей, перепелов, чибисов.

Глубокой осенью на траве образуется иней, осадки выпадают не только в виде дождя, но и сырого снега.

Зима. Начало зимы определяется по дате перехода средней суточной температуры воздуха через -5 градусов. Продолжительность зимнего периода в северных районах несколько больше двух с половиной месяцев (со второй декады декабря до первой декады марта), а в южных районах - около двух месяцев (с первой декады января до второй декады февраля).

На территории Донецкого бассейна зима обычно мягкая, малоснежная, пасмурная, с неустойчивой погодой, метелями, гололедными образованиями, частыми сильными оттепелями, иногда разрушающими уже установившийся снежный покров. Но нередко она бывает продолжительной и суровой.

Зимний период - самый трудный в жизни зверей и птиц. В эту пору на помощь приходят люди. Для копытных в лесах выкладывают подкормку (сено, веники); для птиц на кормовые столики насыпают различные семена, хлебные крошки; на многих реках и озерах, скованных плотным ледяным покровом, делают проруби, спасая рыбу от замора из-за недостатка кислорода в воде.

Задания для 3 группы:

Климат Земли, в том числе и Донбасса, изменяется очень медленно на протяжении целых геологических эпох. Об этом свидетельствуют остатки растений и животных, существовавших при совершенно других климатических условиях. Так, например, каменный уголь Донбасса образовался из материалов влажных тропических лесов, в то время как каменная соль территории современного Артемовского и Славянского районов образовалась в условиях аридного - очень сухого климата.

Концентрические кольца на срезе стволов окаменелых деревьев возле Алексеево-Дружковки рассказывают не только об их возрасте, но и о климате в прошлом. Они являются своеобразной летописью изменения климатических условий из года в год. По ширине колец можно установить особенности климата ушедших столетий.В результате изучения материалов метеорологических наблюдений, выполняемых во всех районах земного шара, установлено, что климат не является постоянным, а подвержен определенным изменениям. Начавшееся в конце XIX в. потепление особенно усилилось в 1920-30-х гг., однако затем началось медленное похолодание, которое прекратилось в 1960-е гг. Исследования геологами осадочных отложений земной коры показали, что в прошедшие эпохи происходили гораздо большие изменения климата. Поскольку эти изменения были обусловлены природными процессами их называют естественными.

Наряду с естественными факторами на глобальные климатические условия оказывает всевозрастающее влияние хозяйственная деятельность человека. Это влияние начало проявляться тысячи лет назад, когда в связи с развитием земледелия в засушливых районах стало широко применяться искусственное орошение. Распространение земледелия в лесной зоне также приводило к некоторым изменениям климата, так как требовало вырубки лесов на больших пространствах. Однако изменения климата в основном ограничивались изменениями метеорологических условий только в нижнем слое воздуха в тех районах, где осуществлялись значительные хозяйственные мероприятия.

Во второй половине XX в. в связи с быстрым развитием промышленности и ростом энерговооруженности возникли угрозы изменения климата на всей планете. Современными научными исследованиями установлено, что влияние антропогенной деятельности на глобальный климат связано с действием нескольких факторов, из которых наибольшее значение имеют:

- увеличение количества атмосферного углекислого газа, а также некоторых других газов, поступающих в атмосферу в ходе хозяйственной деятельности, что усиливает парниковый эффект в атмосфере;

- увеличение массы атмосферных аэрозолей;

- возрастание количества вырабатываемой в процессе хозяйственной деятельности тепловой энергии, поступающей в атмосферу.

Все перечисленные выше факторы могут оказать катастрофическое воздействие на здоровье людей, экономику и на общество в целом.Сложности с водоснабжением в странах с теплым климатом стимулируют распространение тропических и субтропических болезней. По мере усиления тенденций к потеплению погодные условия становятся более изменчивыми, а климатические стихийные бедствия - более разрушительными. Возрастает ущерб, наносимый стихийными бедствиями мировому хозяйству.

Для ослабления угрозы глобального потепления необходимо в первую очередь сократить объем выбросов диоксида углерода. Большинство этих выбросов возникает в результате сжигания ископаемого топлива, которое по-прежнему обеспечивает более 75% мировой энергии. В этом может помочь дальнейшее развитие энергосберегающих технологий, более широкое использование возобновляемых источников энергии.

6. Физкультминутка.

7.Обобщение, систематизация, закрепление.

По одному участнику из 1-й и 2-й группы рассказывают о результатах работы, отвечают на возникшие вопросы и заполняют итоговую таблицу: «Времена года»

времена года

принцип выделения

весна

лето

осень

зима

календарные


астрономические


климатические


фенологические


8. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам в дальнейшем знания, полученные на уроке? Обоснуйте свой ответ.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

10. Домашнее задание. Творческие задания (одно по выбору): 1. Подготовить сообщение о неблагоприятных погодных явлениях. 2.Мое любимое время года…(рассказ, коллаж, рисунок и др.). 3. Возможно ли предотвратить изменение климата?

© 2010-2022