• Преподавателю
  • География
  • Выступление на педагогической конференции Использование современных педагогических технологий на уроках географии

Выступление на педагогической конференции Использование современных педагогических технологий на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных педагогических технологий на уроках географии.

(Из опыта работы учителей географии Машталер Е.И., Тарасенко И.В.)

Наша педагогическая деятельность направлена на решение педагогической идеи - создать образовательную среду, в которой могли бы сформировать личность ученика и учителя, нацеленные на гармоничные отношения с природой и другими людьми , с самим собой. На первом плане стоит задача по формированию и развитию у ребенка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности. Помогает повысить мотивацию различные педагогические технологии.

Технология обучения- системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

К современным образовательным технологиям относят:

1.Развивающее обучение

2.Разноуровневое обучение;

3.Информационно-коммуникативные технологии;

4.Технологию использования в обучении игровых методов;

5.Технология смыслового чтения.

6.Здоровьесберегающие технологии

1.Технологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Л.В. Занкова,

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),

Личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

По мнению ученых-методистов чьи имена мы упомянули в основе технологии развивающего обучения лежит творческий, оригинальный подход, требующий активной поисковой деятельности, что должно опираться на личностно-деятельный подход. Возьмем, к примеру, тему «Климат», для этого задаем классу вопрос: где может пригодиться изучаемая тема? Какие сферы производства напрямую зависят от климата? Везде ли в нашей стране одинаков климат? Какие показатели характеризуют климат? После, ученики индивидуально и в парах пытаются найти ответ, затем поочередно доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. При использовании можно применять кроссворды, сочинение на тему: « Я хотел бы побывать», разработка маршрута, «Здесь я был», заочные путешествия, викторины, карточки и задания. Примерами таких заданий могут быть при изучении темы «Географическое положение Северной Америки». Предлагаем задания: c помощью карты определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты, результаты запишите в таблицу. (Слайд №5)

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу все моря и океаны, омывающие Северную Америку. (Слайд №6).

При изучении темы «Политическая карта» в 5 классе предлагаются следующие задания. Определите крупные по площади страны мира и в какой части света находятся. (Слайд №8)

Расположите параллели в зависимости от количества стран, которые они пересекают.

1-Северный тропик

2-Южный тропик

3-Северный полярный круг

4-Южный полярный круг

Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

  • Параллель 0o пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.

  • Северный тропик и меридиан 100oз.д. пересекаются на территории Мексики.

  • Япония находится восточнее Казахстана

  • Австралия находится южнее Японии.

Расположите страны по мере убывания численности населения.

1-Китай

2-Индия

3-США

4-Индонезия

5-Бразилия

Проблемное обучение

  • Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

  • Результат проблемного обучения:

  • Творческое овладение знаниями, навыками, умениями;

  • Развитие мыслительных способностей

Технология проблемного обучения используем для определения учащимися темы урока. Предлагаем посмотреть ряд слайдов и определить тему урока.

А можно мотивацию предложить словесно. (7 класс Географическое положение Северной Америки.)

Мы продолжаем изучать материки, совершая путешествия по карте мира,руководствуясь словами: Есть два разряда путешествий,Один пускаться с места вдаль,Другой сидеть себе на месте,листая старый календарь!

- Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту загадочного плавания на один из материков земного шара. А под картой было написано письмо:

"Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. "

- Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб)

- К какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки)

Примеры заданий, применяемых на уроке, направленных на достижение предметных результатов:

«Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, - имеют два паводка в год - весной и летом. Как это можно объяснить?»

«Хотя реки в Средней Азии - источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

Методические приемы создания проблемных ситуаций

  • подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия в практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы; определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи.

2.Технология уровневой дифференциации

Типы уроков:

  • 1- урок общего разбора темы .

  • 2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,

  • 3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачѐты),

  • 4-уроки межпредметного обобщения материала,

  • 5-уроки- практикумы. Разноуровневые задания для учащихся.

3. 33333Компьютерные технологии обучения

Цели:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,

  • подготовка личности «информационного общества»,

  • дать ребѐнку так много учебного материала, как только он может усвоить,

  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

  • Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

Данная технология применяется на каждом уроке. Для этого на каждом этапе урока используется электронный учебник, Интернет, презентации.

4.Игровые технологии обучения

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Выполняемые функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

  • психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;

  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

5.Технология смыслового чтения

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

  • Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

  • I этап. Работа с текстом до чтения

  • II этап. Работа с текстом во время чтения

  • III этап. Работа с текстом после чтения

  • Общие примеры работы с текстом.

1. Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

  • Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Дети используют различные источники информации.

2.Чтение про себя с пометками. Отметьте в тексте значками:

  • ++ соответствует тому, что знаю;

  • - - противоречит тому, что знаю;

  • ?? надо обсудить;

  • С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.

6.Здоровьесберегающие технологии

  • Направлением руки показать стороны горизонта ;

  • повышение температуры, изменение атмосферного давления (показать направлением руки)

  • физкультминутка

Список литературы:

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. - 2010.

3. Примерные программы по учебным предметам. География 6 - 9 классы. - М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения).

4. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта standart.edu.ru.


© 2010-2022