- Преподавателю
- География
- Проект Россия в мире
Проект Россия в мире
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина И.Ю. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект «Россия в мире»
Составила: учитель географии ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар
Сорокина Ирина Юрьевна
Учебно-методическая разработка уроков по теме: «Географическое положение России в современном мире» для курсов географии 8,9,10 классов.
Актуальность проекта: повышение роли России, рост ее авторитета в мировом сообществе выдвигает географическое образование на новую ступень в деле патриотического воспитания подрастающего поколения, его активной гражданской позиции и позитивного отношения к своей стране. Проект может быть использован учителями географии, истории, обществознания и экономики для методической поддержки уроков, факультативов и элективных курсов в качестве дидактических материалов и иллюстраций в организации учебной и в неурочной деятельности, самостоятельной работы и домашних заданий.
Цели проекта:
1. повышение эффективности преподавания географии в других предметах социально-экономической направленности с использованием компьютерной техники и сети Интернет.
2. создание у учащихся положительного образа России.
Задачи проекта:
-
для учителя: разработать методические рекомендации по изучению заявленной темы средствами последних достижений компьютерной техники (интерактивной доски SMART), ЭОР нового поколения и Интернет.
2. для учащихся: сформировать представления об особенностях географического положения России в широком понимании (физико-географическое, экономико-географическое, геополитическое, экономическое и др.), способствовать формированию активной гражданской позиции, патриотизма и гордости за свою страну.
Описание проекта: методические рекомендации включают в себя разработки уроков, которые можно использовать в курсах 8,9,10 классов в разделах:
8 класс - «Введение, географическое положение России»;
9 класс - «Общий обзор России, Россия на карте мира, Россия и другие страны»;
10 класс - «Современная политическая карта мира, многообразие стран мира, международные отношения, политическая география и геополитика».
Для достижения поставленных задач используются следующие технические средства и программное обеспечение:
Компьютерный класс с доступом в Интернет.
Интерактивная доска SMART
Проектор
ЭОР нового поколения fcior.edu.ru.
Сайт: «Кому на Руси жить хорошо?» geographi/2008.rarod.ru
Презентация «Россия в мире» schools.perm.ru/ext/school87/topic2_help.php?n=10
Урок «Географическое положение России» schools.perm.ru/ext/school87/topic2_help.php?n=10
Урок № 1 Россия в мире.
Этап урока
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Актуализация знаний
№1.
№ 2.
№
3.
№ 4.
Организация дискуссии по предвыборному плакату: «Найди противоречия».
Учитель читает стихи и открывает фотографии на слайде, которые с помощью Flash анимации «превращаются в физическую карту России»
Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо.
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые,
Что такое Родина? Все, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над отчизной нашей,
Нет любимей Родины и милей и краше.
Чтобы понять природу страны, необходимо знать ее «адрес», то есть географическое положение. Блиц опрос по карте России (повторение ранее изученного понятия о географическом положении).
Дети ищут несоответствие цитаты из конституции РФ карте России.
Дети записывают эпиграф к уроку в тетради В.Г. Белинского «Любить свою Родину, значит знать ее» и тему «Географическое положение России».
3 ученика по очереди подписывают на слайде - границу России
- части света
- границу частей света.
ответ детей.
2. Изучение нового материала
№
5,№ 6.
Беседа по плану географического положения страны:
- крайние точки. Учитель с помощью функции доски «фотозахват» увеличивает части карты с крайними точками и оформляет их в рамки с помощью окна «фигуры»
Записывают основные положения в тетради.
Д/з
Урок № 2
Э/г положение России
1. Проверка д/з
2. Изучение нового материала
3. Д/з
№ 7.
№ 8.
Карта «Моря России»
Карта «Удаленность территории России от океанов»
№ 9.
№ 10.
№ 27, 12.
№ 13.
- положение на материке (гиперссылка - переход на слайд 22,23 площадь страны по сравнению с площадью материков.)
Россия занимает Северную часть материка Евразии, при этом она располагается в двух частях света, занимает восточную часть Европы и северные районы Азии.
ЭУМ «Географическое положение России. Физико-географическое положение России».
И - 1 (вложение 4485 ч. 2) или
(ftp://ftp.fcior.edu.ru/internet-school/20071008/teleschool.geo-8-02.i.oms)
- положение относительно морей и океанов. Побережье России омывается водами 12 морей мирового океана, принадлежащих к бассейнам 3 океанов: Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. (Учитель демонстрирует интерактивную карту, показывая моря, открывая фотографии)
- около 30% территории нашей страны расположены в пределах 250 км зоны удаления от побережий морей и океанов (указывая на качественный фон в легенде карты, активирует территории России с удаленностью на 500, 1000, > 1000 км.). Мы можем с полным правом утверждать, что Россия - морская держава.
- положение России в планетарной Зоне Севера
- на дом учитель задает отработку ЭУМ П-типа и К-типа «ф/г положение России» (ftp://ftp.fcior.edu.ru/internet-school/20070904/teleschool.geo.08.02.p1.3.oms) и (ftp://ftp.fcior.edu.ru/internet-school/20070904/teleschool.geo.08.04.k1.oms)
Учащимся предлагается выполнить контрольное задание (ftp://ftp.fcior.edu.ru/internet-school/20070904/teleschool.geo.08.04.k1.oms)
-
учитель дает понятие экономико-географического положения страны относительно других стран,
- гиперссылкой переходит к странам 1-го порядка и 2-го порядка. Страны 1-го порядка - это непосредственно граничащие с Россией, их 14, а 2-го порядка - это страны, пограничные со странами 1-го порядка
- учитель дает понятие геополитического положения страны и дает задание изучить самостоятельно ЭУМ И-типа «Россия в современном мире. Место России среди стран мира» (ftp://ftp.fcior.edu.ru/internet-school/20071126/teleschool.geo.09.114.i.oms)
В качестве д/з предлагается просмотреть презентацию «Россия в мире» на школьном сайте (schools.perm.ru/ext/school87/topic2_help.php?n=10)
Учащиеся сравнивают площадь с целыми материками и устанавливают, что она больше, чем Австралия или Антарктида и почти равна Южной Америке.
Записывают основные положения в тетради
Учащиеся в атласах находят и запоминают расположение морей и океанов.
Дети записывают в тетради долю территории России с разной удаленностью от океанов.
Учащиеся сравнивают географическое положение других стран, вместе с
Россией, находящихся в зоне Севера, и степень благоприятности природных условий на сайте «Где на Руси жить хорошо?» geographi/2008.rarod.ru
(раздел «Факторы качества жизни - природные условия и заселенность территории; карта «Степень благоприятности природных условий жизни населения»).
Учащиеся рассматривают политико-административную карту в атласе
Учащиеся выполняют практическое задание в ЭУМ (ftp://ftp.fcior.edu.ru/internet-
school/20071126/teleschool.
geo.09.114.p.oms)
Учащиеся в процессе работы сравнивают интересы других стран к России и России к другим странам.
Остальные уроки по закреплению и обобщению материала идут по заданной форме и включает в себя отработку ЭУМ И-типа, П-типа, К-типа по теме: «Россия в современном мире. Россия и страны Ближнего и Дальнего Зарубежья».