Рабочая программа по географии 5 класса

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Закобякинская средняя общеобразовательная школа





Утверждена

приказ №_____ дата________

директор школы ________ Савушкина Г. В.





Рабочая программа

учебного курса «Землеведение»

в 5 классе





Учитель: Смирнов А. С.





2015-2016 учебный год



Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 5 класса разработана в полном соответствии с содержанием фундаментального ядра, в соответствии содержания основного общего образования, с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания основного общего образования, примерной программой по географии 5-9 классы (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15). При разработке программы также с использована авторская программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. Авторская программа взята из рабочих программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ - 2;

- практических работ- 6;

Рабочая программа реализуется в учебниках географии, учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.П. Дронова.

Преподавание географии в 5 классе рассчитано на использование учебника: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебном году.

Цели и задачи курса:

Основная цель курса «География. Землеведение» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовке учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими явлениями и объектами.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

  • Актуализировать знания и умения школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир;

  • Развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;

  • Научить применять знания о своей местности;

  • Научить устанавливать связи в системе географических знаний

Общая характеристика предмета:

«География. Землеведение» - первый систематический курс, новый для школьников. В процессе изучения учебной дисциплины у детей формируются знания о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.


Результаты обучения

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Содержание обучения

«География. Землеведение». 5-6 классы

5-й класс (1ч в неделю, всего 34 ч, из них 1 ч. - резервное время)

ВВЕДЕНИЕ(1ч.)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия.Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа 1. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

Практическая работа 2. Работа с электронными картами. «Имена на карте».

РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)

Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли.Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 3. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.

Практическая работа 4. Определение азимута. Ориентирование на местности.

Практическая работа 5. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

Практическая работа 6. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

Практическая работа 7. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки

Практическая работа 8. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(11ч.)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практическая работа 9. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 10. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

Практическая работа 11. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Требования к подготовке учащихся по предмету


Раздел 1. Источники географической информации

Обучающийся научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Обучающийся научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1.Учебник автор.В.П.Дронов, Л.Е. Савельева.География. Землеведение. Издательство Дрофа 2014. 5-6 класс.

2.Рабочая тетрадь для обучающихся:В.П.Дронов, Л.Е. Савельева.География. Землеведение. Издательство Дрофа 2012г. 5

3. Электронное приложение к учебнику.

4. Атлас с набором контурных карт.

5.Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова. Л.Е. Савельевой. Издательство Дрофа 2014.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2011

  • Энциклопедия для детей. География. -М.: Аванта +, 2010

  • Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

  • Географические открытия: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2010

  • Земля и Вселенная. - М.: Махаон, 2010

  • Вулканы: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2010

  • Горы: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2009

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki

nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

rgo.ru/ - Планета Земля

Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

География. Землеведение.5-6 классы. :учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. - М.: Дрофа, 2012.-283с.

36

2

Печатные пособия

География. Землеведение. 5-6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов.-М.: Дрофа, 2012.-127с

1

Комплект учебных карт по географии

20

Рабочая тетрадь География. Землеведение. 5 класс

20

География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс/И.И.Баринова, Т.А.Карташова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. -46

1

3

Технические средства обучения

Персональный компьютер, интерактивная доска, документ-камера

1

4

Экранно-звуковые пособия

Видеокассеты, диски

5

Цифровые образовательные ресурсы

География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.

1

6

Учебно-практическое оборудование

Глобус Земли (физический)

1

7

Демонстрационные пособия

Коллекция полезных ископаемых

2

Коллекция минеральных пород

1

Использование оборудования на уроках географии в 5 классе.

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы, практические работы)

Оборудование

урока

1/1

Что изучает география.

Практическая работа № 1

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, календари погоды

2/1

Земля и космос.

таблица «Планеты Солнечной системы», атласы

3/2

Земля - часть Солнечной системы.

таблица «Планеты Солнечной системы», атласы

4/3

Земля - уникальная планета.

таблица «Планеты Солнечной системы», атласы

5/4

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

атласы, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.

5 кл.»

6/5

Движения Земли.

атласы, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.

6 кл.»

7/6

Форма и размеры Земли.

атласы, глобус

8/7

Обобщение знаний по разделу

«Земля во Вселенной»

атласы, таблицы

9/1

Глобус. Масштаб.

глобусы, атласы, карты различных масштабов, линейки, циркули-измерители

10/2

Градусная сеть.

глобус, физическая карта полушарий, России, атласы

11/3

Географическая широта.

глобус, физическая карта полушарий, России, атласы

12/4

Географическая долгота.

глобус, физическая карта полушарий, России, атласы

13/5

Географические координаты.

Географические координаты своего населенного пункта.

Практическая работа № 2

Обучение определению направлений по карте; определению географиче-ских координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).

физическая карта полушарий, России, атласы, инструктивные карточки

14/6

Ориентирование на местности.

Практическая работа № 3

Ориентирование на местности.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

компасы, транспортиры, раздаточные материалы с планами местности

15/7

Изображение земной поверхности на плоскости. План местности. Условные знаки.

аэрофотоснимки, топографические карты, атласы

16/8

Практическая работа № 4

Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

топографические карты, набор условных знаков, атласы, инструктивные карточки


17/9

Географические карты.

топографические карты, набор условных знаков, атласы, физическая кар-та полушарий и России

18/10

Обобщение знаний по разделу

«Географические модели Земли»

атласы, карточки с тестовыми заданиями, физическая карта полу-шарий, России, глобус, топографическая карта

19/1

Внутреннее строение Земли.

таблица «Внутреннее стоение Земли», атласы, компьютер, диск «Уроки географии КиМ. 6 кл.»

20/2

Разнообразие горных пород.

Практическая работа № 5

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

коллекция минералов и горных пород, набор раздаточных образцов горных пород

21/3

Земная кора и литосфера.

таблица «Внутреннее стоение Земли», атласы, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.»

22/4

Разнообразие форм рельефа.

физическая карта полу-шарий, России, атласы

23/5

Изображение рельефа на планах и картах. Высота своего населенного пункта над уровнем моря.

физическая карта полу-шарий, России, атласы,

топографическая карта

24/6

Движения земной коры.

физическая карта полу-шарий, России, атласы, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.»

25/7

Землетрясения.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Защита населения от последствий землетрясе-ний.

физическая карта полушарий, России, атласы, таблица «Земле-трясение», компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.»

26/8

Вулканизм. Защита населения от последствий извержений вулканов.

физическая карта полу-шарий, России, атласы, таблица «Типы вулканов

компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.»

27/9

Внешние силы, изменяющие рельеф.

Выветривание.

компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.», атласы, физическая кар-та полушарий, России

28/10

Работа текучих вод, ледников и ветра.

компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.», атласы, физическая кар-та полушарий, России

29/11

Главные формы рельефа суши. Горы.

Практическая работа №5-1

Определение по карте географическо-го положения и высоты гор.

физическая карта полу-шарий, России, атласы, инструктивные карточки компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.»

30/12

Равнины.

Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа №5-2

Определение по карте географическо-го положения и высоты равнин.

физическая карта полушарий, России, атласы, инструктивные карточки, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.5 кл.»

31/13

Рельеф дна океанов.

Практическая работа № 7

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

карта океанов, атласы,

физическая карта полу-шарий, России, контур-ные карты, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.6 кл.», инструктив-ные карточки

32/14

Человек и земная кора.

Обвалы, оползни, их последствия, защита населения.

карта океанов, атласы,

физическая карта полушарий, России, компьютер, диск «Уроки географии КиМ.6 кл.»

33/15

Обобщение знаний по разделу «Земная кора».

атласы, карточки с тестовыми заданиями

34


Тематическое распределение часов


п/п

Класс

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая программа

1

5 класс

Введение

1

1

2


Раздел 1. Накопление знаний о Земле

5

5

3


Раздел 2. Земля во Вселенной

7

7

4


Раздел 3. Географические модели Земли

10

10

5


Раздел 4. Земная кора

11

11


Итого:


34

34



Практические работы

11

11










Перечень практических работ

5-й класс



Практические работы

Практическая работа 1. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

Практическая работа 2. Работа с электронными картами. «Имена на карте».

Практическая работа 3. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

Практическая работа 4. Определение азимута. Ориентирование на местности.

Практическая работа 5. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте

Практическая работа 6. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

Практическая работа 7. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки.

Практическая работа 8. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Практическая работа 9. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 10. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

Практическая работа 11. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ».

п/п

тема

Основное содержание темы, понятия

Формы

работы

Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Календарные сроки

Введение (1 час)

1 (1)

Что изучает география

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Знакомство со структурой учебника и приёмами работы с учебником, географическим атласом

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Умеют заменять термины определениями

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Высказывать суждение и подтверждать их фактами.

Формирование представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком.

Раздел 1 Накопление знаний о Земле (5часов)

2 (1)

Познание Земли в древности.

Древняя география и географы. Начальные географические знания. Зарождение географии. География в Средние века.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Работать с картой Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей. Обозначение на контурной карте. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.

Определяют основную и второстепенную информацию. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Оценивать работу одноклассников

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.

3 (2)

Великие географические открытия.

Практическая работа 1. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Пр. раб. № 1

Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. Обсуждение значения открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Обсуждение значения географических открытий.Составлять план ответа.

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.

4 (3)

Открытие Австралии и Антарктиды.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Описывать по картам маршруты путешествий. Анализировать и обобщать географическую информацию. Поиск информации (в Интернете и других источниках)

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Организовывать взаимодействие в группе. Обсуждать значения путешествий.

Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.

5 (4)

Современная география.

Практическая работа 2. Работа с электронными картами. «Имена на карте».

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

ПР.№2

Искать в Интернете космических снимков, электронных карт.

Умеют заменять термины определениями

Высказывать мнения об их значении, возможности использования.

Определять роль результатов своей деятельности.

Осознание целостности географического знания

6(5)

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом.

Работают с учебником, атласом и тестовыми материалами.

Самостоятельно исправлять свои ошибки

Раздел 2 Земля во Вселенной (7часов).

7 (1)

Земля и космос.

Земля- часть Вселенной. Состав Вселенной. Галактики. Млечный путь, положение солнца в Галактике. Практическое значение ориентирования по звездам.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде. Поиск на картах звёздного неба важнейших звёзд и созвездий.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Планируют общие способы работы.

Принимают ценности природного мира

8 (2)

Земля- часть Солнечной системы.

Земля- часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля- уникальная планета.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Анализировать иллюстративно-справочные материалы. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Беречь и любить свою планету.

9 (3)

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.

Уметь общаться в группе.

Принимают ценности природного мира

10 (4)

Осевое вращение Земли.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей

оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выявлять причинно-следственные связи.

Выдвигать версии решения проблем.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Принимают ценности природного мира

11 (5)

Обращение Земли вокруг Солнца. Практическая работа 3. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Пр. р. № 3.

Анализировать положение Земли

и объяснять причину смены времен года.

Работать по плану.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Принимают ценности природного мира

12 (6)

Форма и размеры Земли.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»

Составлять опорный конспект.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Любить и беречь свою планету.

13 (7)

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщение знаний по разделу

Представление результатов самостоятельной работы. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Работа с итоговыми вопросами по разделу. Подготовка на основе дополнительных источников информации и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Раздел 3 Географические модели Земли (10 часов).

14 (1)

Ориентирование на земной поверхности.

Практическая работа 4. Определение азимута. Ориентирование на местности.

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Пр. р. № 4.

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы с помощью компаса

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Организовывать учебные взаимодействия

15 (2)

Изображение земной поверхности.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты с аэрофотоснимками и фотографиями.

Выдвигать версии решения проблем.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

16 (3)

Масштаб и его виды.

Практическая работа 5. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте

Масштаб и его виды. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Пр. р. № 5.

Определение по глобусу, топографической карте расстояний между географическими объектами с помощью разных видов масштабов. Решение практических задач по переводу масштабов

Умеют заменять термины определениями.

Вырабатывать критерии классификации.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

17 (4)

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Практическая работа 6. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Пр. р. № 6.

Работа с картой и планом местности. Определение по физическим картам высот и глубин с помощью шкалы высот и глубин Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.

Выдвигать версии решения проблемы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

18 (5)

Планы местности и их чтение.

Планы местности и их чтение. План местности- крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Определять азимут. Поиск на плане местности условных знаков разных видов. Описание маршрута с помощью условных знаков

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Уметь использовать полученные знания в жизни.

19

(6)

Практическая работа 7. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки.

Планы местности и их чтение. План местности- крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Пр. р. № 7.

Составлять план местности. Определение расстояний шагами. Знакомство с оборудованием для глазомерной съёмки.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

20 (7)

Параллели и меридианы.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Сравнение глобуса и картдля выявления особенностей изображения меридианов и параллелей. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, географических полюсов. Определение сторон горизонта и направлений движения по картам

Умеют заменять термины определениями.

Работать по составленному плану.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

21

(8)

Градусная сеть. Географические координаты.

Практическая работа 8. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

ПР. Р № 8.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определение расстояний с помощью градусной сетки.

Уметь общаться в группах.Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

22 (9)

Географические карты.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении географических объектов

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Адаптировать знания к условиям окружающей среды.

23 (10)

Повторительное обобщающий по теме «Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу.

Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Раздел 4 Земная кора (11 часов).

24 (1)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Создание объемную модель.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

25 (2)

Разнообразие горных пород.

Практическая работа 9. Определение горных пород и описание их свойств.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Пр.р № 9.

Классифицировать и описывать горные породы.

Работать в группах.

26 (3)

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли.

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Анализировать модели строения земной коры и литосферы.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

27 (4)

Разнообразие рельефа Земли.

Практическая работа 10. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Пр.р № 10.

Определять по картам характеристики форм рельефа.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

28 (5)

Движения земной коры.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа

Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

29 (6)

Землетрясения. Вулканизм.

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Умеют заменять термины определениями.Устанавливают причинно-следственные связи

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Использовать знания в случае возникновения стихийного явления.

30 (7)

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание.Работа текучих вод, ледников и ветра.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.Работа текучих вод, ледников и ветра.

Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.

31 (8)

Главные формы рельефа суши.

Практическая работа 11. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Пр.р. № 11.

Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.

Уметь работать в группах.

32 (11)

Рельеф дна океанов.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.

Составлять план ответа.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

33 (12)

Человек и земная кора.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Находить информацию в дополнительных источниках.

Приводить примеры охраны земных ресурсов

34(13)

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат.

Развивать навыки выступления перед классом.



Система оценки планируемых результатов

1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) - это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие - по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

5. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

6. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за год- на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.



© 2010-2022