Проектный модуль по теме «Атмосфера» география 5 класс

Проектный модуль по теме « Атмосфера» география 5 классс 1.     Предмет – география. 2.     Раздел учебной программы – Атмосфера. 3.     Количество учебных часов – 5. 4. Планируемые результатымодуля: - Предметные:усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию проектной деятельности учащихся. - Метапредметные: - Регулятивные УУД: понимают и принимают для реализации цель, сформулированную учителем; с помощью учителя формулируют задачи, соответствующие цели проекта; принимаю...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектный модуль по теме « Атмосфера» география 5 классс

  1. Предмет - география.

  2. Раздел учебной программы - Атмосфера.

  3. Количество учебных часов - 5.

4. Планируемые результаты модуля:

- Предметные: усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию проектной деятельности учащихся.

- Метапредметные:

- Регулятивные УУД: понимают и принимают для реализации цель, сформулированную учителем; с помощью учителя формулируют задачи, соответствующие цели проекта; принимают предложенный учителем план действий и предложенные ресурсы; с помощью учителя проводят контроль и коррекцию проектной деятельности; под руководством учителя сравнивает полученный продукт с заранее выдвинутыми критериями и оценивает правильность его выполнения.

- Коммуникативные УУД: выполняют порученные учителем групповую роль и обязанности, оказывает помощь и поддержку другим участникам группы, под руководством учителя осуществляет рефлексию действий, как партнера, так и собственных; готовит план выступления с помощью учителя;

- Познавательные УУД: используют в качестве источника информации учебник, дополнительную литературу, ресурсы Интернета; проводят простейшую обработку и анализ информации способами, предложенными учителем, понимают и принимают для решения проблему, сформулированную учителем; рассматривают проблему с разных позиций под руководством учителя в групповой работе.

- Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, прививать любовь к природе, формирование представления об окружающем мире.


5. Предметное содержание модуля : основные понятия темы « Атмосфера»- строение воздушной оболочки Земли, нагревание воздуха, температура воздуха, построение графика температур, годовой ход температур, влага в атмосфере, облака и атмосферные осадки, атмосферное давление, ветер, циркуляция атмосферы, погода и климат.

6. Проблема проекта - недостаточность знаний о воздушном пространстве для осуществления полета на воздушном шаре.

7. Ожидаемый проектный продукт - создание «Памятки путешественнику»

7. Организация деятельности в рамках модуля (см. таблицу №1)



Описание деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов в проектном модуле


Фазы

П\Д

Этапы П\Д

№ уроков

Предметные, метапредметные, личностные цели урока


Продукт урока

Средства (дидактические, материальные, технические)

Д\З



1


2


3

4

5

Проектирование



Актуализация

1

усвоение программного материала по теме «Атмосфера» через организацию проектной деятельности учащихся.

пробудить интерес учащихся к данной проблеме и желание включиться в работу над проектом.


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, прививать любовь к природе, формирование представление об окружающем мире.





Уровень мотивации

Картина В. М. Васнецова «Ковер - самолет»;

Учебник,п.23-24

Проблематизация

1

Выявить место и причины затруднения учащихся, определить проблему проекта

проблема

Целеполагание

1

Определить цель и задачи проекта

Сформулированная цель

Концептуализация

2

Создать образ проектирования

Конечные результаты проекта

Учебник, дополнительная литература, ресурсы Интернета

Учебник, п.25-26

Выполнение заданий для мини-групп

Моделирование

2

Создать модель проектного продукта

Модель проектного продукта

Планирование




2


Планирование деятельности учащихся

Задания для мини-групп

Реализация. Социализация (представление)

Реализация

3-4

Создать запланированный продукт на основе имеющейся информации, строить речевое высказывание в устной и письменной формах, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Проектный продукт - памятка путешественникам

Учебник, дополнительная литература, ресурсы Интернета

Проанализировать трудности, которые могут встретиться в путешествии, разработать памятку с инструкциями пассажиру воздушного шара.

Оформить отчетный материал о путешествии.


Социализация

5

Представление творческого отчета и презентация проектного продукта


Оценка Рефлексия.

Оценка


5

Оценить качество проектного продукта и проектных действий

Оценка результатов


Учебник,п.27

Рефлексия


5

Зафиксировать продвижение в освоении полного цикла проектной деятельности, отношение к опыту ее осуществления

Фиксация продвижения в освоении полного цикла проектной деятельности, отношение к опыту ее осуществления


6. Приложения (тексты дидактических информационных, раздаточных материалов, элементов конструктора (см. раздел 4)

Этап проектирования.

Актуализация.Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.

Демонстрация картины В. М. Васнецова «Ковер - самолет»; вызвать детей на беседу об известном стремлении человека подняться над землей, об отражении этой мечты в сказках, рассказах: о полете на воздушном шаре А. И. Куприна, который он совершил в 1911 г.

Перу А. И. Куприна принадлежат слова: «Авиация никогда не перестанет занимать, восхищать и снова удивлять свободные умы. Вот они высоко в воздухе проплывают над нами с поражающим гулом, волшебные плащи-мерлены, сундуки самолеты, летающие ковры, ручные орлы, драконы - самая смелая сказка человечества, символ свободы духа и победы духа над тяжестью земли…»

Постановка проблемы. Конечно, каждому из нас хотелось бы подняться над землей, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес, поле, луг, реку.… У нас нет сейчас возможности осуществить реальный полет, но можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем сами и расскажем другим, что нам довелось испытать. Но прежде чем отправиться в полет, к нему надо подготовиться и много узнать об атмосфере и ее свойствах. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю. Так в 1862 г. естествоиспытатель Джейм Глейшер и его друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды, - бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 км. Воздух там сильно разрежен, дышать очень трудно, а температура его равнялась, как показывал минимальный термометр в момент приземления воздушного шара, - 25 С. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.

Предложение заданий мини - группам.

Задания для мини-групп

Задание 1 группе «Строение атмосферы»

  1. Космонавты говорят, что атмосфера очень красива. Голубоватой нежной дымкой она как бы окутывает землю. А вы ребята знаете, что такое атмосфера? Дайте ответ.

  2. Люди всегда стремились к тому, чтобы познать атмосферу. Начертите схему строения атмосферы.

  3. Нарисуйте воздушный шар.


Задание 2 группе «Атмосферное давление»

  1. Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре на высоту 15000 м. Над уровнем моря. Чему равны температура воздуха и атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли температура воздуха равна 17 С, а давление 760 мм. рт. ст.?

Чтобы решить эту задачу, вам необходимо узнать а) что такое атмосферное давление; б) как изменяются температура воздуха и атмосферное давление в зависимости от высоты над уровнем моря.

  1. Почему температура воздуха и атмосферное давление уменьшаются с высотой ?

  2. Как влияет на самочувствие человека, по мере поднятия над землей, изменение температуры и атмосферного давления?

Расскажите своим одноклассникам, как следует использовать полученные знания при подготовке к полету?

Задание 3 группе «Температура воздуха»

  1. Успех полета на воздушном шаре во много зависит от погодных условий. Погода в свою очередь определяется изменением температуры воздуха тропосферы. Каким прибором мы измеряем температуру воздуха?

  2. Во время подготовки к полету по проведенным наблюдениям постройте график годового изменения средних температур

    месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

температура

-12

-11

-6

+5

+13

+17

+19

+11

+4

-3

-8

-10

Проанализируйте в какое время температура была самой высокой? Самой низкой?

Задание 4 группе «Ветер»

1. Воздушный океан никогда не бывает спокойным, воздух находится в постоянном движении. Вы, конечно, сразу догадаетесь о каком атмосферном явлении написал С.Я. Маршак?

Сегодня старый ясень сам не свой -

Как будто странный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему - никто сказать не может.

Ребята, а вы что ответите на это «почему»?

2. Какой нам нужно взять прибор с собой? Нарисуйте прибор и выясните причину возникновения ветра?

3. Подумайте и объясните, в каком направлении будет лететь шар, если он поднимется из точки А, где давление равно 750мм, покажите стрелками направление ветра.

В . 755 мм . С 765 мм

А .750 мм

  1. Постройте график, который называется «Роза ветров» по следующим данным:

январь

Стороны горизонта

С

СЗ

Ю

ЮЗ

ЮВ

В

СВ

З

Кол-во дней

3

5

3

2

2

4

3

10

июль

Стороны горизонта

С

СЗ

Ю

ЮЗ

ЮВ

В

СВ

З

Кол-во дней

1

1

8

5

4

5

7

10








Задание 5 группе «Облака»

  1. Красота и причудливость облаков всегда вызывали восхищение людей, будоражили их воображение. Очень красиво написал об облаках замечательный русский поэты

Облака, облака,

Пышные и белые,

Расскажите, облака,

Из чего вас делали?

Может вас, облака,

Делали из молока,

Может быть, из мела,

Может быть из ваты?

Может быть, из белой,

Из бумаги мятой?


Почему Даль в своем толковом словаре дал такое определение облаку; «Облако - туман в высоте?

  1. «Составьте схему разнообразие видов облаков»

  2. Какие опасности могут подстерегать путешественников на воздушном шаре при встрече с кучево-дождевыми облаками.

  3. Какие меры предосторожности следует соблюдать?



Задание 6 группе «Атмосферные осадки»

  1. С этими атмосферными явлениями мы встречаемся в течение всей жизни

Отгадайте загадку:

«Шел долговяз, в сыру землю увяз» Что это? Догадались?

  1. Что значит атмосферные осадки в твердом и в жидком виде?

  2. Нарисуйте какие виды осадков вы знаете?

  3. Напишите загадки, пословицы, поговорки об осадках.

  4. Постройте диаграмму по данным таблицы



Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

мм

47

40

30

37

50

60

70

60

56

55

47

62

Объясните распределение осадков по сезонам года?



Этап реализации и социализации.

Самостоятельная работа мини - групп.

Подготовка к полету.

В процессе ответов мини -групп учащиеся фиксируют в тетради сведения, необходимые при подготовке к путешествию на воздушном шаре в виде: а) записей; б) схем; в) таблиц; г) графиков; д) диаграмм.

Путешествие.

Класс делится на 3 группы - экипажа. Каждый экипаж выбирает название своему воздушному шару. Задания экипажам: 1 Совершая воображаемое путешествие, оформите свои впечатления о полете в дневнике. 2 Проанализировав трудности, встречающиеся в путешествии, разработайте инструкции пассажиру воздушного шара.3 Опишите экстремальную ситуацию, в которой вы оказались во время полета. Разработайте модели поведения экипажа в данной ситуации.

Оформляя отчетные материалы о путешествии, постарайтесь написать яркий, интересный рассказ. Для этого познакомьтесь с приключениями литературных героев, совершивших полет на воздушном шаре.

Игра - соревнование на лучшее описание путешествия.

Перед игрой выбирается жюри, в состав которого можно включить старшеклассников, учителя литературы и др. Предварительно жюри знакомиться с письменными материалами экипажей. Во время игры каждый экипаж представляет творческий отчет о полете, отвечает на вопросы жюри, зрителей. Жюри оценивает каждую группу, принимая во внимание: яркость, эмоциональность, содержательную насыщенность выступлений; качество оформления письменных материалов; участие в работе каждого члена экипажа. Завершается игра награждением победителя.



© 2010-2022