Программа для кружка: РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ и ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

Овладение учащимися практическими умениями и навыками является одним из важнейших требований к географическому образованию.      Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по географии, через отработку практических умений и применение полученных знаний на практике, обучение учащихся решать географические задачи.      Целью изучения курса «РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ и ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей шк...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ и ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

Учебная программа факультативных (или кружковых) занятий для учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ.

Авторы-составители: Осадчая Наталья Дмитриевна, учитель-методист УВК «Школа-лицей»№3 им. А.С. Макаренко г. Симферополя;

Осадчий Денис Евгеньевич, учитель 1 категории УВК «Школа-лицей»№3 им. А.С. Макаренко г. Симферополя;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Овладение учащимися практическими умениями и навыками является одним из важнейших требований к географическому образованию.

Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по географии, через отработку практических умений и применение полученных знаний на практике, обучение учащихся решать географические задачи.

Целью изучения курса «РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ и ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ» является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьного курса географии. Предлагаемый курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках физической географии, на отработку практических умений учащихся, дает возможность научить учащихся решать задачи и выполнять задания, способствующие расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе занятий, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам, к ГИА, к ВНО.

Задачи данного курса:

-формирование систематических и прочных знаний по географии;

-отработка специальных практических умений решать географические задачи, которые необходимы для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;

-расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Структура программы.

Программа состоит из 4 разделов. В каждом из них представлены краткие теоретические сведения, разнообразные задачи и задания, примеры их решения и выполнения, тестовые задания, задачи и задания для самостоятельной работы.

Данная программа может быть использована как для факультативных, так и для кружковых занятий. Учитель вправе самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности учащихся, поставленных целей и задач, распределять материал по темам.

Формы работы: практикумы, практические занятия, в том числе на местности; экскурсии; творческие проекты; мини-конференции.

Содержание курса

РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ и ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

Введение. Постановка целей, задач, мотивация и актуальность данного курса. Ожидаемые результаты.

Раздел 1. Решение задач по теме «План и карта»

Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности.

Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, в линейный и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.

Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

Решение тестовых заданий разных типов.

Тема 2. Условные знаки на плане, топографической карте, географической карте.

Понятия: план, карта, топографическая карта, отличие плана от карты. Условные знаки и их различия на плане, карте, топографической карте. Горизонтали, шкала заложений, бергштрихи на топографической карте. Выполнение заданий и решение задач на чтение условных знаков. Решение тестовых заданий.

Тема 3. Определение прямоугольных и географических координат по топографической карте.

Алгоритм определения прямоугольных и географических координат по топографической карте, решение задач по определению прямоугольных и географических координат по фрагменту топографической карты. Решение тестовых заданий.

Тема 4. Классификация географических карт по разнообразным признакам. Понятие географическая карта. Работа с разнообразными атласами по определению различий карт по масштабу, по содержанию, по охвату территории, по назначению.

Решение тестовых заданий.

Тема 5. Картографические проекции и искажения

Понятие и виды картографических проекций. Картографические искажения. Картографическая генерализация. Определение различий карт, выполненных в разнообразных картографических проекциях. Работа с картами атласов по определению картографических проекций, в которых они выполнены. Решение задач на сравнение точности изображаемых географических объектов на картах различных проекций. Решение тестовых заданий.

Тема 6. Различия между изображением земной поверхности на плане и на карте.

Определение различий между изображением земной поверхности на плане и карте. Решение тестовых заданий.

Тема 7. Градусная сеть на географических картах.

Экватор, параллели, меридианы, начальный (Гринвичский) меридиан, полюса. Работа с географической сеткой на разнообразных картах в атласе. Решение тестовых заданий.

Тема 8. Географические координаты.

Географическая широта, географическая долгота. Решение задач на определение географических координат заданной точки и наоборот, на определение точки по заданным координатам по карте. Решение задач на определение географической широты по формуле. Решение тестовых заданий.

Тема 9. Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте.

Азимут. Понятия: истинный, магнитный азимут, дирекционный угол, магнитное склонение. Выполнение заданий по определению азимута и по нахождению объекта по заранее заданному азимуту. Измерение расстояний на карте и плане. Измерение протяженности кривых линий на карте. Измерение расстояний при помощи градусной сетки. Измерение площадей по карте. Решение тестовых заданий.

Тема 10. Часовые пояса. Местное и поясное время.

Решение разнообразных задач на определение местного и поясного времени. Понятие «линия перемены дат» - решение задач по определению не только времени, но и даты. Решение тестовых заданий.

Раздел П. Решение задач по теме «Атмосфера»

Тема 1 . Погода и климат. Температура воздуха.

Понятия: погода, климат, прогноз погоды. Амплитуда температур. Средние температуры. Построение графиков температур. Приборы для определения температур.

Решение задач на определение температур через температурный градиент. Решение тестовых заданий.

Тема 2 . Абсолютная и относительная влажность воздуха

Насыщение воздуха, точка росы, испаряемость, испарение, коэффициент увлажнения.

Приборы для определения абсолютной и относительной влажности воздуха.

Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности воздуха, коэффициента увлажнения. Решение тестовых заданий.

Тема 3 . Атмосферное давление

Понятие « барическая ступень». Приборы для определения атмосферного давления.

Решение задач на определение атмосферного давления на различной высоте, и наоборот,- высоты местности по указанному давлению.

Решение тестовых заданий.

Тема 4. Виды облаков. Облачность

Понятие «облачность», виды облаков, прогноз изменений погоды по виду облаков. Задачи на определение степени покрытия облаками неба. Наблюдения за состоянием неба.

Раздел Ш. Решение задач по теме «Гидросфера Земли»

Тема 1 . Падение и уклон реки. Расход воды в реке.

Понятия «падение», «уклон реки», «расход воды в реке», «поперечный разрез», «речной сток».

Решение задач по определению падения, уклона реки, расхода воды в реке. Решение тестовых заданий.

Раздел 1У. Выполнение творческих заданий и решение олимпиадных задач.

Тема 1. Творческие задания по расширению практических навыков.

Тема 2. Решение олимпиадных задач по географии.

Тема 3. «Словоловы» и другие задания по физической географии.


© 2010-2022