Урок, Глобальные проблемы человечества (11 класс)

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»



Урок по географии

в 11 «А» классе

Тема: «Глобальные проблемы человечества».







Иванова Татьяна Николаевна

учитель географии

2013-2014 учебный год.



Тема: «Глобальные проблемы человечества».

Цель: Изучить глобальные проблемы человечества, выявить основные аспекты глобальных проблем человечества, уяснить специфику глобальных проблем.

Задачи:

Образовательные: углубить объем знаний обучающихся по указанной тематике, резюмировать знания, полученные в процессе изучения всех тем.

Развивающие: анализировать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные: формировать экологическую культуру, нравственное поведение.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

1. Организация и осуществление учебно - познавательной деятельности: наглядные - демонстрация компьютерной презентации; словесные - рассказ, беседа; практические - работа с текстом, новыми понятиями, работа с наглядным материалом;

2. Стимулирование и мотивация учения: занимательный материал, отчёт о творческой работе обучающихся, игра;

Оборудование: Видеофрагменты, видеопроектор, атласы.

Ключевые слова и понятия: глобализация, глобальные проблемы;

Знать: Основные понятия - глобализация, глобальные проблемы;

Уметь: Владеть языком науки, пользоваться географическими терминами, формировать выводы, на основе изученного материала;

Во время урока обучающиеся совершенствуют умения ретранслировать информацию в той или иной формах (устно, письменно) в соответствии с предъявляемыми к ним запросами: ясность, чёткость, последовательность, аргументированность; владения способами уточнения информации терминов: сравнение, описание, определение, характеристика.

Подготовка к уроку:

Заранее, за несколько уроков даётся творческая исследовательская работа группе обучающихся на тему « Глобальные проблемы человечества».

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Мотивация обучающихся.

Запись на доске:

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.

И.В. Гете.

Актуализация проблемы:

Звучит мелодия

На фоне учитель читает стихотворение:

«Будь милосерден, человек!»

Тема сегодняшнего урока:

«Глобальные проблемы человечества»

( откройте тетради, запишите число и тему урока)

Цель урока: Изучить глобальные проблемы человечества, выявить основные аспекты глобальных проблем человечества, уяснить специфику глобальных проблем.

Эта тема во все времена была актуальной, а в настоящее время актуальна особенно!

В последнее время мы всё чаще слышим о процессе глобализации (пер. англ. «мировой», «всемирный»), характеризующимся резким расширением и углублением взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, народами и отдельными людьми. Глобализацией охватываются абсолютно все сферы общественной жизни.

Рассматриваемый нами процесс глобализации достаточно тесно связан с процессом возникновения глобальных проблем человечества, оказавшихся в центре внимания учёных, политических деятелей, и широкой общественности. Указанные процессы всесторонне исследуются различными научными направлениями, большую роль в их исследовании играет также география.

Давайте дадим определение глобальным проблемам.

Итак: Глобальные проблемы - это проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.

Запишите это определение в тетради - (стр. 353 учебника) и запомните.

Как вы считаете начинать решение проблем нужно с глобальных или с локальных?

Глобальные проблемы нельзя решать только «глобально», или «регионально». Начинать их решение надо со стран и районов. И неспроста учёные выдвинули такой лозунг «Мыслить глобально, действовать локально!»

Сегодня, изучая новый материал, представим себя участниками Учёного Совета.

Опережающее д/з

Вы, внимательно прослушав выступление каждого докладчика, в тетради записываете название каждой проблемы, основную мысль выступающего - дома, изучив Тему -№11, стр.353 - 364, используя дополнительные источники, сформулируете вывод - Пути решения по каждой проблеме.

Я приглашаю Секретаря Учёного Совета занять своё почётное место, и мы начинаем:

Секретарь Учёного совета:

В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших название глобальных.

Глобальными - называют проблемы общечеловеческого характера, оказывающие влияние на социально - экономическое развитие мира.

Глобальные проблемы оказывают огромное влияние на все мировое хозяйство в целом, и на экологическую составляющую в частности. Непрекращающийся рост производства, продовольствия, расширение масштабов освоения и эксплуатации природных ресурсов, безусловно, наносит серьезный урон всей окружающей среде. Как следствие, подвергшаяся разрушениям среда может стать очень опасной для здоровья человека. Глобальные проблемы могут проявляться различно, однако существуют их наиболее важные аспекты, в частности к ним относятся: загрязнение различных природных сфер, ухудшение и деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов.

Обострившаяся экологическая ситуация - не возникшая внезапно проблема, а логический результат долгосрочного и неподконтрольного промышленного развития и быстротечной урбанизации. Существуют и другие причины, обусловившие его возникновение: локальные войны, испытания различных видов оружия, захоронение отходов военной промышленности и т.д.

Именно этим проблемам посвящено заседание Учёного Совета.

Первое выступление - «Экологическая проблема»;

Следующее выступление - «Проблема здоровья людей»;

Следующий вопрос - «Проблемы мирового океана»;

Следующий вопрос - «Мирное освоение космоса»;

Секретарь Учёного совета:

Уважаемые участники Учёного Совета, исследовские группы закончили представление изученного ими материала, хотелось бы услышать решение Учёного Совета, составленное на основе данных работ.

Учёный Совет:

Учёный Совет, заслушав все работы, пришёл к выводу:

«Великий разум» в состоянии сохранить оставшиеся ресурсы и тем самым сохранить человечество от самоуничтожения. Для этого необходимо правительствам и гражданам стран:

1.Избавиться от огромных военных расходов;

2.Ликвидировать конфликты и войны;

3. Искать пути управления ростом численности населения;

4. Расширять международное сотрудничество и взаимопомощь;

5. Осуществлять государственный контроль за состоянием окружающей среды;

6. Внедрять новые технологии производства, способные превратить отходы в ресурсы;

7. Осуществлять восстановление земель;

8. Рационально использовать земли, осуществлять мероприятия по их защите;

9. Заниматься охраной и восстановлением растительного и животного мира;

10. Остановить уничтожение лесов;

Секретарь Учёного совета:

Чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, мировой общественности нужно действовать сообща:

необходимо, чтобы каждый из нас понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе:

«- Я сорвал цветок и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. Прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Учитель:

В экологической проблеме каждый из нас принимает участие ежедневно: всё очень просто - вынося мусор, поднимете ли вы его, если он случайно рассыплется или пойдёте дальше? Это тоже проявление гражданской позиции по отношению к обществу и к природе. Только объединив свои силы, люди смогут решить проблемы, стоящие перед человечеством.

Вспомните слова Антуана де Сента - Экзюпери:

«Если человечество не найдёт сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей безжизненной Земле стоит установить надгробный камень с надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Потребуется не одно десятилетие, для воплощения этих путей в жизнь. Заповедь, которой должны руководствоваться люди, хорошо выражена в известной сказке «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

(Музыка)

Стихотворение:

Летит планета по своей орбите.

Вот вновь виток, так было все года!

Любите Землю, люди, не губите.

Другой такой не будет никогда!

От каждого из нас зависит процветанье,

И щебет птиц, прозрачных вод волна!

Лесов и парков, и садов благоуханье.

Любите Землю, чтобы жизнь была полна!

На следующем уроке мы продолжим разговор по теме: «Глобальные проблемы человечества»

Запишите - Д/ З - Тема №11;

Записать в тетради основные тезисы по каждой глобальной проблеме.

И записать вывод «Пути решения каждой из проблем»,

!!! Творческое задание -

(Представьте, что вы издаёте книгу по теме «Глобальные проблемы человечества», Какую эмблему вы разместите на обложке этой книги?)

Отметки за урок - Выступающие докладчики получают «5»

Наш урок я хотела бы закончить на оптимистическое ноте:

Презентация «Русская природа»

Рефлексия:

(Хотела бы узнать какие вы испытываете эмоции по окончании урока, выберите ваш листок и поднимите его вверх).

Спасибо! Урок окончен, все свободны.

Будь милосерден, человек!

У всех людей - одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он - щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей.

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.

Уходит нежный запах лип.

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

А мы на это смотрим сверху.

Венец природы - человек!

Гордясь достигнутым успехом,

Урбанизировав весь свет.





© 2010-2022