• Преподавателю
  • География
  • Из опыта работы Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии посредством использования технологий деятельностного типа

Из опыта работы Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии посредством использования технологий деятельностного типа

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 1»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия






Реализация системно-деятельностного подхода

на уроках географии

посредством использования технологий

деятельностного типа.





(Из опыта работа Чигиревой Е.Д., учителя географии)













2015

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии посредством использования технологий деятельностного типа.

Актуальность темы:


В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Главное в этом процессе - личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным.

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя. Вспоминаю прекрасный афоризм немецкого педагога XIX века Адольфа Дистервега, чьи идеи опередили время и стали актуальными для развития образования и в XXI веке: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, ими овладевал. Такой метод обучения самый трудный. Трудность объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Процесс учения - это процесс деятельности ученика. Мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Чтобы заставить школьника учиться, необходимо его мотивировать. Все это обусловило выбор темы моей методической темы:

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии посредством использования технологий деятельностного типа».

Целью данной работы является выявление форм, методов, приемов организации учебно-воспитательного процесса на уроках, которые позволят добиться высокого качества географического образования и подготовят учащихся к использованию знаний в практической деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;

2) охарактеризовать современные требования к географическому образованию с позиции Федерального государственного образовательного стандарта;

3) проанализировать собственный опыт использования активных форм, методов, приемов на уроках географии;

4) оценить степень эффективности их применения.

Теоретическая база опыта

Наиболее развёрнутое учение о мотивации в отечественной психологической науке было создано Алексеем Николаевичем Леонтьевым и нашло отражение в его классических трудах «Проблемы развития психики» и «Деятельность. Сознание. Личность». По мнению А. Леонтьева, мотив - это сложное психологическое образование. Границами мотива с одной стороны является потребность, а с другой - намерение что-либо сделать. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Дальнейшими теоретическими разработками этого вопроса в области педагогической психологии явились труды Татьяны Марковой, Пётра Гальперина, Нины Талызиной. Опираясь на изученные теоретические положения, считаю, что для повышения учебной мотивации необходимо развивать стремление к самосовершенствованию, желание самому дойти до истины.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

Учиться знать, подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать - фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе - актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения повлёк за собой переход на новую так называемую, деятельностную парадигму образования.

Формирование ведущей идеи опыта

Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, толерантный, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое, - вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным в современных условиях время.

Продуктивной реализации СДП способствуют технологии деятельностного типа, используемые мной в течение ряда лет на уроках географии:

- технология проектной деятельности;

- технология проблемного обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- технология групповой работы;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии и т.д.

Технология опыта

Наиболее эффективна в контексте СДП технология проектной деятельности, которую я использую в своей педагогической практике вот уже на протяжении 5 лет.

Проектная деятельность учащихся может занимать как весь урок, так и его часть. Например, при изучении темы в 7 классе: «Открытие и исследование Антарктиды», используя дневники экспедиций Руаля Амундсена и Роберта Скота, я вместе с учащимися составляю таблицу причин успеха одной экспедиции и гибели другой. Далее базируясь на этих знаниях, предлагаю составить проект «Организация экспедиции на Южный полюс". Задание распределяется между группами.

Первая группа занимается подбором необходимого продовольствия из данного набора продуктов. Вторая подбирает для экспедиции необходимое снаряжение. Третья думает о современных средствах связи. Четвёртая обеспечивает команду современными средствами передвижения. Пятая выбирает для членов экспедиции необходимую одежду и обувь.

В результате создания данного проекта учащиеся анализируют причины успеха одной экспедиции и гибели другой. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. Примеры проектов: «Имя на карте», «УдивительнаяАмазония», «В поисках Земли «наоборот», «Проектирование города будущего».

Над проектами работаю с учащимися и во внеурочное время. Итогом такой работы являются выступления учащихся на ежегодных школьных научно-практических конференциях «Шаг в будущее».

Важное значение для реализации деятельностной парадигмы географического образования имеет технология проблемного обучения. Это обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие.

Приведу конкретный пример, при изучении темы «Температура воздуха» в 6 классе я предложила учащимся небольшую информацию в форме сказки: « Жил был старый гном и всегда ему было холодно на земле. Однажды гном решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет гном по горе - холодно, но ничего, вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. Так он думал и полз, пока не замерз». У детей появляется непонимание: как же так, чем ближе к солнцу, то должно быть теплее. Почему замерз гном? В результате диалога в форме дискуссии, дети самостоятельно формулируют проблему в форме вопроса: «Так ли это, что чем ближе к солнцу, тем теплее?». Поставив проблемный вопрос, веду последовательно детей к выводу: воздух нагревается от поверхности Земли, и чем выше поднимаемся, тем воздух становится холоднее.

Ещё один пример. Каждый из нас знает очень мало о топонимике своего отечества, родной области, района и даже родного города или села. Топонимика тесно связана с географией: изучать названия объектов можно лишь тогда, когда ясно представляешь себе эти объекты. Например, при изучении географии Мордовии внимание учащихся обращаю на то, что карта нашей республики пестрит названиями с одинаковой основой - сар: Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка. Эта основа встречается и на картах соседних с Мордовией областей. Школьникам предлагаю объяснить происхождение этих названий. Выясняем, сар - это низменные, заболоченные места.

Одна из ведущих технологий деятельностного типа - технология исследовательской деятельности, -взаимосвязана на моих уроках с технологиями проектной деятельности и проблемного обучения. Примеры приведены мной выше. Помимо этого, технология исследовательской деятельности применяется мной в процессе решения географических задач практической направленности.

Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков.

Неумение извлечь практическую значимость из географических знаний и приводит к печальным последствиям. В 2013 году в нашей стране произошло катастрофическое наводнение на реке Амур. При строительстве сооружений на реке и заселении территорий вблизи водных объектов не были учтены гидрологические и климатические особенности, которые рассматриваются, анализируются на уроках географии.

вышеперечисленных технологий невозможно без технологии групповой работы. Каждая группа, получая определенное задание, выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Состав группы подбирается так, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого ее члена. Количественный состав группы составляют ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Важное место в моей системы работы по реализации СДП занимают здоровьесберагающие технологии.Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7классе при изучении темы "Природные зоны земного шара" ученики подбегают по очереди к столику, где лежат рисунки растений и животных, свойственных для органического мира каждого материка, выбирают нужные шаблоны и прикрепляют их к настенной карте "Природные зоны мира". Тем самым, они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения, считаю, использование активных методов (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия, практические работы, в том числе на местности).

На состояние здоровья оказывают также большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение; все это снимает эмоциональное напряжение.

На состояние здоровья оказывают также большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение; все это снимает эмоциональное напряжение. Например, при изучении темы «Климат» в 8 классе использую стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... и «Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она ... Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Стихотворения можно и самой прочитать, или дать задание детям повторить. На уроке опираясь на строки стихов выявляем признаки атмосферных вихрей - циклонов и антициклонов. Кроме того, очень часто привожу пример, из сообщений местного гидрометцентра, когда говорят: «Состояние атмосферы не способствует накоплению вредных примесей в атмосфере», спрашиваю у ребят при каких погодных условиях это можно наблюдать.

Реализации СДП способствуют элементы информационно-коммуникационных технологий. Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объёме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.

Например, в 6 классе при изучении темы «Географические координаты» использование презентаций позволяет активизировать работу учащихся. Заранее подготовленная таблица с названиями географических объектов позволяет вписывать географические координаты и одновременно проверять правильность выполнения задания.

В 7 классе при изучении географии материков и океанов видеофильмы, слайд-шоу, интерактивные карты помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии природы нашей Земли, о многообразии стран и культур народов мира.

При объяснении темы «Климат» в 8 классе большой интерес у учащихся вызывают карты погоды.

В 9 классе при изучении темы «Межотраслевые комплексы» интерактивные карты учебных дисков формируют представление о размещении главных центров промышленного производства.

При изучении темы «План и карта» в 6 классе интерактивные карты помогают рассмотреть свой населенный пункт, вплоть до дома. Эмоционально обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала рассказ учащихся о GPS-навигаторе в автомобилях.

Уроки с использованием элементов ИКТ способствуют повышению информационной плотности урока.

Таким образом, современные педагогические технологии становятся мощным средством, позволяющим сделать интересным и значимым каждый урок, активизировать деятельность школьников, повысить уровень овладения различными компетенциями и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.

Анализ результативности

Не смотря на обилие в современных условиях различных педагогических технологий, ключевой фигурой на уроке остается учитель, его методическое мастерство, увлеченность своим предметом, понимание интересов своих учеников. Я люблю путешествовать, занимаюсь краеведением. Это тоже помогает мне вовлечь школьников в активный образовательный процесс. Подтверждением эффективности свидетельствует тот факт, что процент качества знаний моих учащихся не опускался ниже 74%.

Дети с удовольствием участвуют в олимпиадах и конкурсах. Только за последние 5 лет победителями и призёрами муниципального тура всероссийской олимпиады школьников стало 12 человек, победителями Республиканской интернет-олимпиады - 5 учащихся.

Учащаяся 10 класса, Судапина Алина, стала победительницей в номинации «Перспективный инновационный проект» в Открытом Республиканском отборочном туре Московского Международного форума «Одаренные дети» (2013, секция «Адам Смит»); в 2015 году на форуме «Одаренные дети» и в Саранске и в Москве учащаяся 6 класса Учватова Елизавета получила Гран При в секции «Гостеприимство».

Ребята заняли призовое место в республиканском конкурсе презентаций географического факультета МГУ им.Н.П.«Я - Магеллан», стали победителями и призерами в Международной дистанционной олимпиаде по географии проекта «Инфоурок», а также в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» по географии.

Свидетельством того, что учащиеся нашей гимназии интересуются географией, является выбор ими элективного курса "Рекреационная география"(10 класс). Этот курс является основой развития туризма. На сегодняшний день туризм-это одна из самых высокодоходных отраслей мировой экономики. Это вызывает интерес у выпускников и стимулирует их определиться с дальнейшим выбором своей будущей профессии, поступлением на географический факультет 9 моих выпускников поступили на географический факультет.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

  1. Мной разработана программа курса «Географическое краеведение» 6 кл, которая размещена на республиканском образовательном портале:

Географическое краеведение. (Электронный ресурс): Республиканский образовательный портал. - Саранск ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» - Режим доступа:

kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=80:2010-08-29-08-55-55&catid=5:2009-10-01-07-11

  1. Опыт работы представлен в интернет-публикациях на личной странице сайта методического центра «NUMI.RU" (разработки уроков, презентации к ним)

numi.ru/13717

  1. Опыт работы по проблеме представлен на личном сайте и на сайте гимназии:

infourok.ru/user/chigireva-elena-dmitrievna

schoolrm.ru/schools_ruz/gim1ruz/teachers/certification/



  1. В 2012 году участие в конкурсе педагогических научно-исследовательских проектов «Этнокультурный (региональный) компонент с использованием информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности», 3место.

  2. Опыт работы представлялся так же на семинарах и конференциях разного уровня:

  • Выступление в педагогическом форуме «Современные подходы к обучению предметов общественно-научных дисципалин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего общего образования» издательского центра «Вентана Граф» по теме «Учебная мотивация как один из способов повышения качества географического образования». 13.03.2014г.

  • Выступление на Круглом столе «Проблемы методики преподавания географии в условиях перехода к стандартам нового поколения» по теме «Учебная мотивация как один из способов повышения качества географического образования в школе в условиях перехода на ФГОС».29.10.2014.

  • Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации учителей географии с темой «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии посредством использования технологий деятельностного типа» . 9.02.2015.

  • Проведение мастер-класса для слушателей курсов повышения квалификации учителей географии по теме «Научно-техническая революция и мы». 13.02.2015.

  • Представление опыта работы на республиканской секции руководителям районных методических объединений учителей географии по теме «Формирование комплексных географических знаний и научных понятий в средней школе посредством использования технологий деятельностного типа» 18.08.2015.



  1. Публикации в сборниках Министерства образования РМ ГБОУ ДПО (ПК) С «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=333:2014-12-15-06-05-39&catid=5:2009-10-01-07-11-20&Itemid=2

    • «Учебная мотивация как один из способов повышения качества географического образования в условиях перехода на ФГОС».

Сборник « Современные подходы к обучению предметов общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего общего образования». Саранск, 2014.



    • «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии посредством использования технологий деятельностного типа»

Сборник «Проблемы методики преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ООО» ( Материалы круглого стола). Саранск, 2014.



    • Урок «Озера».

Сборник методических материалов из опыта работы учителей географии образовательных организаций Республики Мордовия. Саранск, 2014.




Используемая литература:

  1. Адольф Дистервег. Википедия ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F1%F2%E5%F0%E2%E5%E3,_%C0%E4%EE%EB%FC%F4

  2. Дмитриева, А.Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии. \География в школе\ №4, 2001 .

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.

  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист .2004. № 1.

  5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -М.Просвещение, 1991.

  6. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся. Педагогика, № 7, 2001г.

  7. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. \География в школе\ №4, 2004г.



© 2010-2022