• Преподавателю
  • География
  • Эссе на тему Обновление содержания географического образования как ведущий фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса

Эссе на тему Обновление содержания географического образования как ведущий фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса

Старшеклассник, который готовится к самостоятельной жизни, независимо от избранной им профессии, должен иметь прочные географические знания, ориентироваться в географических вопросах и уверенно чувствовать себя в жизни. Надо помочь ему осознать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативы, и, в конечном счете, от профессиональной грамотности.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Обновление содержания географического образования как ведущий фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса»


Географическое поведение неотделимо от поведения человека, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. С переходом российского государства к экономике рыночного типа возникла необходимость географического образования, которому раньше практически не уделялось внимания.

Задача общеобразовательной школы - сформировать систему универсальных знаний, умений и навыков, которые затем применит на практике учащийся. Старшеклассник, который готовится к самостоятельной жизни, независимо от избранной им профессии, должен иметь прочные географические знания, ориентироваться в географических вопросах и уверенно чувствовать себя в жизни. Надо помочь ему осознать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативы, и, в конечном счете, от профессиональной грамотности.

В процессе преподавания географии важно опираться на знания учащихся в области общественных и естественных дисциплин, их собственный опыт, максимально использовать индуктивный метод обучения (при знакомстве с географическими понятиями приводить яркие жизненные ситуации и факты).

Решить проблему трудовой подготовки и географического образования и воспитания учащихся помогает и соответствующая нормативно - правовая база. Так, Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержанию занятости населения» нацеливает общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для организации современных форм и методов хозяйствования, социальной адаптации и интеграции в рыночную экономику России. К сожалению, у большинства населения не сформированы ценностные ориентиры на свободную экономическую деятельность, многим не хватает социально значимых знаний и умений и опыта самостоятельной деятельности.

Сегодня предъявляются высокие требования к личности на рынке труда из-за возрастающей конкуренции. Поэтому географическая подготовка может развивать не только социально - востребованные качества личности, но и формировать нравственно - ценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема географического образования затрагивает интересы и учащихся, и их родителей, и учителей, и администраторов образовательной сферы. По мнению администраторов, такое образование даёт определённые преимущества в жизни: географические знания расширяют кругозор, помогают разбираться в экономических проблемах общества. Кроме того, изучение географии ориентирует учащегося в выборе профессии, помогает если не найти работу, то открыть собственное дело с учетом специфики региона .

Проанализировав преподавание географии, мы пришли к выводу, что у учащихся с каждым годом повышается интерес к предмету, растёт количество детей, которые сдают успешно экзамены в вузы по географии. Отрадно отметить, что традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса учащихся нового поколения имеющих широчайшее информационное поле уже не устраивают. Учащиеся стремятся реализовать себя, свой интеллектуальный потенциал и ищут более активные способы приложения своих сил.

Качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителя, от умений оптимально сочетать в учебном процессе теоретические формы проведения занятий с практическими. Учитель должен уметь проводить деловые игры, решать географические проблемы и задачи, использовать в своей работе инновационные методы преподавания географии - применять активные методы преподавания предмета. Использование в своей практике активных методов позволяет поддерживать высокий постоянный интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их деятельность, формирует и закрепляет практические навыки. Так, ролевые игры дают возможность учащему погрузиться в ту действительность, которой посвящена игра, ставя себя на место воображаемых субъектов географии, учиться действовать оперативно, принимать решение и нести определенную ответственность за их результаты. Ролевая игра оказывает сильное эмоциональное воздействие, не сопоставимо с воздействием других форм обучения. Она требует большей самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность.

Ситуация, которая сложилась в сфере географического образования школьников, требует разработки и формирования основательного школьного курса географии, рассчитанного на потребности современной школы, в тесном взаимодействии академической науки, специалистов-практиков и школьных преподавателей.

Проблемы географического образования должны решаться не только на уровне образовательной системы, но и на общегосударственном. В перспективе, в условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства, система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. Основой современной образовательной политики государства должна стать социальная адресность и сбалансировать социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования должны затронуть процесс постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций с родителями и работодателями.

© 2010-2022