Планирование 9 класс по географии по учебнику В. П. Дронов, В. Я. Ром

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Планирование 9 класс по географии по учебнику В.П. Дронов , В.Я.Ром




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-11 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.Конституция РФ (Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 2009)

2.Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)

3. Закон Республики Татарстана «Об образовании»

4..Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

5. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования

6.Примерные рабочие программы по предметам. География 5-9 класс.

7.Программа курса география для 9 класса общеобразовательных учреждений , автор И.И. Баринова , В.П. Дронов «География России » Программа для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы. - М.: Дрофа 2009

Предметными результатами освоения учениками основной школы программы по географии являются:

  • Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, кон-

цепций, принципов, законов и базовых понятий)

  • Умение работать с разными источниками географической информации;

  • Умение выделять , описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • Картографическая грамотность;

  • Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения


  • количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

  • Умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

О России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

  • Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из « языков» международного общения - географическую карту,

статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знании для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

  • Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально - ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопастности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе - 34 часов, из расчета одного учебного часа в неделю; в 7х,8х,9х классах- по 68 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю. А так же дополнительно в 10 - 11 классах 34 часов из расчета 1 час в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный (национально - региональный ) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителем географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (6 класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также

Комплекс общеучебных умений, необходимых:

- для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно - следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, по карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических

ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Географии» - это реализация деятельностного , практико - ориентационного и личностного подходов; освоение учащимися

интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими

ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры.

Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации - карту, стат. материалы, геоинформационные системы; пользование приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» использование учащимися непосредственно в окружающей среде для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ

Отметка «5»- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4»- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2»- ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.




Практические работы 9 класс.

Практическая работа №1

«Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Практическая работа №2

«Сравнительная характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Практическая работа № 3

«Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур , районов животноводства»

Практическая работа № 4

«Сравнительная характеристика Московского и Санкт-Петербургского промышленных узлов.

Практическая работа №5

« Определение взаимодействия природы и человека на примере территории Центральной России»

Практическая работа №6

«Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

Практическая работа №7

« Определение по карте и оценка ЭГП Республики Татарстан»

Практическая работа №8

«Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Татарстан»

Практическая работа № 9

«Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем»

Практическая работа № 10

« Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта людей.

Практическая работа № 11

«Составление характеристики Норильского промышленного узла»

Практическая работа №12

« Объяснение целесообразности размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них»

№ п/п

Тема урока

Виды контроля

Планируемые

результаты освоения

материала

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Введение

Индивидуальный опрос

Знать основные географические понятия и термины


Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР.

Геополитическое положение России

2

Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение

Индивидуальный опрос. Работа с картами.

Знать: Основные

особенности ГП

России,

особенности ЭГП РФ,

следствия ЭГП и

значительных

размеров территории.

Субъекты РФ, их

различия.

Уметь: находить на

карте

Параграф 1

3

Политико-административное устройство России

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 2-3

Население России и новых независимых государств

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна.

Индивидуальный опрос. Работа с картами.

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по

Параграф 5-7


5

Миграции населения. Расселение населения.

Индивидуальный опрос. Работа с

Параграф 8


Картами

численности города России,городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населенных пунктов, зоны расселения. Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

6

Городское и сельское население. Расселение населения

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 9

7

Рынок труда, занятость населения России

Индивидуальный опрос. Работа с

картами

Конспект

8

Итоговый урок по теме «Население России»

Фронтальный опрос.

Параграф 5-9 повторение

Экономика Российской Федерации

9

Хозяйство России

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования

Конспект

Роль и место России в международной

Фронтальный

Параграф 12

10

экономике. Экономические системы в развитии России

опрос.

хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.

11

Структура экономики России

Индивидуальный опрос.

Параграф 10

12

Проблемы ресурсной основы экономики России

Фронтальный опрос.

Параграф 11

13

Научный комплекс - вершина экономики России

Индивидуальный опрос.

Знать основной состав, функции и характеристики комплекса

Параграф 13

14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Фронтальный опрос

Конспект

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география


Машиностроительный комплекс

15

Машиностроительный комплекс -ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав

машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Параграф 14

16

Факторы размещения отраслей машиностроения

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 15

17

География машиностроения

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 16

18

Военно-промышленный комплекс

Индивидуальный

Знать основные

Параграф 17


опрос . Работа с картами.

характеристики военного комплекса

19

Итоговый урок по теме «Машиностроительный комплекс»

Фронтальный опрос.

Параграф 14-17 повторение

Топливно-энергетический комплекс


20

Роль и особенности ТЭК

Фронтальный опрос. Работа с

картами.

Знать Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения

Параграф 18

21

Топливная промышленность

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Параграф 19

22

Электроэнергетика России

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 20

23

Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический Комплекс России»

Фронтальный опрос.

Параграф 18-20 повторение

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ

А /г

24

Состав и значение комплекса

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Знать Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава,

Параграф 21


факторы размещения основных производств, основные районы размещения

25

Металлургический комплекс

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Знать состав комплекса, его основные функции и основные металлургические базы.

Параграф 22

26

География металлургического

комплекса

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 23

27

Химико-лесной комплекс

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Знать состав , функции и основные зоны распределения химико-лесного комплекса

Параграф 25

28

География химико-лесного комплекса

Фронтальный опрос. Работа с

картами.

Параграф 26

29

Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов»

Фронтальный опрос

Параграф 22-26 повторение

Агропромышленный комплекс

30

Состав и значение АПК

Фронтальный опрос. Работа с

картами.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения

Параграф 28

31

Земледелие и животноводство

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Параграф 29


производств пищевой и легкой промышленности

32

Пищевая и легкая промышленность

Фронтальный опрос. Работа с

картами.

Знать став, функции и основные характеристики промышленности

Параграф 30

33

Территориальная организация АПК

Индивидуальный опрос. Работа с картами

конспект

Инфраструктурный комплекс


34

Состав инфраструктурного комплекса.

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь.

Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры

Параграф 31 - До 0/

35

Связь, сфера обслуживания. Роль транспорта. Виды транспорт

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 34


Региональная часть курса


Территориальная организация и районирование России


36

Районирование территории России

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Районирование,

факторы

районирования, ТПК,

экономический район,

границы

экономических

районов

Параграф 35,часть 1

37

Проблемы экономического районирования

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 35,часть 2

Центральная Россия


38

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района.

Параграф 37

39

Экономика Центральной России.

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Особенности ЭГП Центральной России, природно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района

Параграф 38

40

Узловые районы Центральной России. Народные промыслы

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 39

Северо-Западная Россия


41

Общая характеристика Северо-Западной России

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы

Параграф 42


взаимодействия природы и общества

Европейский Север


42

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Особенности ЭГП района, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества

Параграф 43

43

Хозяйства Европейского Севера

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 45


Европейский Юг - Северный Кавказ


44

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Параграф 46

45

Население и хозяйство района

Индивидуальный опрос . Работа с картами

Параграф 47-

48

Поволжье


46

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Параграф 49

47

Население и хозяйство района

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 50-51

География РТ

48

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала РТ

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Особенности ЭГП, состав района, положение ресурсной базы, расселения населения, основную специализацию хозяйства района, основные проблемы взаимодействия природы и общества

Страницы 5-78

-

49

Население РТ

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Страницы 126-137

50

Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности РТ

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Страницы 141-137

51

Специализация АПК РТ

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Страницы 171 -181

52

Экологические, демографические, социально-экономические проблемы РТ

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Страницы 224-231

Урал


53

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Параграф 49

54

Население и хозяйство района

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 53-

54

Восточный макрорегион - Азиатская Россия

55

Восточный макрорегион - Азиатская Россия

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Особенности ЭГП,

населения,

специализация

Параграф 55-56


хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

56

Западная Сибирь

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Параграф 57

57

Экономика Восточной Сибири

Индивидуальный опрос. Работа с картами

Параграф 58

58

Дальний Восток: особенности развития

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Параграф 59

59

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

Фронтальный опрос.

Параграф 55-59 повторение

Новые независимые государства

60

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии.

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Уметь давать

характеристику

странам Балтии,

Закавказья и

Азиатской части

России.

Знать их состав и

местоположение

конспект

61

Закавказье и Азиатский Юго - Восток

Индивидуальный опрос .Работа с картами

Конспект

62

Место России в экономике стран СНГ и Балтии

Фронтальный опрос. Работа с картами.

Знать основные характеристики экономики России и внешние и внутренние связи со странами ближнего и дальнего Зарубежья

Конспект

63

Повторение темы «Новые независимые

государства»


64

Повторение темы «Промышленные
центры РТ»


65

Повторение темы «Экономические

районы РТ»


66

Повторение темы «Ресурсный потенциал РФ»


67

Повторение темы Металлургические базы России


68

Обобщающее повторение




© 2010-2022