- Преподавателю
- География
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 классов
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кириченко Е.С. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
________/Кириченко Е.С./
Протокол № _______
от «______»__________20____г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ершова»
________________/И.В.Рябинцева/
«______»________________20___г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ «СОШ №1 г. Ершова»
_______/Г.Н.Лепёхин/
Приказ №____
от «____»__________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 8 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 г. Ершова Саратовской области»
Составитель:
Кириченко Екатерина Сергеевна,
учитель географии первой квалификационной категории
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «______»_______20_____г.
Ершов 2014
I.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании примерной программы основного общего образования по географии ориентируясь на программу Пятунина В.Б., Таможней Е.А. География России. Природа и население (Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: программа: 6 - 11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентена-Граф, 2010), в соответствии со стандартом основного общего образования по географии (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004).
II. Общая характеристика учебного предмета.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Цель изучения предмета - развивать географическое мышление школьников и формировать у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Основные задачи курса:
-
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
-
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
-
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Общественных наук». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 учебных часов для обязательного изучения географии 8-9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
III.Содержание программы
№
п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
В том числе из них:
Практических работ
1
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России.
13
3
1.1
Географическое положение России.
9
2
1.2
История заселения, освоения и исследования территории России.
4
1
2
Раздел 2. Природа России.
35
9
2.1
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.
6
1
2.2
Климат и агроклиматические ресурсы.
6
1
2.3
Внутренние воды и водные ресурсы.
6
2
2.4
Почвы и почвенные ресурсы.
3
1
2.5
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
3
1
2.6
Природные различия на территории России.
11
3
3
Раздел 3. Население России.
10
3
4
Раздел 4. Природный фактор развития России.
4
0
5
Обобщающее повторение.
8
0
Всего:
70
15
Тема «Введение» включена в структуру первого урока.
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю + 2 часа резерв учителя) География России
Введение 1 час
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России. Наша Родина на карте мира. ГП России. География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Современные проблемы российских границ.
Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспедиция Российского Географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования.
Раздел 2. Природа России.
Тема 2: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.
Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. (оценочная)
Тема 3: Климат и агроклиматические ресурсы.
Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).
Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Агроклиматические ресурсы своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационного баланса и выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценивание основных климатических показателей одной из территорий страны с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности ее Населения.
Тема 4: Внутренние воды и водные ресурсы
Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.
Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, прогноза их использования.
Тема 5: Почва и почвенные ресурсы.
Почва - особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. (оценочная)
Тема 6: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
Растительный покров России, карта растительности.
Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира по заданным условиям изменения других компонентов природного комплекса. (оценочная)
Тема 7: Природное районирование(природные различия на территории России).
Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники.
Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.
Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.
Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа серии общегеографических и тематических карт. Составление прогноза ее изменения в результате хозяйственной деятельности человека. (оценочная)
Раздел 3. Население России
Человеческий потенциал - главное богатство страны.
Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.
Народы России. Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно- исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.
Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические проблемы в крупных городах.
Географические особенности расселения сельского населения.
Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сел.
Причины, типы и направления миграций населения на территории России. Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути ее решения.
Практическая работа 1.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в различных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России. 2.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально- территориальным и политико- административным делением РФ. 3.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России. 4.определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах совместного хозяйства.
Раздел 4. Природный фактор в развитии России (4ч) Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде. Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно- ресурсного потенциала России.
Практическая работа. Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций СМИ.
IV.Требования к уровню подготовки учащихся по географии
Знать/понимать:
-
Основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал;
-
Различия географических карт по содержанию, масштабам, способам картографического отображения;
-
Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
Географические процессы и явления в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
-
Географическую зональность и поясность;
-
Связь между географическим положением, природными условиями и ресурсами отдельных территорий;
-
Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
-
Особенности природы и населения Российской Федерации;
-
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
-
Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
-
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов или явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
-
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-
Составлять краткую характеристику разных географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее предоставления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для определения поясного времени;
-
Для чтения карт различного содержания;
-
Для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
V.Учебно-тематическое планирование
Дата по плану
Дата по факту
№ урока
Тема урока
Практические работы
Домашнее задание
РАЗДЕЛ I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (13 часов)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (9 часов)
02.09.
1
Цели и задачи изучения курса «География России».
Географическое положение и его виды.
§ 1
04.09.
2
Размеры территории и природно-географическое положение России
§ 2
09.09.
3
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
§ 3
11.09.
4
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России
Пр.р.№1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте.
§4, задание 3
16.09.
5
Государственная территория России. Типы российских границ.
§ 5
18.09.
6
Сухопутные и морские границы России.
§ 6, к/к
23.09.
7
Различия во времени на территории России.
Пр.р.№2 Решение задач на определение поясного времени.
§ 7
25.09.
8
Государственное устройство и территориальное деление РФ.
§ 8, к/к
30.09.
9
Урок обобщения и повторения темы «Географическое положение России»
ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ, ОСВОЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (4 часа)
02.10.
10
Заселение и освоение территории России в IX - XVII вв.
§ 9,
задание 9
07.10.
11
Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв.
§ 10, к/к
09.10
12
Географическое исследование территории России в XVIII - XIX вв.
§ 11, к/к
14.10.
13
Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Пр.р.№3 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия России.
§ 12
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов)
16.10.
14
Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории.
§ 13
21.10.
15
Развитие земной коры. Минералы и породы.
§ 14, к/к
23.10.
16
Рельеф и полезные ископаемые России.
Пр.р.№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых.
§ 15, к/к
28.10.
17
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.
§ 16
30.10.
18
Литосфера. Рельеф. Человек.
§ 17
11.11.
19
Повторение и обобщение темы.
КЛИМАТ И АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 часов)
13.11.
20
Условия формирования климата.
§ 18
18.11.
21
Движение воздушных масс. Синоптические карты и прогноз погоды.
§ 19
20.11.
22
Закономерности распределения тепла и влаги.
§ 20
25.11.
23
Климатические пояса и типы климатов.
Пр.р.№5 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны.
§ 21, к/к
27.11.
24
Климат и человек. Адаптация человека к климату.
§ 22
02.12.
25
Повторение и обобщение темы.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов)
04.12.
26
Состав внутренних вод. Реки и их зависимость от рельефа.
§ 23
09.12.
27
Зависимость речной сети от климата.
Пр.р.№6 Составление природно-хозяйственной характеристики реки.
§ 24, к/к
11.12.
28
Другие виды внутренних вод.
§ 25
16.12.
29
Многолетняя мерзлота.
§ 26
18.12.
30
Воды и человек. Водные ресурсы и их оценка.
Пр.р.№7 Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности.
§ 27
23.12.
31
Повторение и обобщение темы.
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 часа)
25.12.
32
Почва как особое природное образование.
§ 28
13.01.
33
Главные типы почв и их размещение по территории России.
§ 29
15.01.
34
Почвенные ресурсы. Почвы и человек.
Пр.р.№8 Составление характеристики одного из зональных типов почв.
§ 30
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (3 часа)
20.01.
35
Растительный и животный мир.
§ 31
22.01.
36
Биологические ресурсы.
Пр.р.№9 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.
§ 32
27.01.
37
Повторение и обобщение тем.
ПРИРОДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (11 часов)
29.01.
38
Природные комплексы.
§ 33
03.02.
39
Природное районирование. Природные зоны.
§ 34
05.02.
40
Северные безлесные природные зоны.
§ 35
10.02.
41
Лесные зоны. Тайга.
§ 36
12.02.
42
Смешанные и широколиственные леса.
§ 37
17.02.
43
Южные безлесные зоны.
§ 38, к/к
19.02.
44
Высотная поясность.
Пр.р.№10 Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны.
§ 39
24.02.
45
Моря как крупные природные комплексы.
§ 40
26.02.
46
Природно-хозяйственные различия российских морей.
Пр.р.№11 Составление характеристики одного из морей России по типовому плану.
§ 41, сообщения
03.03.
47
Особо охраняемые территории России.
§ 42
05.03
48
Повторение и обобщение темы.
Пр.р.№12 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (10 часов)
10.03.
49
Численность и воспроизводство населения России.
Пр.р.№13 Определение и сравнение показателей естественного прироста населения.
§ 43
12.03.
50
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.
§ 44
17.03.
51
Этнический и языковой состав населения России.
Пр.р.№14 Определение крупных народов и особенностей их размещения по территории.
§ 45, сообщения
19.03.
52
Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.
§ 46
31.03
53
Особенности урбанизации в России. Городское население.
§ 47, к/к
02.04
54
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.
§ 48
07.04
55
Миграции населения России.
§ 49
09.04
56
Размещение населения России. Выявление закономерностей размещения населения России.
§ 50
14.04
57
Занятость населения.
Пр.р.№15 Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.
§ 51
16.04
58
Повторение и обобщение темы.
РАЗДЕЛ IV. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИИ (4 часа)
21.04
59
Влияние природы на развитие общества.
§ 52
23.04
60
Природные ресурсы.
§ 53
28.04
61
Природно-ресурсный потенциал России.
§ 54
30.04
62
Заключительный урок.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (8 часов)
05.05.
63
Урок обобщения и контроля по теме «Географическое положение России»
07.05.
64
Урок обобщения и контроля по теме «Рельеф и климат»
12.05.
65
Урок обобщения и контроля по теме «Внутренние воды и природные зоны»
14.05.
66
Урок обобщения и контроля по теме «Почвенные ресурсы и биологическое многообразие»
19.05.
67
Урок обобщения и контроля по теме «Население»
21.05.
68
Итоговая контрольная работа
26.05.
69
Коррекция ошибок
28.05.
70
Заключительный урок
VI.Учебно-методический комплекс.
Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. Природа и Население. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №2064)
Атлас и контурные карты:
Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2010.
Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2010.
Методические пособия для учителя:
Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное планирование. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Основные дидактические материалы:
Чичерина О. В. Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2007.
Приложение 1.
Перечень обязательной географической номенклатуры
Тема: "Географическое положение России"
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Финляндия, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.
Тема "Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы"
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское, Стойленское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан).
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема "Климат и агроклиматические ресурсы России"
Города: Оймякон.
Тема "Внутренние воды и водные ресурсы России"
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема "Растительность и животный мир. Биологические ресурсы"
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.