Рабочая программа по географии к учебнику Бариновой География. Природа России 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Важская основная школа»



«Согласовано»

Руководитель МО

___________(____________)

Протокол №____

от «___»____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «ОВОШ»

__________(______________)



«____»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ОВОШ»

_________Воеводкина Г.А.

Приказ №__116___

от «_1__»_сентября__2015_г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Чернышёвой Татьяны Витальевны, II кв. категория

по учебному курсу «География. Природа России»

8 класс





















2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Важская основная школа», который составлен на основании Регионального базисного учебного плана, на изучение географии в 8 классе отводится 2 час в неделю, 68 часов в год соответственно. В рамках курса «География. Природа России» при изучении инвариантной части программы включаются вопросы из регионального компонента. 10 уроков географии включают темы, связанные с изучением географического положения и природы Архангельской области.

Для изучения курса «География. Природа России» применяются классические типы уроков: УИНМ - урок изучения нового материала, КУ - комбинированный урок, УПЗУ - урок применения знаний умений, УК - урок контроля, УОП - урок обобщающего повторения.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.) Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Структура рабочей программы:

- Титульный лист

- Пояснительная записка

- Учебно-тематический план

- Содержание тем учебного курса

- Требования к уровню подготовки учащихся

- Календарно-тематическое планирование

- Перечень учебно-методического обеспечения

- Список литературы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы, раздела

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Введение

1

1

Россия на карте мира

5

3

2

Особенности природы и природные ресурсы

24

17

7

Природные комплексы России

26

26

Особенности природы Архангельской области

10

5

5

Повторение

2

2

ИТОГО

68

54

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(68 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II ПРИРОДА

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почва - национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) - результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Часть III

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Особенности географического положения природных районов, его влияние на природу. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Часть VI

ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ ОБЛАСТИ.

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Характерные черты природы области. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Особенности почв своего региона и своей местности. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы. Оценка природных ресурсов и их использования.

Перечень обязательной географической номенклатуры


8 класс

Тема: «Географическое положение»России"

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий ( Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский ( Ирша-Бородинское, Назарово ), Подмосковный ( Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье (Коршуновское), Урал ( Качканар).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя ), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера ), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты ).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники ).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный ).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата


Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню полготовки

Вид контроля

ИМО

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

2.09

1

Что изучают в курсе "Природа России". Источники географической информации.

УИНМ

География как наука. Источники получения знаний о природе. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

Фронтальный опрос


РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (5 ч.)

4.09

2

Географическое положение России.

П/р №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

УПЗУ

Особенности географического положения России

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Практическая работа


9.09

3

Моря, омывающие территорию России.

УИНМ

Моря, омывающие территорию Росси

Ученик должен знать особенности морей и океанов, омывающих территорию России, экономические и экологические проблемы морей. Уметь составлять характеристику моря

Фронтальный опрос


11.09

4

Россия на карте часовых поясов.

П/р №2 « Определение поясного времени для различных пунктов России»

УПЗУ

Часовые пояса.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практическая работа


16.09

5

Как осваивали и изучали территорию России.

УИНМ

История освоения и изучения территории России

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

Индивидуальный, фронтальный опрос


18.09

6

Итоговый урок по теме «Россия на карте мира»

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (24 ч.)

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.)

23.09

7

Особенности рельефа России.

УИНМ

Распространение крупных форм рельефа. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

Фронтальный опрос


25.09

8

Геологическое летоисчисление

УИНМ

Геологическое летоисчисление


Выборочный опрос


30.09

9

Геологическое строение территории нашей страны.

КУ

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты

Фронтальный опрос


2.10

10

Минеральные ресурсы России.

П/р №3 « Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

УПЗУ

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

Практическая работа


7.10

11

Развитие форм рельефа.

КУ

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры. Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

Выборочный опрос


9.10

12

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ТЕМА 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч.)

14.10

13

От чего зависит климат нашей страны.

УИНМ

Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России.

Фронтальный опрос


16.10

14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

КУ

Циклоны и антициклоны

Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

Выборочный опрос


21.10

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

П/р №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

П/р №5 «Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов»

УПЗУ

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

Практическая работа


23.10

16

Типы климатов России.

КУ

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

Выборочный опрос


28.10

17

Зависимость климатических условий от человека. Климатические ресурсы.

П/р №6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характерстики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

УПЗУ

Зависимость климата от человека

Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

Практическая работа


30.10

18

Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

11.11

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

П/р №7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования»

КУ УПЗУ

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России


Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

Практическая работа


13.11

20

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

КУ

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

Индивидуальный, фронтальный опрос


18.11

21

Водные ресурсы. Охрана вод.

П/р №8 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата»

УПЗУ

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

Практическая работа


20.11

22

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ТЕМА 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

25.11

23

Образование почв и их разнообразие.

УИНМ

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Фронтальный опрос


27.11

24

Закономерности распространения почв.

П/р №9 «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия»

УПЗУ

Размещение основных видов почв.

Ученик должен знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв

Практическая работа


2.12

25

Почвенные ресурсы России.

КУ

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.

Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования

Индивидуальный, фронтальный опрос


4.12

26

Обобщающее повторение по теме «Почвы»

УОП

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ТЕМА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (4 ч.)

9.12

27

Растительный мир России.

УИНМ

Растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного мира природных зон России.


Ученик должен знать растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Фронтальный опрос


11.12

28

Животный мир России

УИНМ

Животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России.

Ученик должен знать животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Выборочный опрос


16.12

29

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

П/р №10 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

УПЗУ

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

Практическая работа


18.12

30

Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир».

УК


Природные ресурсы России, их рациональное использование. Выявление знаний, умений, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ (26 ч.)

ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч.)

23.12

31

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

УИНМ

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.


Фронтальный опрос


25.12

32

Моря как крупные природные комплексы.

КУ

. Природно-хозяйственное различие морей России.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

Индивидуальный, фронтальный опрос


13.01

33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

КУ

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

Выборочный опрос


15.01

34

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

КУ

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия

Выборочный опрос


20.01

35

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

КУ

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

Выборочный опрос


22.01

36

Высотная поясность.

КУ

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

Выборочный опрос


27.01

37

Обобщение знаний по теме « Природное районирование»

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (19 ч.)

29.01

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

УИНМ

ПТК Русская равнина, особенности климата и рельефа, разнообразие природных комплексов территории, природные ресурсы Русской равнины, закономерности их размещения на территории, проблемы их рационального использования, экологические проблемы Русской равнины и пути их решения

Ученик должен знать особенности природного района - Русской равнины, её природу

и ресурсы; Понимать роль Русской равнины в формировании Русского государства. Уметь работать с разными источниками географических знаний

Фронтальный опрос


3.02

39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

КУ

Выборочный опрос


5.02

40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

КУ

Выборочный опрос


10.02

41

Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России.

КУ

ПТК Северного Кавказа, особенности климата, рельефа, высотной поясности, разнообразие природных комплексов территории, природные ресурсы Кавказа, закономерности их размещения на территории, проблемы их рационального использования, экологические проблемы Кавказа и пути их решения

Ученик должен знать особенности рельефа, климата, высотной поясности Кавказа; уметь работать с картами и схемами

Письменный опрос


12.02

42

Природные комплексы Северного Кавказа.

КУ

Ученик должен знать особенности природных условий и ресурсов Кавказа; знать основные рекреационные ресурсы и территории Кавказа

Индивидуальный, фронтальный опрос


17.02

43

Урал - "Каменный пояс" земли Русской.

КУ

ПТК Урала, особенности климата, рельефа, высотной поясности, разнообразие природных комплексов территории, природные ресурсы Урала, закономерности их размещения на территории, проблемы их рационального использования, экологические проблемы Урала и пути их решения

Ученик должен знать особенности природы, геологического строения, рельефа, высотной поясности Урала; состав и размещение природных ресурсов

Письменный опрос


19.02

44

Своеобразие природы Урала.

КУ

Ученик должен знать об особенностях наиболее интересных объектах Урала, об экологических проблемах Урала, причины их возникновения и пути их решения; уметь самостоятельно работать с источниками географической информации

Выборочный опрос


24.02

45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

КУ

Фронтальный опрос


26.02

46

Западносибирская низменность: особенности природы.

КУ

ПТК Западной Сибири, особенности климата, рельефа, природных комплексов территории, природные ресурсы Западной Сибири, закономерности их размещения на территории, проблемы их рационального использования, экологические проблемы Западной Сибири и пути их решения. Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири

Ученик должен знать особенности рельефа, геологического строения, вод, климата Западной Сибири; уметь выявлять взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири; знать историю исследования и освоения Сибири

Письменный опрос


2.03

47

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

КУ

Ученик должен знать представление о природных ресурсах Западной Сибири; понимать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России; знать и понимать проблемы освоения ресурсов, и экологические проблемы.

Индивидуальный, фронтальный опрос


4.03

48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав, история освоения.

КУ

ПТК Восточной Сибири, особенности климата, рельефа, природных комплексов территории, природные ресурсы Восточной Сибири, закономерности их размещения на территории, проблемы их рационального использования, экологические проблемы Восточной Сибири и пути их решения. Условия работы и быта человека в условиях Восточной Сибири

Ученик должен знать особенности состава, географического положения, геологического строения рельефа Восточной Сибири; понимать суровость природы Восточной Сибири

Письменный опрос


9.03

49

Природные районы Восточной Сибири.

КУ

Ученик должен знать особенности природы Восточной Сибири, вечной мерзлоты; знать природные комплексы Восточной Сибири

Выборочный опрос


11.03

50

Жемчужина Сибири - Байкал.

КУ

Ученик должен знать и понимать уникальность озера Байкал; знать историю открытия и изучения озера; понимать экологические проблемы озера и пути их решения.

Выборочный опрос


16.03

51

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

КУ

Ученик должен знать основные природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения; понимать взаимосвязи между компонентами природы, знать основные понятия и термины темы

Индивидуальный, фронтальный опрос


18.03

52

Дальний Восток - край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.

КУ

ПТК Дальнего Востока, особенности климата, рельефа, природных комплексов территории, природные ресурсы Дальнего Востока, закономерности их размещения на территории, проблемы их рационального использования, экологические проблемы Дальнего Востока и пути их решения. Уникальность природы Дальнего Востока

Ученик должен знать особенности природы Дальнего Востока, историю открытия, исследования и заселения территории, понимать взаимосвязи природных компонентов и уникальность природы Дальнего Востока; уметь работать с разными источниками информации

Письменный опрос


30.03

53

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

КУ

Ученик должен знать уникальность природы Дальнего Востока, уметь работать с различными источниками информации, работать в коллективе

Индивидуальный, фронтальный опрос


1.04

54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

КУ

Ученик должен знать виды, размещение, возможность использования природных ресурсов Дальнего Востока; знать об экологических проблемах Дальнего Востока. Уметь самостоятельно работать с различными источниками географической информации

Выборочный опрос


6.04


8.04

55 -

56

Обобщение и систематизация знаний по теме.

УОП УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала





Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Индивидуальный, фронтальный опрос. Письменный опрос


РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (10 ч.)

13.04

57

Географическое положение Архангельской области.

П/р №11 «Обозначение на контурной карте границ Архангельской области, соседних территорий, крайних точек»

П/р №12 «Определение географических координат крайних точек Архангельской области»

П/р № 13 «Определение протяженности Архангельской области с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах»

УИНМ УПЗУ

Особенности географического положения Архангельской области и Виноградовского района

Знать: особенности физико-географического положения Архангельской области, его влияние на природу;

Уметь: находить Архангельскую область на картах различного содержания, определять координаты крайних точек области и протяженность её в градусах и километрах

Практическая работа


15.04

58

Тектоническое и геологическое строение территории Архангельской области.

УИНМ

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития Архангельской области и Виноградовского района

Знать: основные формы рельефа, влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа;

Уметь: выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом размещением основных групп полезных ископаемых

Индивидуальный, фронтальный опрос


20.04

59

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

П/р №14 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на территории области»

П/р №15 «Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых»

УПЗУ

Практическая работа


22.04

60

Климат области.

П/р №16 «Обработка данных метеостанций населенных пунктов области»

КУ УПЗУ

Климат Архангельской области и Виноградовского района

Знать: типы климата; уметь: оценивать климатические показатели для жизни и деятельности людей

Практическая работа


27.04

61

Внутренние воды и использование их человеком

П/р №17 «Обозначение на контурной карте объектов внутренних вод области»

КУ УПЗУ

Внутренние воды и водные ресурсы Архангельской области и Виноградовского района

Знать: типы внутренних вод области; уметь: оценивать их влияние на жизнь и деятельность человека

Практическая работа


29.04

62

Почвы Архангельской области

УИНМ

Особенности почв Архангельской области и Виноградовского района

Знать: типичные почвы области; уметь оценивать почвенные ресурсы области.

Выборочный опрос


4.05

63

Природные зоны области.

П/р №18 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон области»

КУ УПЗУ

Природные зоны Архангельской области и природная зона Виноградовского района

Знать: характеристику природных зон области; выявлять зависимость между компонентами природы в природных зонах

Практическая работа


6.05

64

Крупные природные районы области и их характеристика. Моря, омывающие территорию области.

П/р №19 «Составление характеристики природного района»

КУ УПЗУ

Крупные природные районы области. Моря, омывающие территорию области: Белое, Баренцево, Карское, значение и использование.

Знать: разнообразные типы и специфические особенности природных комплексов; уметь: составлять характеристику природных районов

Практическая работа


11.05

65

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы Архангельской области

УОП

Экологические проблемы Архангельской области и Виноградовского района. Оценка природных ресурсов и их использования

Знать: изменение компонентов природы в результате хозяйственной деятельности людей;

Уметь :оценивать природную ситуацию с точки зрения рационального природопользования и охраны природы

Индивидуальный, фронтальный опрос


13.05

66

Итоговый урок по теме «География Архангельской области»

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

18.05

67

Повторение основных вопросов курса «География. Природа России»

УОП

Повторение основных вопросов курса

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Индивидуальный, фронтальный опрос


20.05

68

Заключительный урок по курсу географии 8 класса

УК

Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения.

Письменный опрос


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, работы в контурных картах. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Тема

Количество часов

Формы контроля

Введение

1

Текущий контроль

Россия на карте мира

5

Текущий контроль

Практические работы - 2

Особенности природы и природные ресурсы

24

Текущий контроль

Практические работы - 8

Природные комплексы России

26

Текущий контроль

Особенности природы Архангельской области

10

Текущий контроль

Практические работы - 9

Повторение

2

Текущий контроль

Итоговый контроль

ИТОГО

68

Практические работы - 19

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Интерактивная доска «Smart»

  2. Мультимедиапроектор «Beng»

  3. Компьютерное оборудование

  4. Принтер «ML - 2510»

  5. Глобусы

  6. Компасы

  7. Коллекция «Горные породы и минералы»

  8. Коллекция «Полезные ископаемые»

  9. Таблицы по физической географии «Основные типы почв»

  10. Физическая карта полушарий

  11. Физическая карта России

  12. Физическая карта Архангельской области

  13. Модели горок

  14. Макеты по географии

  15. Гербарий для курса географии средней школы

  16. Набор географических карт

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс. Учебник - М.: Дрофа, 2008.

  2. Атлас. География России. Природа. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2011

  3. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2011

  4. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. - М.: «ВАКО», 2011

  5. Воробцова Т.Н. География. 8 класс. Поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой. - Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002

  6. Тематический контроль. География. 8 класс. - М.: «Интеллект-Центр», 2011


© 2010-2022