Электронные ресурсы кабинета географии - эффективное средство формирования УУД

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Электронные образовательные ресурсы современного кабинета географии - эффективное средство формирования УУД» (из опыта работы)

Лисенков С.А. учитель географии


«Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география.»

Н.Н. Баранский

Эффективность процесса обучения и его качество напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Качественная работа в современной школе невозможна без обеспечения учебно-воспитательного процесса хорошо оснащенной материально-технической базой. Современный кабинет географии должен отвечать задачам современного качественного образования - это творческая мастерская для совместной деятельности учащихся и учителя, где используются достижения новейших информационных технологий обучения.

Мой кабинет географии оснащен:

  1. Ноутбук и большой телевизор.

Благодаря этим техническим средствам обучение воспринимается как увлекательный процесс познания.

  1. Электронные учебники по географии

Электронное приложение. Начальный курс .География. 5 класс

Электронное приложение. География. 6 класс

«География. Начальный курс. 6 класс»

«География: Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны" 7 класс

Средства мультимедиа становятся не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.

  1. Видеофильмы (в том числе проекта interneturok.ru )

Воздействуя на зрительную память, они помогают создать полный образ географического явления или процесса, что приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.

  1. Банк презентаций по классам и темам.

Программа Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации: иллюстрации, диаграммы, схемы и др. Презентации позволяют создать более полный образ изучаемого объекта. Используются презентации и самих детей. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока или темы.

  1. Комплект географических карт, атласов, лабораторное оборудование, дополнительная литература.

В программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока:

  1. Личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

  2. Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

  3. Познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

  4. Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Само изучение предмета «География» уже способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:
- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Немаловажную роль в формировании УУД на уроках географии играют электронные образовательные ресурсы.

Как известно, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) подразделяются по типу на теоретические, практические, контрольные. Использование ЭОР определенного типа зависит от целей и задач урока.

Чем привлекают ЭОР? В первую очередь особой выразительностью представленного материала: явлений, процессов, объектов. Натуральная съемка позволяет совершить виртуальное путешествие по любой территории, где школьники никогда не бывали. Знакомство учеников с многообразием растительного и животного мира планеты, своей Родины положительно сказывается на их воспитании. Тренажерный материал и тесты дают возможность закрепить и проверить свои знания.

Использование электронных образовательных ресурсов создает благоприятные условия для раскрытия склонностей, способностей и творческой индивидуальности учащихся. Я считаю, что ЭОР на уроках действительно улучшают качество образования, способствуют повышению интереса к предмету и позволяют более эффективно использовать время на уроке.

Для формирования УУД в своей работе использую продуктивные технологии современного урока: проектную, исследовательскую технологии, технологию проблем, технологию выполнения практических работ и т.д.

В своей работе я делаю упор на использование активных форм обучения на уроках географии с применением электронных образовательных ресурсов.

Использование ЭОР на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создает условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.

Изучение нового материала.

На уроках изучения нового материала использую как теоретические, так и практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей.

В 5 классе география изучается первый год, следовательно, этот год очень важен с точки зрения формирования УУД.

Так, например, в 5 классе, изучая тему «Ориентирование», учащиеся формируют свои представления об ориентировании на местности с помощью компаса.

Учебные действия учащихся на практикуме:

  • Объяснять порядок работы с компасом;

  • Определять стороны горизонта с помощью компаса;

  • Показывать направления по сторонам горизонта;

  • Приводить примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта.

Большую помощь окажет видеоурок interneturok.ru/ru/school/geografy/5-klass/plan-i-karta/orientirovanie-na-mestnosti?seconds=0&chapter_id=2393

На этом видеоуроке изучению представлена тема «Ориентирование на местности по плану». Учитель расскажет, какие бывают основные и второстепенные стороны горизонта, что такое азимут, как его определить, как правильно производить ориентирование на местности по плану и какие существуют методы определения сторон горизонта.

Учащиеся на более высоком уровне смогут работать с учебным материалом: осуществлять наблюдение, логически осмысливать учебный материал, выделять главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности, выполнять реферирование, что формирует УУД.

Проверка знаний обучаемых. Обобщение и систематизация знаний.

  • Использование готовых компьютерных программ (тесты, тренажеры. индивидуальные задания), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений;

  • Использование специализированных образовательных серверов содержащие разнообразные интерактивные карты;

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь тетрадями с ответами.

Во время проведения уроков использую разнообразные электронные справочники, энциклопедии, а также мультимедийные диски.

Самостоятельная работа школьников.

Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития детей самостоятельности, творческого отношения к делу.

Для защиты проекта обучаемые подготавливают презентации с использованием программы «Power Point».

В нашей школе хорошей традицией стал ежегодный конкурс проектов, в т.ч. и по географии. Учащиеся выполняют индивидуальные творческие проекты, при работе над которыми формируются коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД.

Дети учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничать в процессе сбора информации, адекватно оценивать совместный результат. При выполнении индивидуальных заданий формируются личностные умения, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Выполненные проекты размещаются в сети Интернет, используются на уроках географии

Загадочные рисунки пустыни Наска3

Тайны снежинки

Природные стихии: беспокойная атмосфера

Семен Дежнев -великий русский землепроходец

Соседи Солнца. Сатурн

Ильменский заповедник - природный уникум Урала

Что у Земли внутри

Соседи Сонца. Меркурий

Животный мир Австралии

По следам великих путешественников. Афанасиий Никитин

Мальта

Княжество Андорра

Княжество Мальта

Япония

В основе уроков с использованием электронных образовательных ресурсов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Использование ЭОР в преподавании географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание.

Использование ЭОР способствует формированию УУД: умение воспринимать и перерабатывать информацию из различных источников, находить ресурсы и средства выполнения действий, применять знания на практике, умений наблюдать и делать логические выводы.

Использование ЭОР на уроках географии дает возможность:

  • повышать у учащихся интерес к предмету;

  • выявлять и развивать способности;

  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме;

  • подготовить к самостоятельному усвоению географии;

  • интеллектуально развивать учащихся.

Опыт работы показал, что применение ЭОР способствует повышению уровня усвоения учебного материала по географии и влияет на качество знаний; позволяет проявить самостоятельность, проверить свои знания . Все это вместе взятое способствует закреплению положительной мотивации, формированию УУД.

Предлагаю Каталог интернет- ресурсы сайтов по географии:

Географические карты tourua.com/ru/maps

Географические карты planetolog.ru/

Коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru

История географии traditio.ru/wiki/География

Путешествия и открытия pyty.ru/

Науки о Земле geographer.ru/index.shtml

Информация по странам, путевые очерки, новости географии, о России (края, области) geografia.ru/

сайт посвящен географии geo2000.nm.ru/

Географические сайты geo.historic.ru/catalog/

помощь при подготовке рефератов, докладов, сообщений edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926

Журнал «География» geo.1september.ru/

Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

GeoPort.ru: страноведческий портал

GeoSite - все о географии geosite.com.ru

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации

Гео-Тур: география стран и континентов

Мир карт: интерактивные карты стран и городов

Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

Проект WGEO - всемирная география

Сайт «Все флаги мира»

Сайт редких карт Александра Акопяна

Страны мира: географический справочник

Территориальное устройство России: «Вся Россия» по экономическим районам справочник-каталог

© 2010-2022