Программа по географии 6-9 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ЛИПЕЦКА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

_6-9__класс


Учитель:

Шальнева Ксения Ивановна



2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Главной целью обучения географии в МБОУ СОШ «№40»является: создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально - компетентной личности. Адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях.Способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина».

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Настоящая рабочая программа по географии для 6-9 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г.№ 1089«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»( в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, отт 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Программа по предмету «География: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений / А, А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др. - М.: Вентана-Граф, 2010»География. Навигатор. Материалы в помощь учителю.6-9 класс./ Под ред В.П. Дронова- М.: Просвещение, 2010 и авторской программы по географии И.В. Душиной 6-10 классы 2006 года и примерная программа основного общего образования по географии «География Земли».

  • Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014г №385 « О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области в 2014-2015 учебный год»

  • основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №40 г. Липецка (включая учебный план и календарный учебный график);

  • Положение о структуре, порядке разработке и утверждении программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ СОШ № 40 г.Липецка.

Рабочая программа по географии составлена на основании программы 6-11 классы общеобразовательных учреждений / А, А. Летягина, И. В. Душиной, В. Б. Пятунина и др. - М.: Вентана-Граф, 2010»Географияи авторской программы по географии И.В. Душиной 6-10 классы 2006 года и примерная программа основного общего образования по географии «География Земли».Выбор данной программы связан с тем, что она отвечает целям и задачам, поставленным при изучении курса географии 6-9 классы.Это является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

В 6 классе один час выделен из федерального компонента учебного плана, второй час из регионального и он отводится на изучение краеведческого модуля.

В преподавании географии своего края важное место занимают вопросы оценки природных условий ресурсов и их использования, а также наблюдения за природными компонентами и явлениями, их понимание и прогнозирование. Кроме того, усилен исторический и культурологический аспекты изучения родного края. Это выразилось включением вопросов об этапах заселения территории, формирования культуры народов и современного хозяйства. Особую актуальность данные вопросы приобретают при посещении Краеведческого музея, Липецкого музея народного и декоративно - прикладного искусства, где ученики могут познакомиться с этнокультурой и историей нашего города.

В результате изучения курса учащийся должен знать:

  • основные понятия, этапы развития географических знаний, принципы организации хозяйства; понимать вопросы, связанные с решением проблем на глобальном и региональном уровне; уметь использовать картографические и технические средства при изучении курса, владеть культурой общения.

  • учащийся должен реализовать деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подход; освоить интеллектуальную и практическую деятельность; овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  1. основные географические термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  2. краеведческий материал

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, своего края и их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий, включая свой край, на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

  2. номенклатуру.

Обучающийся 7 класса должен:

знать/понимать

  • изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

  • изменение климатов Земли;

  • природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

  • основные взаимосвязи природы и человека;

  • особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

  • особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

  • особенности расового и этнического состава населения;

  • особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

  • номенклатуру.

уметь:

  • применять в процессе учебного познания основные географические понятия

  • основные источники географической информации;

  • географическое положение объектов (по карте);

  • анализировать по схемам круговороты вещества и энергий;

  • описывать компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

  • рассматривать особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

  • определять географическую информацию по картам различного содержания;вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

  • называть важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

  • показывать основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

  • называть факторы формирования климата;

  • крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  • показывать страны мира, их столицы, крупные города;

  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Обучающийся 8 класса должен:

знать/понимать

  • предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации.

  • Географическое положение страны

  • закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

  • ресурсы страны.

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды растительности и животного мира;

  • ПТК России и их характеристику

  • законы об охране природы;

  • номенклатуру.

Уметь:

называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы России;

  • субъекты Российской Федерации;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии.

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны;

  • основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования;

объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на природу, хозяйство;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы;

  • особенности растительного и животного мира природных зон;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства;

определять:

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени на территории;

  • погоду по синоптическим картам;

описывать:

  • географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др.);

  • особенности быта и религий отдельных народов;

оценивать:

  • изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона.

Обучающийся 9 класса должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • номенклатуру.

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов разных территорий страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Содержание программы.

6 класс

Раздел 1. Введение - (2часа).



Что изучает физическая география. Развитие географических знаний о Земле. Роль краеведческих знаний в жизни современного человека.

Раздел 2. От плана местности к географической карте (15часов)

Тема 1. План местности (7 часов)

Что такое план местности. Масштаб плана. Определение направлений по плану. Азимут. Относительная и абсолютная высота. Горизонтали. Изображение неровностей горизонталями Съёмка местности.План-схема города Липецка. Масштаб. Условные знаки. Ориентирование. Съемка местности, масштаб.

Тема 2. Географическая карта (8 часов)

Форма и размеры Земли. Глобус. Географическая карта Градусная сетка Географическая широта. Географическая долгота. Координаты Изображение высот, глубин земной поверхности.Значение планов местности.Многообразие географических карт Липецкой области, особенности работы с ними. Легенда карт. Пограничные районы Липецкой области и Липецкого района, градусной сетке. Координаты крайних точек.

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки (38часов)

Тема 1. Литосфера (7 часов)

Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы. Гейзеры. Горы суши. Равнины суши. Равнины и горы дна океана. Рельеф дна океана. Рельеф своей местности. Рельеф, формы рельефа в области и районе. Подземные кладовые нашего края. Деление горных пород по происхождению. Холмистый и низменный рельеф Липецкой области и Липецкого района. Основные формы рельефа. Овражно-балочная сеть, её происхождение.

Тема 2. Гидросфера (10 часов)

Что такое гидросфера. Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана Движение воды в океане. Течения. Растения и животные океана. Подземные воды Реки. Озёра. Ледники. Водохранилища. Реки Воронеж и Дон. Виды и распространение подземных вод Правобережья и Левобережья, их происхождение. Водоёмы,типы озёр, искусственнее водоёмы.Питание, режим рек,озер.

Тема 3. Атмосфера (12 часов)

Строение атмосферы. Температура воздуха. Годовой ход температур. Атмосферное давление. Ветер. Роза ветров. Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки. Погода. Климат. Распределение тепла на Земле. Климат своей местности.

Тема 4. Биосфера (7 часов)

Распределение организмов. Неравномерное распределение организмов. Воздействие организмов на оболочки Земли. Почвы, растительный, животный мир своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек (2 часа)

ПК. Взаимосвязь компонентов в ПК. Воздействие человека на ПК. ПК своей территории.

Раздел 4. Население Земли (7 часов)

Численность населения Земли.Основные расы. Основные типы населенных пунктов. Описание своего населенного пункта. Традиции, праздники, народные промыслы и творчества липецкой земли.

Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (8 часов)

Влияние природы на жизнь и здоровье людей. Влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и ПК. Меры по охране природы. Природа своей местности.Особо охраняемые территории и экологические проблемы своего края.

Подведение итогов по теме:«Изучение своей местности» (1час)

Итоговое занятие по начальному курсу географии. 6 класс (1 час)

Посещение Центральной городской библиотеки им. С.А.Есенина (1 час)


Содержание программы.

7 класс

Введение - 3 часа.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования. Карты материков и океанов, их различие по охвату территории, масштабу и содержанию.

Раздел 1. Главные особенности природы Земли (15 часов)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (3 часа).

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Рельеф земной поверхности разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (5 часа).

Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы. ВМ. Климатические пояса Земли.

Тема 3. Гидросфера.

Мировой океан - главная часть гидросферы (3 часа).

Соотношение вод суши и мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в Океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Тема 4. Географическая оболочка (4 часа).

Строение и свойства ГО. Круговорот веществ и преобразование энергии. ПК. ПЗ. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон. Страны мира.

РАЗДЕЛ 2. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ

Тема 1. Океаны(4 часа)

ГП. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние человека на природу.

Тема 2. Южные материки (28 часов)

АФРИКА (12 ЧАСОВ)

ГП. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования. Особенности природы: рельеф, полезные ископаемые, климатические показатели, внутренние воды, ПЗ, почвы, характерные представители растительного и животного мира. Заповедники и национальные парки, стихийные природные явления. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Состав территории и страны регионов материка.

Тема 3. Австралия и Океания (6 часов)

ГП. Океаны и моря у берегов Австралии; их влияние на природу материка. История открытия. Особенности компонентов природы: рельеф, полезные ископаемые, климатические показатели, внутренние воды, ПЗ, почвы, характерные представители растительного и животного мира. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы. Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо - австралийцев. Австралийский Союз. Океания.

Тема 5. Южная Америка (7часов)

ГП, размеры, очертания материка, его сравнение с Африкой. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка. Особенности природы. Народы и страны.

Тема 6. Антарктида (2 часа)

ГП. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

Проверочная работа по теме «Южные материки» (1 час)

Северные материки (12 часов)

Тема 7. Северная Америка (4 часа)

ГП. Размеры, очертания, омывающие континент океаны, их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки. Особенности природы: строение континента, факторы формирования климата, основные речные и озерные системы, зональность материка. Природные богатства материка. Народы и страны.

Тема 7. Евразия (8 часов)

Особенности ГП. Основные черты природы, открытия и исследования. Деление на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны.

РАЗДЕЛ 3. ГО - НАШ ДОМ (5 часов)

Закономерности развития ГО, состав ГО, связи между компонентами, взаимодействие природы и общества, обобщение знаний и умений.

Резервное время - 3 часа.

Содержание программы.

8 класс

Введение (5 часов)

Что изучает география России.ГП. Виды и уровни географического положения. Особенности ГП России. Часовые пояса.

Раздел 1. Природа (26 часов)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов)

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Этапы геологической истории. Тектонические структуры. Крупные формы рельефа. Внешние и внутренние процессы, движение земной коры. Природные условия и ресурсы.

Тема 2.Климат и агроклиматические ресурсы (7часов)

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция ВМ. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги. Сезонность климата . Типы климатов России. Климат и человек. Неблагоприятные климатические условия.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

Виды вод суши. Главные речные системы, водоразделы , бассейны, питание, режим, расход, годовой сток, ледовой режим. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В.Докучаев- основоположник почвоведения.

Тема 5. Растительный и животный мир ( 4 часа)

Растительный и животный мир: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. ПТК России.

Раздел 2. Природные комплексы России (31час)

Тема 1. Природное районирование (6 часов)

Формирование ПТК - результат длительного развития ГО. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико- географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о ПЗ. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика ПЗ.

Тема 2. Природа регионов России (22 часа)

Русская (Восточно - Европейская)равнина, Северный Кавказ, Крым, Урал - «Каменный пояс Земли», Западно - Сибирская низменность, Восточная Сибирь, Дальний Восток. ГП. История формирования, природа регионов, уникомы.

Тема 3. Человек и природа(5 часов)

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества . Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Экологическая ситуация в России.

Резерв времени -6 часов.

Содержание программы.

9 класс

Введение (4 часа)

РФ. Государственная территория. Географическое положение. Границы территории.

Население России(8 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения. Миграция населения. Расселения населения. Рынок труда и занятость населения России.

Экономика России. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Районирование России (25 часов)

Экономические системы. Традиционная и командная системы. Рыночная и смешанная экономика.Социально-экономические реформы в России. Структурные особенности экономики России.Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Важнейшие межотраслевые комплексы России.

Экономика Липецкой области (9 часов)

Численность и состав населения Липецкой области. Расселение населения. Этнический состав населения. Хозяйство Липецкой области в 19 - начале 20 века. Современная география промышленности. Агропромышленный комплекс. Транспортная система. Экономико-географические различия. География экономических связей.

Региональная часть курса (16 часов)

Западный макрорегион - Европейская Россия. Общая характеристика. Центральная Россия (состав, история, природные ресурсы). Население и хозяйство центрального района. Узловые районы и центры Центральной России. Северо-западный район. Европейский Север. Население. Хозяйство. Европейский юг. Северный Кавказ. Население. Хозяйство. Крым. Население. Хозяйство. Поволжье. Географическое положение. Население. Хозяйство. Урал. ГП, природные условия, население. Хозяйство. Восточный макрорегион. Общая характеристика. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Россия и страны нового зарубежья (5 часов)

Страны нового зарубежья . СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго- Запад. Закавказье. Азиатский Юго-Восток.Россия в современном мире.

Обобщающее повторение - 1 час.








Учебно-тематическое планирование


6 класс

№/№

Наименование тем и разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические

работы

1

Введение

2

2

1


Раздел 2. От плана местности к географической карте

15


15


2

Тема 1. План местности

7

7

1

3

Тема 2. Географическая карта

8

8

2


Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки.

38

38


4

Тема 1. Литосфера

7

7

2

5

Тема 2. Гидросфера

10

10

2

6

Тема 3. Атмосфера

12

12

2

7

Тема 4. Биосфера

7

7

1

8

Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек

2

2

1

9

Раздел 4. Население Земли

7

7

1

10

Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье людей

3

3


11

Изучение своей местности.

1

1


12

Итоговое занятие по начальному курсу географии. 6 класс

1

1


13

Резерв времени - 2 час

2

2


Итого

70

70

13

Учебно-тематическое планирование


7 класс

№/№

Наименование тем и разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические

работы

1

Введение.

3

3



Раздел 1. Главные особенности природы земли.

15

15


2

Литосфера и рельеф Земли

3

3


3

Атмосфера и климаты земли

5

5


4

Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы.

3

3


5

Географическая оболочка.

4

4



Раздел 2. Океаны и материки.

44

44


6

Океаны.

4

4


7

Южные материки.

28

28

6

8

Северные материки.

12

12

4


Раздел 3. ГО - наш дом.

5

5


9

Резерв времени

3

3


Итого

70

70

10












Учебно-тематическое планирование


8 класс


№/№

Наименование тем и разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические

работы

1

Введение

5

5

2


Раздел №1. Природа.

26

26


2

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы

6

6

2

3


Тема 2.Климат и агроклиматические ресурсы

7

7

3

4

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

5

5

3

5

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

4

4

1

6

Тема 5. Растительный и животный мир

4

4

1

Раздел №2.Природные комплексы России

31

31


7

Тема 1. Природное районирование

6

6

1

Тема 2. Природа регионов России

22

22

1

Тема 3. Человек и природа

5

5


Резервное время

6

6

14

Итого

70

70



Учебно-тематическое планирование


9 класс

№/№

Наименование тем и разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические

работы

1

Введение

4

4

1

2

Население России

8

8

2

3

Экономика России

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Районирование России

25

25

6

4

Экономика Липецкой области

9

9


5

Региональная часть курса

16

16

1

6

Россия и страны нового Зарубежья

5

5


7

Обобщающее повторение

1

1


8

Резерв

-

-


Итого

68

68

10










Литература и средства обучения.

6 класс



№ п/п

содержание

автор

издательство

год издания

1.

Программа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента ГОС, закона об образовании, конституции, а также на основании авторской программы по географии И.В. Душиной 6-10 классы 2006 года и примерная программа основного общего образования по географии «География Земли».

М. «Глобус»

2009

2.

Учебник (основной)

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии.

6 класс.

Москва, «Дрофа»

2007

3.

Учебник (дополнительный)

В.П.Дронов. География. Землеведение

Москва, «Дрофа»


2007






4.

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, рабочие тетради, атласы и т.п.

Географический атлас. 6 класс

Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии» Физическая география 6 класс

Начальный курс географии в таблицах и схемах. Ж.М.Якубович

Москва, «Дрофа»

Москва, «ВАКО»

Минск

ООО

« Юнипресс»

2007

2008





2007



7 класс

№ п/п

содержание

автор

издательство

год издания

1.

Программа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента ГОС, закона об образовании, конституции, а также на основании авторской программы по географии И.В. Душиной 6-10 классы 2006 года и примерная программа основного общего образования по географии «География Земли».

М. «Глобус»

2009

2.

Учебник (основной)

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов

Москва, «Дрофа»

2007

3.

Учебник (дополнительный)

Интернет - ресурсы

4.

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, рабочие тетради, атласы и т.п.

Географический атлас. 7 класс

Поурочные разработки по географии « материки, океаны, народы и страны»

Е.Е.Гусева «Конструктор» текущего контроля

Поурочные планы

И.И. Нагорная

Контрольно- измерительные материалы. География .7 класс

Москва, «Дрофа»

Москва «ВАКО»

Москва

«Просвещение»

Волгоград

«Учитель»

Москва

« ВАКО»

2007

2008



2008

2007

2011


8 класс


№ п/п

содержание

автор

издательство

год издания

1.

Программа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента ГОС, закона об образовании, конституции, а также на основании авторской программы по географии И.В. Душиной 6-10 классы 2006 года и примерная программа основного общего образования по географии «География Земли».

М. «Глобус»

2009

2.

Учебник (основной)

Баринова И.И. География России. Природа

Москва, «Дрофа»

2008

3.

Учебник (дополнительный)


4.

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, рабочие тетради, атласы и т.п.

Географически атлас.8 класс

Поурочные планы «География России. Природа»

И.И. Бариновой

Е.Е.Гусева «Конструктор» текущего контроля

Тематический контроль по географии. Природа России. 8 класс

И.И. Баринова, Р.М. Елисеева тесты по географии к учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа. 8 класс»

Москва, «Дрофа»

Волгоград.

«Учитель»

Москва «Просвещение»

Москва

« Интеллект - Центр»

Москва «Экзамен»

2010



2007




2012



2008




2010


9 класс


№ п/п

содержание

автор

издательство

год издания

1.

Программа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента ГОС, закона об образовании, конституции, авторской программы для основного общего образования по географии разработанной В.П. Максаковским, В.Я. Ромом, В.П.Дроновым, И.В. Душиной География 6-9 класс 2005год.

М. «Глобус»

2009

2.

Учебник (основной)

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс

М.: Дрофа

2009

3.

Учебник (дополнительный)

Алексеев А.А.География России. Природа и население.

М.: Дрофа

2007

4.

Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, рабочие тетради, атласы и т.п.

Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Авторский коллектив: Э.М.Раковская, А.П. Кузнецов, А.А. Лобжанидзе

Т.С. Майорова «География для поступающих в вузв и подготовки к ЕГЭ»

География. Пособие для поступающих в вузы.

В.И. Сиротин Практические работы по географии 6-10 классы

Поурочные разработки по географии «Население и хозяйство России»

АСТ- ПРЕСС ШКОЛА


АСТ СЛОВО ПОЛИГРАФИЗДАТ Москва

ДРОФА. МОСКВА

АРКТИ

Москва «ВАКО»




2010







2009



2006


2009



2009


© 2010-2022