Разработка к уроку по географии 6 класс

Тема урока: «Воды суши. Подземные воды». Цель урока:  Сформировать представление о видах подземных вод, типах горных пород по растворимости, проницаемости воды. Воспитание бережного отношения к подземным водам. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, песок, глина, гравий, 3 воронки, 3 пустых стакана, 3 стакана с водой. Видеофрагменты и фотографии родников нашей местности и др. ХОД  УРОКА: I. Организационный момент.   II. Изучение нового материала.    - Сегодня мы с вами пр...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Воды суши. Подземные воды».

Целъ урока: Сформировать представление о видах подземных вод, типах горных пород по растворимости, проницаемости воды. Воспитание бережного отношения к подземным водам.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, песок, глина, гравий, 3 воронки, 3 пустых стакана, 3 стакана с водой. Видеофрагменты и фотографии родников нашей местности и др.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами продолжаем изучать воды суши. Давайте вспомним, какие виды внутренних вод вы знаете?

(Реки, озера, болота, ледники, все искусственные водоемы, подземные воды).

- Воды суши, находящиеся под землей. О каком виде внутренних вод данное определение? (О подземных).

И тема сегодняшнего урока: «Подземные воды».

Тогда возникает вопрос, как они туда попали? (Просачиваются сквозь горные породы).

- Давайте проведём опыт. Используем материал, которые мы раньше принесли с наших экскурсий: песок, глину и гравий. Всё это помещаем в разные воронки и одновременно туда нальём воду, для этого мне необходимы три помощника.

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классглина песок гравий


- Что наблюдаем? (Вода быстрее просочилась сквозь гравий, затем через песок, и совсем плохо через глину).

- Почему? От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы? (От размеров и количества трещин и пор).

- Найдите в учебнике, как называются горные породы, отличающиеся по пропускной способности воды? (Водопроницаемые и водоупорные).








И сейчас составим небольшую схему:

Горные породы

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 класс

водопроницаемые

водоупорные

Песок, гравий, галька

Кварцит, мрамор, базальт, гранит

- Я называю горную породу, а ваша задача поднять правую руку, если это, по вашему мнению, она водопроницаемая и левую, если горная порода - водоупорная.

(Называется данные горные породы, и заносятся в нужную колонку).

- То есть, есть слои, которые могут содержать воду, а есть, которые служат преградой для неё.

- Какие горные породы наиболее распространённые в нашей местности? (Песок и глина). А какие из данных горных пород вы думаете, будет водоупорным, а какой - водопроницаемым? (Водоупорный - глина, водопроницаемый - песок).

- А вот у меня еще имеется два названия воды: «грунтовые» и «межпластовые». Где такие воды могут быть? В водоносных пластах или в водоупорных? Куда мы их с вами поместим и почему?

Сделаем это схематично.

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 класспочва

·Разработка к уроку по географии 6 класс · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · грунтовые

·Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 класс · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · водопроницаемый

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классводоупорный

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 класс

·Разработка к уроку по географии 6 класс · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · межпластовые

·Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 класс · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · водопроницаемые

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 классводоупорные

Разработка к уроку по географии 6 классРазработка к уроку по географии 6 класс

- В нашей местности, каким способом добывают грунтовые воды? (Роют колодцы). А вот в соседнем селе есть так называемые артезианские колодцы, в которых вода самостоятельно без каких - либо насосов течет на поверхность и это происходит постоянно. Поэтому, в этом случае необходимо делать сточные желобки или трубы, чтобы убрать излишки воды. Почему же сама вода поднимается? В этом случае горные породы залегают не горизонтально, а чашеобразно и вода под напором поднимается по скважине.

- А ещё где в нашей местности можно найти грунтовые воды? (В родниках).

Совершенно верно, вода никогда в природе не стоит на месте, она перемещается в сторону уклона и в некоторых местах выходит на поверхность в виде источников, родников.

Иногда подземные воды содержат в себе повышенное количество растворенных веществ и газов и их тогда называют минеральными, и используются в лечебных целях.

И вот вашему вниманию фрагменты фильмов и фотографии о наших родниках, сделанных во время экскурсий и походов. Кто узнает, где находятся данные природные объекты? (Просмотр материала).

III. Закрепление материала.

- И сегодня я вам подготовила для закрепления темы несколько «заморочек из бочки». (Вопросы написаны на листах и опущены в бочонок или в другой предмет).

1. «Уже более суток наша колонна двигается в пустыне Каракумы. Привал сделали у колодца. Мы заглянули в колодец и не увидели дна, проверили по карте его глубину - 250 м!

- Вот это да! Расскажи о такой глубине кому-нибудь в Поддубном не поверят».

Вопрос: почему вода в колодцах имеет разную глубину? От чего зависит уровень подземных вод?

Ответ: Уровень воды в колодцах зависит от количества осадков, а в пустыне их мало. Поэтому там вода так глубоко.

2. - Колодцы в нашем селе лучше копать зимой,- говорил мой дед.

- Почему?- спрашивала я. Как вы думаете, что он мне ответил?

Ответ: Уровень воды зимой в колодцах снижается, она вся уходит в речку. Осадки все лежат на земле в виде снега и до весны не собираются таять, а значит, вода не просочится, и когда будешь копать колодец, то меньше воды придется откачивать и быстрее выкопать можно колодец.

3. - Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой, закончилась, где вы будете искать родник?

Ответ: Родник надо искать в низинах, оврагах, ложбинах, т.е. в понижениях рельефа.

4. Почему говорят, что родник бьёт ключом?

Ответ: Вода стекает по водоупорному слою со всех сторон в самое низкое место и здесь под давлением вырывается на поверхность, особенно, если горные породы залегают чашеобразно.

5. Что служит дном колодца в нашей местности?

Ответ: Водоупорный слой в нашей местности - глина, а значит, она является дном.

6. Дебет родника - это объём воды, вызываемый в единицу времени. Он измеряется в л/с. Как его можно определить в походных условиях?

Ответ: Берем емкость известного объема, например: пластиковую бутылку, с обрезанным горлышком. Засекаем время, за которое в емкость набирается вода. Делим количество воды на время, получаем дебит данного родника.

IV. Итоги урока.

Спасибо за работу! Все молодцы! Что мы сегодня узнали? Что вам пригодится в жизни?

Домашнее задание: § 29. Приготовить стихотворение о реке.

Практическая работа по изучению

выхода подземных вод.

Цель урока: Научить исследовать воды на местности. Применить и углубить знания, полученные при изучении тем «Воды суши». Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: Бутылка с пробкой, 2-х литровые ёмкости, часы с секундной стрелкой, термометры для измерения температуры воды и воздуха, плотная бумага, карандаш


Название источника, если оно имеется.

Почему так называется источник?

Формы рельефа в месте выхода подземных вод.

Породы, которыми сложена данная местность.

Сколько воды даёт источник за 1 час, за сутки.

Дебит родника (л/с).

Температура воды.

Температура окружающего воздуха.

Цвет, запах, мутность воды.

Место выхода воды.

Направления течения.

Влияние вод источника на рельеф.

Использование источника местным населением.

Подходы к роднику.

Как можно улучшить, очистить территорию родника.

Выводы:

© 2010-2022