Практические работы по географии, 8 класс, УМК Полярная звезда

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические работы по географии

в 8 классе

Линия учебников « Полярная звезда»

Тема №1: Россия в мире.

Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.

Цель: Учащиеся обозначают государственную границу.

Оборудование: физическая карта России, контурная карта России.

Ход работы: 1.Учащиеся вспоминают инструкцию « Правила оформления контурной карты»

2. Отмечают самостоятельно государственную границу, подписывают соседние государства ( а) соседи первого порядка - подписывают зеленым цветом, б) соседей второго порядка - черным цветом), океаны и моря, омывающие территорию страны.

Практическая работа №2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

Цель: Научить определять поясное время, учитывая разницу во времени из-за большой протяженности территории страны с запада на восток.

Оборудование: 1. атлас .стр 6-7

2. учебник - стр.10-13, рубрика «Шаг за шагом» стр.12.

3. тетрадь « Мой тренажер»

Ход работы: Работа организуется по вариантам.

Первый вариант: 1. Город «Н» находится в 5 часов поясе. Определите часовой пояс города «М», если разница во времени составляет 3 часа и город расположен восточнее?

2.В Москве 12 часов дня. Укажите время в пунктах, расположенных в 15, 30, 45 градусах к востоку.

3. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы во Владивосток?

4. Определите разницу во времени между городами: Мурманск и Якутск; Саратов и Иркутск.

5. Определите, сколько времени будет в Хабаровске, если в Санкт-Петербурге - 12 часов дня.

6. Вы вылетаете из Хабаровска в 7 часов утра. В какое время вы будете в Москве, если полет продолжится 7 часов?

Второй вариант: 1.Разница в долготе между двумя городами 20 градусов. Могут ли они находиться в одном часовом поясе, насколько различается их местное время?

2. В Москве 12 часов дня. Укажите время в пунктах, расположенных в 15, 30, 45 градусах к западу.

3.Время в каждом поясе отличается от соседнего на 1 час. Какова разница во времени между Москвой и Новосибирском?

4.Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Ярославле 10 часов утра?

5.Который час в Магадане, если на линии Гринвичского меридиана 12.00?

6. На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17.00. В каком океане плывет корабль?

Третий вариант: задания № 1,2,4,6,7,8 стр. 13 в учебнике.

Практическая работа №3. Ориентирование по физической карте России.

Цель: Формируют умение ориентироваться по физической карте России.

Оборудование: 1) учебник § 3, стр.14; 2) атлас -стр. 12-13

Ход работы:

1. Прочитать § 3 и ответить на вопросы 5,6 в конце §.

2. Составить схему в тетради « Ориентиры на карте»

3. Отметить на контурной карте главные природные объекты, которые служат ориентиром при работе с картой: а) равнины, б) горы, в) реки, г) моря.

Практическая работа №4. Сравнение способов районирования ( природного и экономического).

Цель: Умеют находить различия и сходства при сравнении способов районирования.

Оборудование: учебник §3, стр. 15-18

Ход работы:

1. Что такое районирование?

2. Ответить на вопрос 7 стр.18 и составить схему « Способы районирования»

3. Когда используют эти способы районирования?

4. Изучить на стр. 16 рубрику « Читаем карту» и ответить на вопросы.

5. Что такое административно-территориальное деление. С какой целью используют это деление.

6*. Выполнить задание 10 на стр.18.

Практическая работа №5 Подготовка доклада о русском первопроходце.

Цель: Учащиеся умеют использовать дополнительную литературу для подготовки сообщения, доклада.

Оборудование:

Ход работы:

Данную работу целесообразно задать учащимся на дом, как опережающее задание. Так как этот материал можно использовать для работы в группах на уроке при изучении темы « Формирование территории России».

Для сообщения можно использовать план, предложенный в пособии для учителя - Николина В.В. « Поурочные разработки», стр.18.

Тема № 2 : Россияне.

Практическая работа № 6(1). Анализ графиков рождаемости и смертности в России.

Цель: Формируют умение сравнивать показатели рождаемости и смертности для анализа графика.

Оборудование: учебник стр.27, рис.12

Ход работы:

1. Рассмотреть рис.12 в учебнике и ответить на вопросы:

- Что изображено на графике

- Как изменилось число родившихся с 1927 по 2003г.г.

- Как изменилось число умерших с 1927 по 2003 г.г.

- Что такое естественный прирост? От каких показателей он зависит.

- Почему на графике показан пробел с 1939 по 1945г.г.

- В какие годы был наибольший показатель родившихся, умерших.

2. Сформулировать вывод: что такое воспроизводство, какой тип характерен для нашей страны.

Практическая работа № 7(2).Построение графика численности населения своего района.

Цель: Учатся строить график по предложенным данным.

Оборудование: раздаточный материал, учебник стр. 32, рубрика « Шаг за шагом»

Ход работы: По предложенным данным, используя рубрику « Шаг за шагом» построить график численности населения своего района и проанализировать построенный график.

Практическая работа № 8(3). Анализ половозрастных пирамид России и ее отдельных регионов.

Цель: Умеют анализировать половозрастные пирамиды для выявления соотношения населения по полу и возрасту.

Оборудование: учебник стр.38-41, рубрика « Анализируем диаграмму»

Ход работы:

1. Проанализировать диаграмму и ответить на вопросы:

- Какое значение имеет состав населения по полу и возрасту?

- Под влиянием каких факторов складывается половозрастная структура населения

- В чем различия в половой и возрастной структуре населения предложенных пирамид данных областей.

2. вопрос 8, стр. 42

3. вопрос 9, стр.42

Практическая работа № 9(4). Анализ карты народов России.

Цель: Умеют работать с тематической картой

Оборудование: учебник стр.266-267, атлас для 9 класса- стр.18-19

Ход работы:

1.Какой используется способ для изображения этнического состава населения на карте

2.Какие языковые семьи выделены на карте. Где они расселены.

3.Заполнить таблицу: Языковый состав населения России

_________________

(_________%)

_________________

(__________%)

__________________

(__________%)

Уральская семья

(_________%)

Славянская группа

Тюрская

группа


Буряты,

калмыки

Абхазы, ингуши,

чеченцы, аварцы, лакцы, грузины

Практическая работа № 10(5). Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношение на рынке труда в своем регионе.

Цель: Узнать распространенные профессии региона.

Оборудование: учебник § 9, стр.43 - 46

Ход работы:

1.Опросить учащихся школы о профессиях родителей

2. Подсчитать в % соотношении полученные данные о профессиях .

3.Составить перечень «мужских» и « женских» профессий.

Тема №3: Природа.

Практическая работа № 11(1).Описание рельефа России по плану.

Цель: Формируют умение работы с физической и тектонической картами для описание рельефа России по типовому плану.

Оборудование: 1) физическая карта России ( атлас стр.12-13); 2) рубрика « Шаг за шагом» на стр. 75 учебника, стр. 262-263.

Ход работы:

1.Учащиеся изучают рубрику « Шаг за шагом» стр.75

2. По вариантам учащиеся дают описание форм рельефа.

Первый вариант: Восточно-Европейская равнина

Второй вариант: Западно-Сибирская равнина

Третий вариант: Среднесибирское плоскогорье.

Можно воспользоваться заданиями из тетради « Мой тренажер» № 34, 35 стр. 33-34

Практическая работа № 12(2). Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

Цель: Формируют умение работать с картами атласа для установления закономерностей.

Оборудование: 1) атлас, стр. 18-19; 2) учебник, стр. 82-83, 268-269.

Ход работы:

1. По тексту учебника составить схему « Виды полезных ископаемых» ( стр. 81-82)

2.Заполнить таблицу « Полезные ископаемые и их месторасположение»

Виды п/и

Примеры п/и

Тектоническая структура

Форма рельефа

Осадочные


Магматические

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3. Сформулировать вывод о установленных закономерностях в размещении п/и по территории страны.

4. На контурной карте отметить формы рельефа и полезные ископаемые, отмеченные в таблице.


Практическая работа № 13(3). Изучение по различным источникам стихийных природных явлений.

Цель: Формируют умение анализировать различные источники географической информации.

Оборудование: журналы, справочники, материалы Интернет.

Ход работы:

Эта практическая работа носит опережающий характер.

1. Объяснить, что к выполнению работы надо отнестись творчески. Предлагается список книг, журналов, а так же адреса географических сайтов, которыми могут воспользоваться учащиеся при выполнении данного задания.

2. Задание можно объявить за неделю, объяснить, как надо выполнить.

3. Найти материал о стихийных природных явлениях, происходящих в литосфере.

Материал выполнить можно в различной форме: доклад, сообщение, страничка сайта, презентация.

Можно сформировать группы по различным темам, принцип подготовки остается.

Темы: 1) Вулканизм 4) обвалы

2) Землетрясения 5) сели

3) Оползни 6) лавины.

Практическая работа № 14(4). Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

Цель: Формирую умение работать с различными климатическими картами для определения и объяснения закономерностей распределения основных климатических показателей.

Оборудование: 1) атлас, стр.20-21, 22

2) раздаточный материал

Предлагаю провести работу в два этапа: первый - при изучении темы « Солнечная радиация»; второй - при изучении темы « Зима и лето в нашей северной стране».

1. Используя карты атласа, определить показатели солнечной радиации, годового количества осадков, показатели t января и июля.

2.Данные занести в таблицу:

Сравниваемые территории

Показатель солнечной радиации

Температура января

Температура июля

Годовое количество осадков

Кольский п-ов


Среднерусская возвышенность


Барабинская низменность


Прикаспийская низменность


3. Сформулировать вывод: какие можно выделить закономерности в распределении данных показателей, перечислить причины различий. С какой целью необходимо знать данные радиации, t и количества осадков.

Практическая работа № 15(5) Анализ прогноза погоды за определенный период по материалам СМИ.

Цель: Учатся анализировать прогноз погоды по материалам СМИ для практического применения в повседневной жизни.

Оборудование: вырезки из газет, материала Интернета.

Ход работы:

1.Учащиеся знакомятся с условными обозначениями, которые используют для составления прогноза погоды, используя подготовленный материал.

2. Анализируют прогноз погоды и записывают в тетрадь.

3. Затем, на основании проанализированных данных, составляют прогноз погоды на ближайшее время.

Можно предложить учащимся построить на основе данных Интернета ( например, за месяц) график хода температур, «розу ветров» и столбчатые диаграммы «количества осадков»

Практическая работа № 16(6) Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и деятельности населения.

Цель: Оценивают влияние климата на жизнедеятельность человека с позиции комфортности.

Оборудование: климатические карты атласа ( стр. 20-23), учебник § 22.

Ход работы:

1.Заполнить схему « Влияние климата на жизнь и деятельность людей»

2. Выписать, что такое комфортность климата. Ответить на вопрос: « Объяснить, почему Россия характеризуется низким уровнем комфортности климата.

3. Оценить основные климатические показатели с точки зрения комфортности для отдельных территории ( можно провести работы по вариантам)

1 вариант: север Европейской части России (на примере, Мурманской области)

2 вариант: юг Европейской части (на примере, Краснодарского края)

Работают по плану и фиксируют результаты произвольно (текст или таблица)

ПЛАН: 1. Географическое положение

2. Показатель суммарной солнечной радиации

3. Господствующие ВМ: а) летом, б) зимой

4. Средние, максимальные и минимальные t воздуха: а) летом, б) зимой,

в) годовая амплитуда колебаний.

5. Годовое количество осадков и их режим

6. Неблагоприятные климатические явления: а) особенности проявления, б) меры борьбы с ними

7. Тип климата

Вывод: каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?

Практическая работа № 17( 7) Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Цель:

Оборудование: атлас стр.22, атлас Нижегородской области стр.12,16, 26, учебник стр. 107 рис.48

Ход работы:

На основе текста учебника:

1.Составить схему « Агроклиматические ресурсы»

2. Что такое коэффициент увлажнения. С какой целью необходимо знать этот показатель?

3. Используя карту атласа на стр.22.определить: а) агроклиматический пояс; б) средние t января и июля; в) сумму t выше + 10 градусов; г) годовое количество осадков и зону по степени увлажнения; д) продолжительность безморозного периода; е) название сельскохозяйственных культур, для которых соответствующая теплообеспеченность оптимальна.

4. Вывод: какое значение имеют знания о климате для успешного ведения сельского хозяйства в Нижегородской области? Можно ли считать нашу область благоприятной для земледелия.

Практическая работа №18(8). Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

Цель: Учащиеся умеют работать с картами атласа и контурными картами.

Оборудование: атлас стр. 12-13,26-27, приложение атласа стр.62

Ход работы:

1. Используя физическую карту России, подписать океаны и моря, омывающие берега России.

2. Подчеркнуть синим цветом ( или одной чертой) - окраинные моря, зеленым цветом

( или двумя чертами) - внутренние моря.

3. Подписать острова и полуострова, отделяющие друг от друга моря и океана.

4. Из приложения атласа выбрать и подписать важнейшие проливы.

5. Используя приложение атласа и стр. 26-27, текст учебника стр.112-113 , ответить на вопросы:

- самое большое по площади море -

- самое маленькое по площади -

- самое глубоководное море -

- самое мелководное море -

- самое теплое море -

- самое холодное море -

- моря, имеющие главное промысловое значение -

- моря, имеющие рекреационное значение -

Самостоятельно придумать условные знаки для этого задания и обозначить на контурной карте полученную информацию.

Практическая работа № 19(9).Описание одного из российских морей по плану.

Цель: Учащиеся умеют использовать типовой план для составления характеристики

Оборудование: атлас стр. 12-13, 26-27, учебник стр.114, задание № 8, стр. 257

( приложение)

Ход работы: Используя предложенное оборудование, дать описание Берингово моря

( первый вариант) и Карского моря ( второй вариант) по плану.

Практическая работа № 20(10). Обозначение на контурной карте крупнейших рек России.

Цель: Учащиеся умеют работать с картами атласа и контурными картами.

Оборудование: атлас стр. 12-13, учебник стр. 115-119, задание № 1, стр.120

Ход работы:

1. Подписать крупнейшие реки, которые перечислены в тексте учебника. Отметить «Х» исток и устье рек, а также подписать место впадения ( море)

2. Подписать главные притоки рек.

Практическая работа № 21(11). Определение падения и уклона одной из российских рек.

( по выбору)

Цель: Умею вычислять данные показатели с целью возможного хозяйственного использования рек.

Оборудование: учебник стр.119-120

Ход работы:

Используя рубрику «Шаг за шагом» , определить падение и уклон рек ( на выбор: р.Ока р.Лена, р.Дон, р.Енисей)

На закрепление решить задание №6 на стр.120.

Практическая работа № 22(12) Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.

Цель: Умеют использовать тематические карты для составления описания.

Оборудование: атлас стр.24-25

Ход работы:

Используя план, составить описание реки на основе тематических карт атласа.

План:

1.Название реки

2.В какой океан впадает? С какими регионами связывает как транспортная артерия?

3.Режим реки ( замерзает или нет)

4. Падение и уклон реки ( возможно ли строительство ГЭС?)

5. Характер течения реки ( возможно ли судоходство?)

6. Хозяйственное использование.

7. Экологические проблемы и пути их решения.

© 2010-2022