- Преподавателю
- География
- Работчая программа по географии для СПО
Работчая программа по географии для СПО
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Липатова Т.А. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Областное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум архитектуры и строительства»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10 География
по специальности 42.02.01 Реклама (базовой подготовки) (на базе основного общего образования)
группа РО-14-411
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы (утвержденной Министерством образования и науки от 16.04.2008), «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), рабочего учебного плана по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 42.02.01 Реклама (базовой подготовки) (на базе основного общего образования), входящей в укрупненную группу профессий 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский техникум архитектуры и строительства»
Разработчик:
Липатова Т. А., преподаватель ОГБОУ СПО «Иркутский техникум архитектуры и строительства», кандидат географических наук, доцент
Рабочая программа одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла
Протокол №_______ от «_____» _________ 2014 г.
Председатель ПЦК /__________________/Панова Г.А.
Рабочая программа одобрена Методическим советом техникума
Протокол №__10__ от «_13__» _июня__ 2014 г.
Председатель МС __________________ /Кузнецова Е.Н.
/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения Географии с целью реализации образовательной программы среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности СПО 42.02.01 Реклама (базовой подготовки) (на базе основного общего образования), входящей в укрупненную группу профессий 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело.
1.2. Профиль получаемого профессионального образования, в рамках которого реализуется программа учебной дисциплины: программа дисциплины реализуется в рамках гуманитарного профиля.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана: программа дисциплины входит в общеобразовательный цикл и является базовой дисциплиной.
1.4. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
1.5. Общие компетенции, формируемые в ходе освоения учебной дисциплины:
Программа учебной дисциплины способствует формированию следующих общих компетенций на основе применения активных методов обучения:
Код ОК
Наименование компетенции
Методы обучения
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Кейс-метод, групповая работа.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Кейс-метод, групповая работа.
1.6. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов по УП
в том числе по курсам и семестрам
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
1 сем
2 сем
3 сем
4 сем
5 сем
6 сем
7 сем
8 сем
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
48
60
-
-
-
-
-
-
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
34
44
-
-
-
-
-
-
в том числе:
практические занятия
28
6
6
-
-
-
-
-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
14
16
-
-
-
-
-
-
в том числе:
проработка конспектов занятий
проработка учебной и специальной литературы
подготовка докладов
6
4
4
6
2
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
*
ДЗ
* - На основе накопительной системы оценивания
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем дисциплины
№ урока
Тема урока, содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
1 курс 1 семестр
Тема 1.
Источники географической информации
Содержание учебного материала
10
1-2
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
2
1
3-6
Географическая карта - особый источник информации о действительности Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.
4
2
7-8
Практическая работа № 1.
Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
2
9-10
Практическая работа № 2.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
4
Тема 2
Политическая карта мира.
Содержание учебного материала
10
11-14
Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
4
2
15-18
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.
4
2
19-20
Практическая работа № 3
Знакомство с политической картой мира.
Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
3
Тема 3.
География населения мира
Содержание учебного материала
10
21-22
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования)
2
2
23-24
Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.
2
2
25-26
Культурные традиции разных народов. Трудовые ресурсы крупных стран и регионов. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
2
2
27-28
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
2
2
29-30
Экологические проблемы больших городов. Экологические проблемы больших городов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка докладов.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Примерная тематика докладов:
Сопоставление культурных традиций разных народов.
Культурные традиции родного края.
Особенности расселения населения в России.
Особенности расселения населения в Сибири.
4
Тема 4.
География мировых природных ресурсов
Содержание учебного материала
4
31-32
Природные ресурсы Земли. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
2
2
33
Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
1
2
34
Контрольная работа за первый семестр. Подведение итогов
1
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
3
1 курс 2 семестр
Тема 5.
География мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
10
2
35-36
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.
2
37-38
Международная специализация и кооперирование. Интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
2
2
39-42
Внешние экономические связи. Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли
4
2
43-44
Практическая работа № 4.
Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка докладов. Примерная тематика докладов:
Определение стран-экспортеров основных видов топливной промышленности.
5
Тема 6.
Регионы и страны мира
Содержание учебного материала
16
45-48
Различия стран современного мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
4
2
49-50
Страны Европы. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы. Международные сравнения.
2
2
51-52
Страны Азии. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Азии. Международные сравнения.
2
2
53-54
Страны Африки. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Африки. Международные сравнения.
2
2
55-56
Страны Америки. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной и Латинской Америки. Международные сравнения.
2
2
57-58
Страны Австралии и крупных регионов. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
2
2
59-60
Практическая работа № 5.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление комплексной географической характеристики страны; определение их географической специфики.
5
Тема 7.
Россия в современном мире
Содержание учебного материала
10
61-62
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
2
2
63-64
Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
2
2
65-70
Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка докладов.
4
Тема 8.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Содержание учебного материала
8
71-72
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
2
2
73-74
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
2
2
75-76
Практическая работа № 6
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.
2
77-78
Итоговый зачет
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка докладов.
2
Всего:
108
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета географии.
Оборудование кабинета географии:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-методической документации;
-
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
-
учебные пособия и нормативные документы.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008
Дополнительная литература:
1.Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2010.
2.Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2010, № 1 - 12.
Электронные ресурсы:
-
Электронная библиотека нехудожественной литературы «Библитекарь.ру». Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. [Интернет-портал] URL: bibliotekar.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6
сопоставлять географические карты различной тематики;
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6
Знать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме.
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме.
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме.
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6.
правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6.
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Устный опрос.
Оценка результатов выполнения практических работ №1-6.
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2011-2012 учебный год по дисциплине География в рабочую программу внесены следующие изменения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании ПЦК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель ПЦК ________________ /___________________/