План-конспект урока географии 10 класса по теме «Международное разделение труда»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ Тема: «Международное разделение труда» Цель: сформировать представления у обучающихся о международном разделении труда; Задачи: уметь анализировать причины международного разделения труда, знать «визитные карточки» ведущих стран мира. Оборудование: политическая карта мира. Ход урока: I.Организационный момент: (указать на то, что продолжается изучение темы «Мировая экономика») II. Проверка домашнего задания (тестовая экспресс-диагностика по теме «Мировая экономика»):
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 10 КЛАССЕ

Тема: «Международное разделение труда»

Цель: сформировать представления у обучающихся о международном разделении труда;

Задачи: уметь анализировать причины международного разделения труда, знать «визитные карточки» ведущих стран мира.

Оборудование: политическая карта мира.

Ход урока:

I.Организационный момент: (указать на то, что продолжается изучение темы «Мировая экономика»)

II. Проверка домашнего задания (тестовая экспресс-диагностика по теме «Мировая экономика»):

1.К какому сектору экономики относят добывающую промышленность?

А) Первичному; Б) Вторичному; В) Третичному; Г) Четвертичному

2. Доминирование в экономике вторичных видов деятельности дает основание относить государство к

А) Аграрным; Б) Аграрно-сырьевым; В) Индустриальным; Г) Постиндустриальным

3. Процесс резкого усиления и либерализации межгосударственных потоков товаров, капитала, технологий, услуг, информации, людей - это

А) Мировая экономика; Б) Глобализация экономики; В) Научно-техническая революция

4. Стагнация экономики -

А) Успешный рост; Б) Застой; В) Резкий спад

5. Абсолютный ВВП какой страны с 1985 по 2000 г. увеличился более чем в 3 раза, а удельный вес - с 5 до 12% ВВП мира?

А) США; Б) Япония; В) Китай; Г) Сингапур

III. Изучение нового материала.

На примере муравьев и других организмов рассказать о разделении деятельности и перевести беседу в русло мировой экономики. Что такое международное (географическое) разделение труда? (обучающиеся дают собственные определения международному разделению труда, после чего в тетради делается запись). Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг, которыми они обмениваются. Каковы причины МРТ? Зависит ли оно от ресурсов, которыми обладают страны? А от природных условий? От размеров государств? (обучающиеся отвечают).

Условия специализации:

1)Страна должна обладать какими-то преимуществами в производстве соответствующей продукции;

2) Должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) Затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю.

Теперь поговорим о факторах МРТ. Анализируя различные источники (учебники, Интернет-ресурсы, статьи) хотелось бы выделить три фактора:

1.Природно-ресурсные (привести примеры);

2. Социально-экономические (подумать, почему в Индии выращивают чай, хотя никакие культурные традиции индусов не располагали к культивированию этого растения?);

3. Технические (рассказать о различных технопарках: Силиконовой долине, Изар Вэлли, Цукуба. Является ли Сколково российским технопарком?);

Предложить обучающимся рассмотреть географию МРТ и составить «визитные карточки» для тех или иных стран, например:

I. Сырьевые страны:

1.1. Нефть - Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Мексика и др.

1.2. Железная руда - Бразилия, Австралия, Китай, Индия, Россия и др.

1.3. Фосфориты - Марокко и т.д.

1.4. Бокситы - Ямайка и т.д.

1.5. Медь - Замбия и т.д.

1.6. Алмазы - Намибия, ЮАР, Россия

II. Аграрные страны:

2.1. Чай - Шри-Ланка, Индия, Кения, Китай

2.2. Кофе - Бразилия, Кения, Эфиопия

2.3. Какао - Гана

2.4. Хлопок - Китай, США, Индия, Пакистан

2.5. Бананы - Эквадор

2.6. Овцеводство - Новая Зеландия, Австралия

III. Промышленные страны:

3.1. Сталь - Китай, Япония, США, Россия, Германия

3.2. Электроэнергия - США, Китай, Япония, Россия, Индия

3.3. Автомобили - США, Япония, Германия, Китай, Корея

3.4. Суда - Япония, Корея, Китай, Италия, Германия

3.5. Минеральные удобрения - Китай, США, Индия, Канада, Россия

3.6. Вино - Италия, Франция, Испания, США, Аргентина

IV. Постиндустриальные страны (специализация сферы услуг):

4.1. Страны-курорты: Кипр, Мальта, Багамские острова, Мальдивские острова и др.

4.2. Финансовые центры: Швейцария, Сингапур, Бахрейн

4.3. Образовательные центры - ?

4.4. Медицинские центры - ?

Очень важно! Страны, участвующие в МРТ не могут обойтись друг без друга! Велика роль в глобализации ТНК и интеграции. А что такое интеграция? Что такое ТНК? Приведите примеры ТНК (обучающиеся отвечают и приводят примеры).

Ученики записывают в тетради определения ТНК и интеграции и их примеры:

ТНК (транснациональные корпорации) - это крупные компании, имеющие разветвленную сеть предприятий за пределами страны (Почему это выгодно?)

- горнодобыча: «Шелл», «Шеврон», «Мобил», «ВР» и др. Является ли ГАЗПРОМ транснациональной корпорацией? Почему?

- машиностроение: «Форд», «Сони», G электрик» и др.

- пищевая промышленность: «Макдональдс», «PEPSI», «Нестле» и др.

Более 1/3 производства в мире - доля ТНК! Любая компания, достигшая определенного уровня богатства и могущества, превращается в ТНК!

Интеграция - новый этап МРТ, на котором достигается настолько тесное сближение национальных хозяйств, что в экономической сфере различные страны начинают функционировать как одна страна. Интеграционные объединения: региональные (ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.), отраслевые (ОПЕК).

IV. Рефлексия.

???Если интеграция и глобализация так хороши, то почему же растет число антиглобалистов по всему миру??? Каковы положительные и отрицательные стороны этих процессов? Выскажите свою собственную точку зрения.

Домашнее задание: Параграф №25, ответить на вопросы.

© 2010-2022