Конспект Географическое положение и границы России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока.

Предмет - география. Класс - 9.

Тема урока: «Географическое положение и границы России».

Планируемые образовательные результаты: после окончания урока, учащиеся смогут:

предметные

метапредметные

личностные

-показывать на политической карте мира границы Российской Федерации;

-называть государства, граничащие с РФ;

- давать определения понятиям «географическое положение», «геополитическое положение» и терминам мезоположение, микроположение и макроположение;

-классифицировать виды и уровни географического положения;

-сравнивать государственную границу РФ с пограничными государствами.

- работать с рисунком, таблицей и географической картой, и атласом;

- анализировать статистический материал таблицы;

- делать выводы;

- работать с тестовым материалом;

-работать с тетрадью;

-участвовать в пресс-конференции.

-высказать своё мнение о геополитической обстановке на основе информации СМИ о событиях, происходящих в Украине.

Словарь урока: географическое положение, геополитическое положение, мезоположение, микроположение, макроположение, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Япония, США, КНДР, Норвегия, Монголия, Китай, Финляндия, Польша, Казахстан, Абхазия, Южная Осетия. Молдова.

Ресурсы урока: учебник «География России. Население и хозяйство». Авторы :В.П.Дронов, В.Я.Ром; географический атлас для 9 класса; политическая карта мира; учебные тексты; интернет - ресурс; контурная карта, цветные карандаши.

Организационная структура урока.

1-й этап: Оргмомент.

2-й этап. Мотивация.

Деятельность учителя:

Ребята. Сегодня утром я ехал на работу в трамвае и услышал спор двух пассажиров. Один из спорщиков утверждал, что с Россией граничит Молдова, а его оппонент доказывал, что Молдова не граничит с Россией. Как вы считаете, кто из них двоих прав? Что нам необходимо знать, чтобы справедливо рассудить спор? Какую тему курса географии следует изучить, чтобы знать наверняка: граничит ли Молдова с Россией или нет?

Деятельность учащихся:

-слушают информацию;

- высказывают свои мнения;

- проговаривают предполагаемые темы урока.

3-й этап. Актуализация знаний.

Деятельность учителя.

-записывает тему урока на доске;

-предлагает записать тему урока в тетрадь учащимся;

-проговаривает цель урока;

-задает вопросы:

1) Изучали ли мы такую тему в предыдущих классах?

2) Что вам известно по данной теме?

3) Граничит ли Молдова с Россией?

Деятельность учащихся.

-записывают тему урока в тетрадь;

-отвечают на вопросы;

4-й этап. Целеполагание.

Деятельность учителя:

Цель урока: Сформировать у учащихся целостное представление о географическом и геополитическом положении России.

Деятельность учащихся:

-поставили цели к уроку.

5-й этап. Планирование.

Деятельность учителя:

Ребята, мы определили с вами тему урока. Увидели, что у нас есть пробелы в знаниях по данной теме. Давайте с вами определим план наших совместных действий по ликвидации пробелов. Какие методы и приемы работы вы хотели бы использовать на уроке?

Деятельность учащихся:

-слушают информацию;

- представляют варианты работы

6-й этап. «Открытие» нового знания.

Деятельность учителя:

Предлагает работу с понятиями «географическое положение» и геополитическое положение».

Учебный текст: учебник географии с.9 , 1-й абзац и с.10, 3-й абзац.

Задания:

1. Прочитать понятия.

2. Проанализировать и дать краткое изложение понятиям.

3. Найти общее и особенное в данных понятиях.

4. Записать в тетрадь.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ - 1 балл.

Показывает презентацию «виды и уровни географического положения» и предлагает задания к ней.

Задания:

1. Рассмотреть рисунок и изучить условные обозначения.

2. Сопоставить термины и их определения: микроположение, мезоположение, макроположение; положение по отношению к группам стран (регионам) Европы и Азии; место России на глобальном уровне-по отношению к другим материкам, Мировому океану, миру в целом; положение России по отношению к пограничным, соседним государствам.

Предлагает таблицу «Протяженность государственной границы в РФ» и задания к ней с использованием атласа. Сопровождает таблицу информацией о соседстве с Россией, Абхазии и Южной Осетии.

  1. Сравнить протяженность границ государств, граничащих с Россией;


  1. Сделать вывод о государственной границе РФ.

  2. Определить с каким государством у России наибольшая протяженность границ, с каким наименьшая.

Предлагает провести пресс-конференцию по политической обстановке в Украине.

Вопросы:

1. Что вам известно о политической обстановке в Украине?

2. Какие территориальные изменения произошли в России в связи с этими событиями?

3. Какова ваша оценка происходящим событиям?

4. Ваше мнение по поводу присоединения Крыма к России.

Деятельность учащихся:


-читают учебный текст;

- осмысливают текст, дают собственное определение понятиям;

-сравнивают;

-записывают.

-смотрят презентацию;

-анализируют рисунок и условные знаки;

-сопоставляют термины и определения;


-слушают информацию;

-изучают и анализируют таблицу;

-сравнивают протяженность границ России с границ других государств.

-делают выводы;

-определяют;


-участвуют в пресс-конференции;

-высказывают свою точку зрения.

7-й этап.

«Включение нового знания в систему знаний».

Деятельность учителя:

Раздает тестовые задания каждому ученику.

Определяет критерии оценивания данного этапа урока.

Представляет вариант правильных ответов для самопроверки учащимися выполненных заданий.

Критерии оценивания: за каждое правильно выполненное задание по 1 баллу.

Задание №1: Сколько государств граничат с Российской Федерацией: а) 18; б)16; в)17?

Задание №2: Какие государства не граничат с Россией: 1) США, 2) Эстония, 3) Молдова.

Задание №3: В задании № 2 красным цветом подчеркнуть государство, имеющее только сухопутную границу с Россией, а синим - морскую.

Предлагает практикум и критерии оценивания к нему. За каждое правильно выполненное задание - 1 балл.

Задания:

1. Нанести на контурную карту государства, граничащие с Россией.

2. Выделить красным цветом государства, которые создают угрозу для России, а синим дружественные страны.

Деятельность учащихся:

-знакомятся с критериями оценивания;

-выполняют тестовые задания;

-оценивают себя;




-выполняют практикум;

-оценивают

себя

8-й этап.

Рефлексия и оценивание.

Деятельность учителя:

Предлагает вопросы:

1. Какую тему урока сегодня мы изучили?

2. Действительно ли Молдова граничит с Россией?

3. Достигли ли мы планируемых результатов?

4. На каком из этапов урока у вас были затруднения?

Система оценивания: критериальная.

Деятельность учащихся:

-отвечают на вопросы.

9-й этап.

Домашнее задание.

Деятельность учителя:


  1. Предлагает всем записать в дневник параграф 2.

  2. Акцентирует внимание на наиболее сложных вопросах.

  3. Предлагает индивидуально подготовить сообщения о государствах, соседствующих с Россией (творческое задание).

Деятельность учащихся:

-записывают домашнее задание в дневник;

-задают вопросы;

-уточняют алгоритмы выполнения работы.


© 2010-2022