Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

   Мой материал "Декоративно-прикладное искусство Астраханской области", который я размещаю на сайте хорошо использовать на мероприятиях по краеведению, а также на у роках с использованием материала по народно-прикладному искусству.   В своем материале я использую данные из архивов музеев Астраханской области: Краеведческого музея и музея "Дом-музей Ульяновых". Написание статьи было вожможным из-за того, что в своем классе я использовала проект по народно-прикладному искусству, и чтобы заинтерис...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему: «Декоративно - прикладное искусство, промыслы и ремесла Астраханской области».

Автор статьи Ложкина О.Е. учитель географии и биологии в МКОШИ № 2.

С присоединением Астраханского края к России начинается новый этап его экономического развития.

Основным занятием поселенцев является рыбный промысел. Во второй половине 16 и в начале 17 века рыбный промысел еще не принял широкого размаха. Московское правительство развернуло энергичную деятельность, направленную на увеличение добычи рыбы с 20-х годов 17 века. К концу 18 века рыбный промысел был объявлен казенной монополией. Указ Петра 1 от 6 января 1704 года предписывал все рыбные ловли… «взять на себя, великого государя». Вскоре после появления петровского указа для заведования ловлями была создана в Астраханской губернии рыбная контора.

К середине 18 века в Астраханском крае насчитывалось 49 рыбных промыслов. Главная масса рыбы и рыбных продуктов поступала на ярмарки Поволжья и центральной России, частично шла на экспорт, в страны Западной Европы.

Лов рыбы велся до полного истощения вод. Промыслы разрушалось и выходили из строя, а казна проявляла заботу только о том, чтобы продавать их подороже. Произволу откупщиков, монастырей, феодальной знати и царевых слуг на промыслах Астраханского края удивлялся даже губернатор В.Н. Татищев. Особенно страдали от многочисленных поборов и самоуправства воевод, захватывающих себе все лучшие ловли, народные массы.

В 19 веке рыбная промышленность оставалась ведущей отраслью хозяйства края. Рыболовством занималось практически все население губернии: государственные и помещечьи крестьяне, купцы, мещане. Одни были собственниками, другие - наемными работниками.

Тысячи сезонников работавших на астраханских рыбных промыслах, мечтали заработать деньги, чтобы заплатить оброк, а может, если повезет, и совсем откупиться от барина, получить свободу, открыть собственное дело.

Среди астраханских промышленников шла жестокая конкурентная борьба. Примером такой борьбы может служить история о «рыбных кладбищах» купца И.В. Безубикова. В 1899 году астраханские газеты сообщили о небывалом уничтожении рыбы Безубниковым. Скандальная история эхом отозвалась по всей России. Купца назвали хищным, жестоким губителем «народного достояния». Уездный суд приговорил его к трем месяцам тюремного заключения. Но «всевластие денег» и высокого положения в обществе обеспечили отмену решения суда.

В условиях конкуренции предприниматели могли сгноить тысячи пудов рыбы, чтобы через некоторое время взвинтить цены на свой товар на рынке.

Точное число астраханских промыслов определить трудно. В начале 19 века их насчитывалось около 52, в 1845 году - 71, к 1859 году приблизительно 87, в 1890 году - 387.

На ряду. с огромным количеством рыбы Астраханская губерния исстари славилась неисчерпаемыми запасами соли. На ее территории насчитывалось свыше 700 соленных озер и 1300 солончаков. Промысел по своему значению занимал второе место после рыбного и был с ним тесно связан, так как огромная масса соли шла на посол рыбы. Добыча соли в озерах Нижнего Поволжья началась еще в древнейшие времена. В 17 столетии соль добывалась на Эльтонском, Кордуанском озерах, а также на Чанчачинском месторождении. Промыслы охранялись с помощью специально созданных вооруженных отрядов от нападения степняков, не раз разорявшие промысловые селения. В первое время соль заготавливало татарское население, а у него покупали ее русские торговые люди. И лишь с 1705 года добыча и продажа соли перешла в руки казны. В этом году Петр 1 учредил особое казенное управление по добыче и продаже соли и ввел соляную монополию, которая позднее была на откуп царедворцу Р.И. Воронцову, развернувшему торговлю с Персией.

В первой половине 18 века основную массу соли добывали на Южно - Астраханских озерах и озере Эльтон - самом большом соленом озере Европы. Здесь ежегодно добывалось свыше четырех миллионов пудов соли. В конце 18 - начале 19 века с Эльтона вывезли около 8 миллионов пудов соли, что составило 37 % всей годовой добычи ее в государстве. Однако разработка Эльтона прекращается во второй половине 19 века. Причиной этого является отдаленность озера от Волги, отсутствие удобных дорог, выросшая конкуренция Баскунчака. Не спасло положение решение казны еще в 18 веке привлечь для перевозки соли добровольных переселенцев с Украины. Привыкшие к чумацкому промыслу крестьяне - переселенцы осваивали новые земли и занимались возкой соли. Развитию чумачества (чумачество - крестьянский промысел, заключавшийся в перевозки грузов на лошадях) способствовало наличие скота в хозяйствах крестьян северных уездов, а также экстенсивные формы земледелия, высвобождашие время от полевых работ. Возчиками соли, следовавшими в Камышен, платили по 4 копейки за пуд, в Саратов - по 7 копеек. Продавалась соль по 25 копеек за пуд.

В 80-е годы 19 века на средства правительства построили железную дорогу, соединившую Баскунчак с Владимировской пристанью. Оттуда соль грузилась на баржи и другие суда, доставлявшие ее по Волге на склады Царицына, Саратова, Камышена, Астрахани и в рыболовные ватаги. Государство от соледобычи имело большие прибыли, однако менее всего заботилось о тех, кто добывал соль и занимался ее перевозкой. Труд ломщиков соли почти не отличался от каторжного труда. Отсутствие на промыслах врачей приводило к многочисленным болезням, усугублявшим тяжелую участь этих людей. Долгое время ломщиками соли являлись русские крестьяне из центральных губерний России и киргизы. Во второй половине 19 века на озеро устремились казаки и калмыки, гонимые нуждой под «острый русский сапог» соляного приказчика. Плата ломщиков соли в 1810 году за 1000 пудов равнялась 3 рубля 52 копейки. В 1830 году она поднялась до 4 рублей 35 копеек, в 1851 году - до 8 рублей 33 копеек серебром.

Рост потребностей населения России в необходимом для жизни продукте, развитие рыбной промышленности, усовершенствование средств транспортировки соли, стимулировали расширение ее производства солепромышленниками.

Специфика нашего края состояла в том, что в силу природных и климатических особенностей хлебопашество не стало главным занятием населения. Господствовали бурые пустынно - степные почвы, было много неудобной земли. Частые суховеи и засухи также затрудняли развитие земледелия в крае. Поэтому с момента присоединения Астрахани к Русскому государству основным ввозимым сюда продуктом была мука. Позже хлебопашеством стали заниматься жители северных уездов губернии: Черноярского, Царевского, частично Енотаевского. В значительной степени этому способствовали переселенцы из Ворнежской, Курской, Тамбовской, Полтавской и других губерний, гонимые из родных мест малоземельем. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, озимую рожь. Однако сбор зерна никогда не обеспечивал потребностей губернии.

Если хлебопашество не получало в крае распространения, то скотоводство и огородничество имели товарный характер. Скотоводством занималось как кочевое население губернии, так и оседлое. Распространена была оптовая торговля скотом, который являлся главным предметом торговли на всех астраханских ярмарках. Гуртовщики отправляли скот во внутренние губернии России. В этой связи доходной статей являлась торговля скотом. Для крестьян сел Петропаловское, Разночиновское, Карантиное, Басинское и др. заготовка скота с последующей продажей превращалась в одно из главных занятий. Из оседлых жителей разведением скота занимались в основном государственные крестьяне, казаки, которые наряду с кочевниками (кундровскими татарами, калмыками, казахами, туркменами) сосредоточили у себя основную его массу, зачастую использовали обезземеленных казаков, батраков в качестве пастухов. Помещичьи крестьяне ложных уездов (Астраханского, Красноярского) имели скот в основном «для домашних потребностей». На рубеже 50 - х годов 19 века в Астраханской губернии ежегодно продавалось скота на 800 тысяч рублей (на дело оседлого населения приходилось 230 тысяч рублей серебром). Возникали крупные скотоводческие хутора.

Нижнее Поволжье в составе России более двух столетий являлось единственным районом страны, климатические условия которого благоприятствовали развитию садоводства, огородничества и бахчеводства. Первые виноградные лозы были заведены в Астрахани персидскими купцами в начале 17 века. Опыт разведения винограда удался, виноградные лозы хорошо принялись и стали плодоносить и уже в 1613 году по инициативе казны был заложен в Астрахани первый виноградный сад, площадь которого ежегодно увеличивалась. К концу 17 века в Астрахани имелось уже около 15 крупных садов, принадлежавших казне, два казенных сада было заведено в Красном Яру. Росло количество садов, владельцами которых являлись посадские люди, а также монастыри. Для управления садовым делом в Астрахани по указанию Петра 1 была учреждена садовая контора, а при ней открыто училище для подготовки садоводов, в ее ведении находились все казенные сады. Астраханские сорта винограда, плоды фруктовых деревьев, арбузы и дыни были хорошо известны в России и находили сбыт не только в городах Поволжья, но и в Москве. Виноград выращивали в основном в помещичьих имениях. Самые большие виноградники находились в имении Бекетовых в с. Началово (Черепаха). При основании имени было заложено 90 тысяч кустов винограда, но к 1851 году осталось около 3-х тысяч. С 1857 по 1862 годы здесь у помещика работала даже паровая водоподъемная машина, но с отменой крепостного права эти виноградники, основанные на применении дешевого труда крепостных крестьян, перестали существовать, зато набирало силу крестьянское виноградарство. В первой половине 19 века в Астраханской губернии продолжали развиваться огородничество и бахчеводство, носившие промышленный характер. Выращиванием овощей издавна занимались местные жители - татары, потом и русские, расселившиеся по берегам Волги. Занятие это требовало немало усилий. В местных условиях наибольший доход приносили поливные огороды (с помощью чигирей или ветряных мельниц чигирь - специальное приспособленные для полива). Главными продуктами в огородничестве были арбузы и дыни. Их реализовывали на рынках Москвы, Петербурга и других городов. «Подгородные» села полностью удовлетворяли потребности Астрахани в овощах. Во второй половине 19 века на внутренних рынках России в большом количестве стали торговать астраханскими арбузами. Таким образом, садоводство, огородничество и бахчеводство занимали важнейшее место в экономике Астраханского края на протяжении веков.

Ремесло и промышленность.

К концу18 века в Астрахани была ликвидирована посадская община, вместо которой оформились сословия купцов, мещан, духовенства и образовалась группа так называемых рабочих людей. Поселение составляли значительную часть городского населения. В начале 19 века, на основании «Грамоты на права и выгоды Российской империи», в Астрахани была утверждена Астраханская ремесленная управа. Это был выборный орган самоуправления цеховых ремесленников во главе со старшиной. Она избиралась ремесленным сходом и занималась учетом мастеров, подмастерьев, учеников, разбором споров между ремесленниками, развитием ремесла. Управа помещалась в двух этажном каменном здании, находившемся на стыке двух улиц - Большой Демидовской (ул. Свердлова) и Малой Демидовской (ул. М. Аладьина). По правилам ремесленных цехов, мастерам ремесла можно было стать только после нескольких лет работы учеником, а затем подмастерьем (подручным). Освоив все примеры профессии в совершенстве, надо было обратиться с прошением в ремесленную управу с просьбой экзаменовать. После сдачи экзаменов на специальной комиссии и получения установленного аттестата ремесленник становился мастером ремесленного цеха. При этом староста и выборные цеха следили не только за качеством работы и сноровкой, но и за нравственностью членов цеха. Контроль за деятельностью управы осуществлялся Астраханским городским магистром.

Основная масса ремесленников обслуживала потребности местного рынка, и только некоторые предметы производства находили сбыт за пределами края. Наиболее типичным заведением для Астрахани были мелкие мастерские, где их владельцы работали вместе с членами семей. Хотя были заведения и с применением наемного труда. Астраханские ремесленники работали на заказ и на рынок. Производители, наиболее связанные с рынком, имели лавки, продавали свою продукцию в розницу. Большое число ремесленников было сосредоточено в бондарном производстве и строительстве. Существовал целый бондарный поселок в районе Селений и на Форпосте. Все производство бочек (в прошлом их называли бондарной посудой) выполнялось ручным способом. Каких-либо двигателей, машин или станков в бондарных заведениях не было. Начиная от доски, вся заготовка деталей для бочки, их обработка, отделка и сборка с помощью деревянных обручей выполнялись вручную. Работа по изготовлению бочковой тары в холодное время года производились в деревянных зданиях - мастерских, а в летнее время на дворе под открытым небом или под навесом.

Уже в 17 веке значительную часть населения Астрахани составляли записанные ремесленники, куда входили и кузнецы. Они были в ведении Делового двора (в 1705 году их было 24 человека). Ковали ухваты и топоры, подковы и оси для телег. Со времени учреждение Адмиралтейства, военного порта и верфи, получает в свое развитие литейное производство. В 1724 году к Адмиралтейству было приписано 29 кузнецов, получивших денежное жалование в 5 рублей в год и хлебное - по 8 четвертей 2 осмины ржи и овса. Кроме заказов для флота отливались и небольшие колокола для многочисленных церквей и монастырей губернии. К началу 19 века в Астрахани оформился кузнечный ремесленный цех и кузнечная слобода. В это время образцы художественной работы астраханских кузнецов представлены в основном: решетками окон, паникадилами и подсвечниками храмов, затейливыми ручками дверей, позже в моду входят декоративные изделия из металла: балконные решетки, металлические парапеты, ворота, шпилп и флюгера. Многие из этих образцов чугунного литья мы можем встретить и сейчас, пройдя по улицам города мимо старинных зданий.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

С развитием торговли, промышленности, транспорта появляются разные литейные и литейно - механические заведения, кузнечные и слесарно - кузнечные предприятия. Все они были не более, чем небольшие полукустарного типа мастерские со штатом 10-15 человек, где сам хозяин - владелец был как правило, и технологом, и бухгалтером, а то и формовщиком. Умельцы - кузнецы Исаев, Обухов, Кузнецов, целые династии Игнатьевых, Давлеткамовых, Баткаевых и многих других оставили о себе в нашем городе «железную» память.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

Не менее интересна история развития часового и ювелирного дела. До начала 15 века на Руси не знали механических часов. У немногих были песочные или водяные часы. Первые во всей русской земле часы с боем были поставлены в 1404 году в Московском кремле. В 18 веке - организуется часовая мастерская со школой и открываются часовые фабрики карманных и настольных часов в Москве и Петербурге. В 19 веке секреты часового мастерства хранили уже многие ремесленники, работавшие кустарным способом. В многочисленных мелких часовых мастерских. Делали в основном настенные и напольные часы в деревянных корпусах. Но русский рынок завоевали иностранные фирмы, которые ввозили в Россию свою часовую продукцию. В 1842 году астраханские мастера Яков Васильевич Суворкин с сыновьями сделали часы, фанерованные красным деревом по всем правилам строения английских часов такого типа. Эти часы хранятся в государственном историческом музеи. Наряду с другими ремеслами в Астрахани с древних времен работают парикмахеры и сапожники.

В архиве музея «Дома Ульяновых» обнаружено дело шведского поданного астраханского второй гильдии купца И. Брострема. Он обращается с прошением в ремесленную управу о зачислении его в деле - свидетельство мастеров ремесленной управы (стоят их подписи и личные печати) о том, что они осмотрели изделия Брострема и считают, что он достоен быть мастером. На основании этого ремесленная управа решает выдать Брострему свидетельство признания его мастером. В конце выписка из протокола ремесленной управы - подпись Брострема в получении паспорта и аттестата.

В результате ввоза в Астрахань хлопка, необработанного шелка - сырья, пряденного или «крученного», различных красящих веществ, иногда и готовых красок создавались благоприятные условия для развития в крае ткацкого ремесла.

Уже в 1700 году Петр 1 приказывает астраханскому воеводе Мусину - Пушкину заняться посадской и разведением тутовых деревьев. Этим указом было положено начало развития шелководства в Астраханском крае. За уничтожение тутовника Петром 1 предписывалась смертная казнь. Ткацкое ремесло 17 - первой половины 18 века, хотя находилось в стадии домашнего производства, однако уже поставило свою продукцию на рынок. Первая ткацкая мануфактура появилась в Астрахани по царскому указу от 17 сентября 1746 года, но в 1746 году по решению правительства она была переведена в Москву. А с середины 18 века открытие ткацких мануфактур становится обычным явлением. И к 70-м годам 18 века Астрахань занимает второе место после Москвы по количеству «шелковых фабрик». Ко второй половине 19 века ткацкое производство как мануфактурное производство резко сократилось, сохранившись кое где в качестве крестьянского домашнего производства. Наиболее распространенным во второй половине 19 века оно было в селе Болхуны Черноярского уезда и в Енотаевском уезде. Главная причина упадка ткацкого производства в нашем крае заключалось в неумении приспособиться к новым капиталистическим условиям. К концу 19 века ткацкое производство Астраханского края вынуждено было прекратить свое существование.

По причине развития ткацкого дела и наличия сырья в Астрахани получило развитие портновское ремесло. Одним из представителем этой профессии у нас в крае являлся дед В.И. Ленина - Николай Васильевич Ульянов. Регистр ремесленной управы содержит запись о выдаче 5 июня 1836 года престарелому портному мастеру, «в болезни находившемуся», ста рублей. Но полной картины его жизни в Астрахани в документах нет. Известно только, что верхний этаж своего дома Ульяновы сдавали в наем, а сами ютились на полутемном первом этаже. От сюда, можно сделать вывод что это была семья небогатого портного, кое-как сводившая концы с концами.

Дальше мне хотелось коснуться декоративно - прикладного искусства Астраханского края. Декоративно - прикладное искусство - это раздел искусства, охватывающего ряд отраслей народного творчества, которые посвящены созданию художественных изделий предназначенных главным образом, для быта.

Народные промыслы развивались на основе крестьянских домашних промыслов, которые постепенно превращались в мелкое товарное производство. Сначала это были мелкие частные мастерские сосредоточенные в одном районе и специализировались на производстве определенного вида изделиях. Из поколения в поколение передавалось мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий. Каждый народ имеет своеобразную историю развития прикладного искусства со своими специфическими чертами, находящимися в неразрывной связи с материальной культурой. Развитие художественных ремесел в Астраханской области связано с историческим прошлым края. Астрахань была основана 1558 году (воеводой Черемисиным), после присоединения в 1556 году Асраханского ханства к Русскому государству. Развивались различные промыслы, так как Астрахань являлась портовым городом, то на юге государства стал играть значительную роль во внешней торговле со Средней Азией, Ираном, Индией, народами Кавказа. В этнографическом отношении Астраханский край представляет собой своеобразное явление. Его население русские, татары, казахи, калмыки, ногайцы, карагаши, казаки и другие. Все они имеют сложившиеся обычаи, своего национального искусства. Таким образом, сложный этнографический состав, миграция населения, специфические промыслы препятствовали созданию единой, художественной культуры края. Истоки декоративно - прикладного искусства Астраханской области многогранны и разнообразны: это резьба по дереву, плетение из лозы и чакана, ковроткачество, керамика и многое другое.

В Астрахани наряду с традиционными художественными ремеслами, бытовавшими на территории области, наряду с работами художников экспериментального производства объединения народных, художественных промыслов «Каспийский умелец», в краеведческом музее г. Астрахани можно встретить изделия, выполненные народными умельцами края. Самобытность и мастерство исполнения привлекают изделия из дерева, декоративные изделия отделанные традиционным местным материалом - камышом, в технике «мозаика» - цветная палитра камыша очень богата; от темно - фиолетового до светло - желтого (в этой технике выполнены работы мастера А.В. Анохина). Предметы несмотря на свою кажущуюся хрупкость и игрушечность, имеют утилитарное название (шкатулки, сувениры) они могут быть использованы в качестве шкатулок и вазочек. Выполненные из кусков фанеры, обрезков дерева в руках мастера, «обшившим» их пластинками камыша, умело подобранными по цвету и задуманному рисунку, эти изделия выглядят неповторимо. Далее можно встретить работы еще одного астраханского мастера - деревщика Константина Семеновича Федорова. Ранее он работал столяром - инструктором мебельно-деревообрабатывающего комбината, в настоящее время - пенсионер. Его работы выполнены в технике «интарсия» - это вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпоны различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, связанной клеем и вместе с фоном наклеиваются на поверхность изделия. Для своих работ Федотов использует различные породы дерева: дуб, ясень, клен, бук, орех, красное дерево и другие. Тематика работ разнообразная, многие из них посвящены родному городу. Большинство работ выполнено по эскизам Н.Н. Соколова заслуженного деятеля искусств.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

Весьма распространенным видом художественного творчества является вязание. Легкие воздушные снежинки напоминают ажурные салфетки - выполненные Полиной Павловной Иванниковой из х\б ниток. Нужно отметить, что вязание - традиционное местное ремесло. Пуховыми и шерстяными платками всегда славились астраханские рукодельницы.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Одним из древнейших занятий человечества считается плетение корзин. В большинстве культур оно относится к более раннему времени, чем начало изготовления керамики (она появилась в 5 тыс. до н.э. или 7 тыс. лет тому назад), а перекрестное плетение в принципе послужило основой возникновения техники творчества. Традиционным материалом для плетения в нашей местности из давно считается чакан и лоза.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

В музее мы можем найти плетение из чакана, которое представлено изделиями народных мастеров из села Камардан Володарского района. Из внешне непривлекательных листьев руками мастеров создаются вещи утилитарного назначения, в которых слито воедино декор и удивительная практичность. Плетение из чакана из давно бытовало на территории края. В 1930-х годах в специализированных артелях занимались плетением зембелей и циновок. Эта трациция жива до сих пор.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Лозоплетение в музейной коллекции представлено работами мастеров из с. Самойлово Володарского района. Лозоплетением также занимаются в Харабалях и Енотаевке. Лоза - это кустарник с гибкими стеблями, которые после предварительной обработки используются в изготовлении плетенных корзинок, сухарниц, тарелок, стульев, столов, кресел и других предметов быта. Разнообразие ажурного плетения придает мягкость и изящество изделиям.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Следующим видом декоративно-прикладного искусства является резьба по дереву, одним из древних и наиболее широко распространенных видов народного, художественного творчества. Наш край не богат лесами, и для поделок используется в основном привозная древесина, чаще сего липа. Изделия из дерева носят декоративный характер. Существует несколько видов резьбы по дереву: ажурная, плоскорельефная, домовая, объемная и другие. В краеведческом музеи представлены изделия мастеров из предприятия «Каспийского умельца» Р.Ш. Аджигитова - техника объемной резьбы (набор «медовый» состоящий из братины и 6-ти черпаков и набор «кухонный»). Объемная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, объект изображения всесторонне. Иногда предметы декоративного характера украшаются художественной росписью.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Еще одним доступный материал для изготовления художественных изделий является кость и рог. После предварительной обработки кости на ее поверхности наносятся рисунок и с помощью специальных инструментов на определенную глубину выбирается фон, в результате чего получается рельефная резьба. Рог - обладает ценными поделочными свойствами, прекрасно полируется, при нагревании размягчается и под давлением ему можно предать любую форму, размягчается и под давлением ему можно предать любую форму, хорошо окрашивается в различные цвета. В производстве художественных изделий рог используется целиком, частями или отдельно распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в соответствии с разработанной композиции. По назначению, изделия из рога делятся на следующие группы: бытовые предметы - улитарные изделия; декоративные предметы, предметы украшения, сувениры, миниатюрные скульптуры - изделия и предметы, находящиеся в музее, выполнены художником предприятия «Каспийский умелец».

Декоративно-прикладное искусство Астраханской областиДекоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

В своей статье я уже упоминала о вязании - это еще один вид декоративно - прикладного искусства, где можно увидеть образцы разнообразных орнаментов с использованием национальных и сюжетных мотивов, выполненных из шерсти. Традиционный материал, используемый большинством астраханских мастериц - это шерсть. В нашем крае, славящимся животноводством, недостатка в этом материале нет.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Одним из самых ярких красочных видов декоративно - прикладного искусства является ковроткачество. Оно возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Ковры ручной работы делятся на два основных вида: войлочные и тканные. Тканные ковры изготавливаются из пряденной шерсти, хлопка и подразделяются на ворсовые и безворсовые. Одним из мастеров ковроткачества, живущих в Астраханской области, является А.А. Абуева. А центром ковроткачества Астраханской области является село Самойлово Володарского района.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Все больше популярности в последнее время приобретает такой вид прикладного искусства, как макраме - это техника плетения из шнура, веревки, тесьмы, основанная на количестве и расположении узлов в изделии. Олег Бородкин является астраханским мастером по макраме, чьи работы представлены в музейном хранилище Краеведческого музея.

В художественно - прикладном искусстве последнего десятилетия получает развитие такой вид ручного ткачества, как гобелен. Дословно «гобелен» - выписанный вручную ковер - картина (вторе его название - «шпалера»). Гобеленовская техника располагает широкими изобразительными средствами. Гобелен - высокохудожественное, монументальное производства, в основном с изобразительным характером рисунка. Мастер из предприятия «Каспийские умельцы» Владимир Зайков - представляет свои работы в музей на выставку. А еще работы одного мастера из того же объединения Бориса Григорьевича Малышева - известны не только в нашем городе, но и в стране.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

В Капустином Яру директором художественной школы Росляковым В.В. поднимается на должный уровень занятия по художественной керамики. Несмотря на то, что край наш богат залежами глины производство керамики у нас развито слабо, и тем интересней изделия из керамики, сделанные в Капустином Яру. Художественная керамика - это художественные изделия из гдины и других минеральных масс, одним из которых является глина. Термин «керамика» греческого происхождения и, примерно, переводится так «изделия из обожженной глины». Различают два вида художественной керамики: монументальную и декоративную. К первым относятся архитектурное панно, мозаика, скульптура, садово-парковая керамика, ко второй - керамическая посуда, вазы, мелкая пластика (в краеведческом музеи представлены работы В.В Рослякова). В последнее время началась работа по возрождению этого вида прикладного искусства в Красноярском район налажен выпуск художественной керамики, которую можно встретить на ярмарках города.

Декоративно-прикладное искусство Астраханской области

Работы художника Геннадия Бесправного - это роспись по фарфору. Он по белью Первомайского фарфорового завода производит надглазурную роспись. Роспись керамических изделий бывает нескольких видов: уникальная и серийная роспись по готовой форме, роспись массовой продукции. Работы Бесправного относятся к уникальной росписи по готовой форме, они заключаются в том, что художник кисточкой расписывает свое изделие, создавая неповторимое произведение декоративно-прикладного искусства. Бесправный использует вид «холодной» росписи - роспись керамических изделий масляными или темперными красками без последующего обжига.

В своей статье я описала многие промыслы Астраханской земли, но и это еще не все. Чтобы лучше и больше узнать о народных промыслах нашего края надо создать исследовательские экспедиции с целью узнать историю того или иного села, его жителей их традиций и обряды, их историческое занятие, культуру, то что передается от поколения в поколение и хранится в семьях. Большую работу в этом направлении могут проделывать учителя дополнительного образования, работники Домов творчества, различные центры по работе с детьми и взрослыми, которые могут собирать материал о своем поселке, селе или районе. Многие такие центры работают на общественных началах и готовы продолжать эту работу, но им нужны руководители, которые направили бы эту работу в нужном направлении.

Используемая литература:

  1. Р.А. Бардина «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». Москва «Высшая школа» 1990 г.

  2. В.П. Никитин «Астрахань и ее окрестности». Москва «Искусство» 1981 г.

  3. «Путеводитель по Астрахани» Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград 1980 г.

  4. «Природа и история Астраханского края» Издательство Астраханского педагогического института 1996 г.

  5. Материалы предоставленные директором музея Ульяновых Беломоеной О.А.

  6. Документы из архива Краеведческого музея.











© 2010-2022