Конспект урока по географии 8 класс по теме Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Платавская средняя общеобразовательная школа


Урок-конференция

по географии в 8 классе




Тема урока: «Природные зоны России.

Зона арктических пустынь и зона тундры»

Конспект урока по географии 8 класс по теме Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Учитель географии:

Вахнина Н.В.



Платава

2008г.


Цели урока:

  • Расширить знания учащихся о природных зонах.

  • Научить применять теоретические знания о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны арктической пустыни и зоны тундры.

  • Использовать дополнительные источники географической информации.

  • Отработать навыки заполнения таблицы описания природных комплексов в ходе выступления учащихся.

Задачи урока:

  • Составить описание ПК, слушая сообщения своих товарищей.

  • Определить, что природная зона-это ПК.

  • Объяснить причины смены ПК на территории России, определить взаимосвязи компонентов ПК.

  • Знать размещения природных зон, уметь показывать их на карте.

  • Выявить антропогенное воздействие на ПК.

  • Определить проблемы охраны природы в ПК.

Ученики должны уметь:

Оценивать условия для жизни и деятельности человека.

Оборудование:

картины природных зон арктической пустыни и тундры; гербарий растений тундры; иллюстрации животных этих зон; карты «Природные зоны», «Климатическая карта»; типовые планы по описанию природных зон; подготовленные таблицы, для заполнения; компьютер; мультимедийный проектор; презентация к уроку.

Тип урока: конференция.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с понятием природно-территориальный комплекс, узнали, на какие уровни он может подразделяться. Давайте немного вспомним это. (Учащиеся дают определение ПТК, перечисляют его уровни, рассказывают о взаимосвязи компонентов ПТК)

(Учитель знакомит учащихся с темой урока, озвучивает цели и задачи урока. Одновременно с этим, идет показ слайдов презентации.)

Сегодня из путешествия вернулись две экспедиционные группы, которые побывали в арктической пустыне и тундре. Под руководством начальника экспедиционной группы были : климатолог, почвовед, ботаник, зоолог и этнограф. Они выявили особенности природы каждой зоны; установили взаимосвязь компонентов природы в этих зонах; выявили приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данной зоне; познакомились с антропогенным воздействием человека на природную зону, с охраной природы; познакомились с видами промысла местного населения. Итак предоставим слово начальнику первой экспедиции.

(Учитель предоставляет слово участникам экспедиции в ледяную зону. По ходу рассказа каждого участника экспедиции остальные учащиеся заполняют таблицу, которую учитель раздает им в начале урока.)

III. Отчет участников экспедиции.

Начальник экспедиции. Наша экспедиция побывала в арктических пустынях. Зона арктических пустынь занимает острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова. Природа ледяной зоны своеобразна, она не похожа на природу других зон. Своеобразие этой зоне придают такие явления, как полярная ночь и полярный день. На Земле Франца-Иосифа полярная ночь продолжается 127 суток, а полярный день-134 суток. Описать красоту северного сияния невозможно (показ фотографии).

Вопрос от журналистов.

-Почему эта зона называется Арктикой?

Начальник экспедиции:

-«Арктика» - медведь. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц - Большой и Малой.

Климатолог. В долгую полярную ночь, когда небо не закрыто тучами, бледный свет луны освещает землю. Временами в небе возникает величественное полярное сияние - сполохи, как их называют на севере. В полярную ночь происходит сильное выхолаживание: температура января -23-30 градусов. Часто дуют сильные ветры, способные валить с ног, они значительно затрудняют дыхание. Проводя исследования, полярники вынуждены при этом держаться за канаты. Ветры сопровождаются пургой, метелями. После суровой продолжительной зимы наступает короткое и холодное лето. Да и можно ли назвать этот период летом? Полярное солнце не греет: оно не высоко поднимается над горизонтом и, косые лучи не дают тепла. Бывают мороз, и даже в июле часто выпадает снег. В ледяной зоне мало осадков (200-300 мм). Наибольшее количество осадков выпадает летом, главным образом в виде снега, так как температура понижается до 0 градусов.

Вопрос журналистов:

- В каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь?

Климатолог:

- В арктическом поясе.

Почвовед. Почвенный покров почти отсутствует. Почвы образуются только там, где поверхность на короткое время освобождается от снега и льда.

Вопрос журналистов:

- Почему в арктической пустыне разреженный почвенно-растительный покров, отсутствуют почвы?

Почвовед:

- На поверхности зоны лежат покровные ледники, занимая до 80% площади суши, мало солнечной радиации в течение года, а в полярную ночь она отсутствует.

Ботаник. И все же на этой скудной почве, на южных склонах, растут неприхотливые мхи и лишайники, а в низинах встречаются желтые маки. Среди мхов и лишайников по земле стелется полярная ива.(Демонстрируется гербарий и фотографии в презентации).

Зоолог. Скудная растительность является пищей для немногих видов животных и птиц, питающихся семенами и ягодами. В арктической пустыне обитают песец, пеструшка, полярный заяц, белая куропатка, белый медведь. В океане различные виды рыб, моржи и тюлени. (Демонстрируются слайды презентации с фотографиями животных и просматривается видеоролик о жизни в океане).

Летом на острова прилетают много разных птиц, которые образуют «птичьи базары». (Показ слайдов).

Вопрос журналистов:

-Почему медведи белые и почему они впадают в спячку зимой?

Зоолог:

- Покровительственная окраска позволяет незаметно ждать добычу у лунки, черный нос медведь прикрывает лапой. В белом волосе находятся пузырьки воздуха, воздух плохой проводник тепла, т. е. Это защита от холода. А спит он потому, что зимой лед становится более мощным, исчезает значительная часть полыней, труднее добыть пищу.

Этнограф. Постоянного населения в ледяной зоне нет. Кругом на тысячи километров ни единой души - острова, снег, солнце.

Учитель. А теперь заслушаем сообщения участников экспедиции в тундру.

Начальник экспедиции. По мере продвижения на юг количество тепла увеличивается, поскольку увеличивается угол падения солнечных лучей. Полярная ночь становится короче, происходит ежедневная смена дня и ночи. Вдоль побережья северного Ледовитого океана тянется тундра. Она занимает десятую часть нашей страны. Рельеф тундры, в основном, равнинный, лишь местами прерывается возвышенностями (Тиман6ским кряжем, Уралом и Восточно-Сибирскими горами).

Вопрос журналистов:

- Откуда произошло название тундры?

Начальник экспедиции:

- Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народа саами означает «сопки» - невысокие вершины, которые не покрыты лесом.

Климатолог. Климат тундры не везде одинаковый. В местах близких к морю климат мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический - суровая зима, долгая и холодная, до -32С, а в Якутии до -40С, в Оймяконе температура порой понижается до -68С. На восточной окраине России климат мягче, сказывается влияние Тихого океана. Небо в тундре чаще всего пасмурное, затянуто облаками, часты туманы. Морозы здесь длятся до 8 месяцев. Уже в августе начинаются холода, предупреждающие о приближении зимы. Осадков в тундре выпадает мало, т. к. при низкой температуре воздух не может поглотить много водяного пара, поэтому зимой в тундре мало снега!

Для всей тундры характерна многолетняя мерзлота. Толщина мерзлого слоя неодинакова. В Якутии, например, его толщина достигает несколько сотен метров. Летом мерзлый слой оттаивает на различную глубину: торф на 3-40 см, глина на 125см, а песок более чем на 125см. Лето короткое, температура на севере +4С, на юге +10С, осадков выпадает мало-200-300мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения >1.5 из-за низкой испаряемости. Зимой тундра унылая и неприветливая.

Вопрос журналистов:

- Почему в тундре так много болот и озер, хотя осадков выпадает менее 300мм, меньше чем в полупустынях Прикаспийской низменности?

Климатолог:

- Низкие температуры - малая испаряемость; вечная мерзлота - вода не просачивается вглубь; плоский рельеф - малые высоты - затруднен поверхностный сток; протаивание летом вечной мерзлоты - образование неглубоких западин.).

Почвовед. В тундре почвы тундрово-глеевые, маломощные. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота и заболоченность.

Вопрос журналистов:

- Почему почвы тундры мало плодородны?

Почвовед:

- В них замедлены процессы гниения, т.к. это холодные почвы - их охлаждает вечная мерзлота, а растения многолетние и растительный опад невелик, лето короткое и прохладное, а зимой почвообразование не идет.

Ботаник. Летняя тундра полна красок. Там много видов лишайников, трав, в изобилии растут клюква, голубика, морошка, черника. Заросли осок и пушиц во время цветения создают впечатление снежного покрова.

В тундре много полезных растений: ягодных, кормовых, лекарственных, которые хорошо приспособлены к местным климатическим условиям. Огромные площади заняты карликовой растительностью- берёзой, ивой, можжевельником. Низкий рост растений тундры позволяет им пользоваться защитой от вымерзания - снеговым покровом, а летом получать тепло от почвы, которая нагревается сильнее, чем окружающая среда.

Весной в тундре обилие красок: цветут смолевка, полярный мак, камнеломка. Подушкообразной формы растения прижимаются к земле - это спасает их от жгучего холода и больших испарений. Значительные площади в тундре заняты лишайниками, из которых ягель является ценным кормом для оленей.

Вопрос журналистов:

- Почему растения тундры мелколиственные?

Ботаник:

- Холодная вода мерзлой почвы плохо усваивается растениями. Поэтому растения тундры мелколиственные. Эти мелкие листья испаряют влаги мало.

Зоолог. Животные, населяющие тундру, приспособлены к ее суровым условиям. Густой мех, белая или светло-серая окраска зимой и коричневая летом характерны для песца, полярного зайца, пеструшки-лемминга, белой куропатки, полярной совы. Самым крупным животным тундры является северный олень. Сильно раздвоенные копыта позволяют ему, не проваливаясь проходить по болотам, глубокому снегу, добывать зимой из-под снега ягель. У оленя теплый мех, длинная пушистая шерсть прикрывает его грудь и предохраняет от холода на бегу. Особого внимания заслуживает лемминг или мышь пеструшка - мелкий грызун. Называется она так потому, что ее шкурка желтоватого или бурого цвета покрыта пятнами и полосками. Питается она семенами, корешками, живет в норках, которые роет в земле на небольшой глубине. Ростом она меньше крысы, но больше мыши. Леммингами питаются песцы, полярная сова.

В летнее время обилие комаров и мошки, изобилие ягод и рыбы привлекает в тундру с юга стаи куликов, уток, гусей и тучи чаек.

Этнограф. Коренные жители Крайнего Севера России (саамы, ненцы, ханты, коряки, чукчи, долганы, эвенки) - это трудолюбивые оленеводы, замечательные рыболовы. Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому.

Эколог. Чрезмерное использование природных богатств тундры ведет к обеднению зоны, нарушению пищевых цепей. Пути решения экологических проблем - более рациональное использование природных ресурсов (уменьшение потребительского отношения); уменьшение сбора ягод, охоты, ловли рыб.

Учитель. Мы прослушали участников экспедиции, а теперь я предлагаю вам закрепить ваши знания.

IV. Закрепление.

- Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

  1. Природа зоны легко ранима.

  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

  3. Значительные площади покрыты ледниками.

  4. Средняя температура января -26 -28 С, а июля +1-4 С.

  5. Сильные ветры.

  6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

  7. Расположена на островах Арктики.

  8. Увлажнение избыточное, много озер и болот.

  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

  10. На южной границе средняя температура июля +10 С.

  11. На скалах «птичьи базары».

  12. Лето короткое и холодное.

  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

  14. В реках и озерах много рыбы.

  15. Воды - в твердом виде, только летом образуются талые воды.

Эти вопросы показаны на слайде. Через некоторое время учитель показывает следующий слайд с ответами и учащиеся проверяют по ним свои ответы.

Учитель. Хочу закончить урок словами ученого Л.С. Берга

«Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части обуславливают целое, и целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт»

Домашнее задание: параграф 23 и вопросы к нему.

Литература:

  1. Э.М.Раковская и И.И. Баринова «География. Природа России». 8 класс

  2. Энциклопедия «Я познаю мир».

  3. Хрестоматия по физической географии СССР.


© 2010-2022