Породы, слагающие земную кору

Практический метод - один из наиболее эффективных методов в усвоении учебного материала. Чтобы понять, какие богатства хранит в себе земная кора, необходимо познакомить детей с о свойствами различных горных пород. Для этого мною был разработан урок-практикум, на котором учащиеся сами могут потрогать и внимательно рассмотреть образцы горных пород, произвести с ними различные манипуляции: царапать, ломать, воздействовать кислотой и т.д., выясняя наиболее характерные свойства присущие магматическим...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-практикум «Породы, слагающие земную кору»

Урок разработала учитель географии ГБОУ СОШ №386 г. Санкт-Петербурга

Боганова Галина Ивановна

Цели урока: - познакомить с основными группами горных пород (по происхождению);

- учить отличать по внешним признакам магматические и осадочные горные породы;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: ПК, экран, книги, А.Е. Ферсмана

у учителя - стакан с водой, пемза (если есть достаточное количество

образцов пемзы, то можно выдать каждой группе)

на группу учащихся - поднос с образцами горных пород (гранит, песок, каменная

соль, известняк, каменный уголь, мрамор);

- пипетка с соляной кислотой, скрепка, салфетка;

у каждого ученика - листок с таблицей, которая заполняется по ходу урока

Название горной породы

Свойства горной породы

Происхождение горной породы


Вывод:

Использование минералов и горных пород:

Методы работы: опережающий, групповой, практический.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока (слайд №1)

III. Повторение пройденного.

(слайд №2) Строение земной коры.

  1. Вспомнить определения «минерал», «горная порода».

  2. Вспомнить строение земной коры (ответ ученика у доски).

IV. Работа по теме урока.

(слайд №3) Ферсман Александр Евгеньевич

  1. На слайде портрет А.Е. Ферсмана, на доске выставка его книг.

  2. Краткий рассказ учителя о Ферсмане А.Е. и о его книгах.

  3. Изучая горные породы, Александр Евгеньевич пришёл к выводу, что «…камень тоже имеет свою историю, но живёт он иной жизнью, трудно понятной и сложной» (эти слова высвечиваются на слайде). То есть камень как человек рождается, живёт и умирает, а жизнь его длится миллионы лет. Как вы думаете, как может родиться горная порода? Послушайте стихотворение, оно вам поможет ответить на этот вопрос.

  4. (Опережающее задание.) Ученик читает заранее выученное стихотворение:

Известняк, базальт, гранит,

Уголь, мрамор, малахит…

(Очень много, разумеется,

на земле пород имеется.)

Чтоб не путался народ

В этом множестве пород,

Все породы и названия

Образовали три «компании».

Чтоб в «компанию» войти,

Нужно справку принести.

  1. Коль порода появляется

От того, что осаждается,

То она имеет право

На ОСАДОЧНУЮ справку.

  1. Коль причина появленья

Изверженье и кипенье,

Подойдёт она вполне

МАГМАТИЧЕСКОЙ родне.

  1. И ещё одна «компания»

Очень сложного названия:

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ породы…

На основе стихотворения ученики выделяют три группы пород по происхождению (осадочные, магматические, метаморфические).


  1. (Слайды №4 - №10) Практическая работа

Под руководством учителя учащиеся производят различные манипуляции с образцами горных пород: царапают скрепкой, капают кислотой, рисуют на салфетке и т.д., выясняют свойства каждой породы, определяют её происхождение. Результаты записываются в таблицу.

V. Закрепление знаний.

(Слайд №11) Строение земной коры.

  1. Ещё раз повторить строение земной коры с уточнением, какие породы могут находиться в каждом из слоёв.

  2. Как вы думаете, зачем человеку знать свойства различных горных пород?

  3. (Слайды №12 - №17) Применение минералов и горных пород.

После просмотра слайдов, внизу под таблицей записать, как человек использует минералы и горные породы.

IV. Домашнее задание.

  1. §17 (Учебник Т.П. Герасимовой «Физическая география, 6 класс»)

  2. Задание по группам: подготовить информационный листок с картинками или фотографиями и рассказ по нему о том, как используют различные горные породы в нашем городе.

1 группа - осадочные породы песок и гравий. (Вариант: строительство дорог, для игры детей)

2 группа - магматическая горная порода гранит. (Вариант: облицовка набережных, постаменты памятников)

3 группа - метаморфическая порода мрамор. (Вариант: Мраморный дворец, облицовка станций метро, городская скульптура)

4 группа - поделочные и ювелирные камни. (Вариант: коллекция Эрмитажа)

Если ребята в классе владеют компьютером, то возможен вариант выполнения задания в виде презентации.


© 2010-2022