Разработка урока по теме «Ветер»

Открытый урок разработан для работы районного МО учителей естественно-математического цикла. Учителем первой категорий Тельновым Андреем Петровичем учителем географии МАОУ «Алымская ООШ им. Героя Советского Союза Я.Н.Неумоева». При проведении урока современные средства обучения. Для актуализации получения нового материала было использовано просмотр видио-ролика по теме ветер и прослушивание стихотворения. Урок построен на самостоятельное получение знаний учащимися. Учащиеся работали составляли т...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Ветер

Цель урока:Познакомиться с понятием ветер, и его характеристиками.Узнать с помощью каких приборов можно узнать направление ветра,научиться строить розу ветров.

Задачи урока:

- сформировать понятие «ветер», раскрыть причины его образования, показать значение ветра в природе, научить приему построения особого типа графика - розы ветров.

- продолжить формировать умения выделять главное в тексте, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

- уважать мнение товарищей при участии в дискуссии, уметь отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: ТСО, приложение №1,2,3. раздаточный материал, дополнительная литература, видиоролик.

Ход урока.

Организационный момент.

Просмотр видиоролика.

Актуализация знаний.

Повторение изученного материала.

Чем характеризуется погода:

  • Температура;

  • Сила ветра;

  • Осадки;

  • Влажность.

Давайте сейчас поговорим про температуру. Перед вами график изменения погоды. Посмотрите на него внимательно и ответьте на мои вопросы: (СЛАЙД №1)

  1. Назовите наименьшую температуру за неделю (-27);

  2. Назовите наибольшую температуру (-16);

  3. Назовите дни с одинаковой температурой воздуха (четверг-пятница, среда-воскресенье);

  4. В какой день был самый большой перепад температуры (со среды на четверг), на сколько градусов (на 10 -26 и -16);

  5. В какие дни температура повышается (со вторника на четверг, со среды на четверг);

  6. В какие дни температура понижается (с понедельника на вторник, с пятницы на субботу, и с субботы на воскресенье);

  7. В чем причина изменения температуры (изменилось атмосферное давление);

  8. Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы).

  9. Как найти среднюю температуру за неделю.

  10. Где используется прием нахождения средней арефметической.

Хотя люди так и не научились контролировать погоду, они все таки-могут ее предсказывать. Ученых, которые этим занимаются, называют метеорологами. Перед вами прогноз погоды на второе февраля, посмотрите внимательно, и скажите,какие характеристики погоды указаны в прогнозе (температура, атмосферное давление, влажность воздуха, комфортность, ветер).

  • А что значит влажность воздуха? (Влажность воздуха - это содержание воды в воздухе).

  • Сравните по прогнозу погоды температуру и комфортность ночью и днем.

Температура

Комфортность

Ночью

-22

-26

Днем

-16

-17

При присутствии ветра комфортность понижается ночью на 3 градуса, днем на 1 градус. Также на комфортность влияет и ветер.

А сейчас посмотрите на доску, и отгадай те тему урока которую мы будем с вами изучать. (СЛАЙД-2)

Поэтому тема, нашего сегодняшнего урока как вы думаете какая - ВЕТЕР.

Изучение нового материала.

Что мы с вами должны узнать сегодня на уроке:

  1. Познакомиться с понятием ветер, и его характеристиками.

  2. Узнать с помощью каких приборов можно узнать направление ветра, где используется ветер.

Перед вами на столах лежат источники информации:

- учебник (География 6 класса, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова);

- учебник (География 6 класса, Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский);

- советский энциклопедический словарь.

Давайте найдем определение что такое ветер?

(Ветер - это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением).

Как вы думаете, каковы причины возникновения ветра?

(Значит, чтобы существовал ветер, должны быть области с высоким давлением и низким давлением. Чем больше разница между высоким и низким давлением, тем сильнее ветер. Также причиной ветра может служить температура). СЛАИД№3

Давайте сядем удобно и расслабимся, вспомним лето, мы лежим на берегу моря или реки на горячем песочке. Светит яркое солнце, слепит вам глаза, вам жарко. Вы решили окунуться в воде, но вода, в которой вы только что купались, кажется вам очень холодной. Почему же так?

На самом деле она вовсе не прохладная. Просто песок, на котором мы стояли, перед тем как зайти в воду, нагрет гораздо сильнее. А вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Значит, днем суша нагрета сильнее, чем водоем. Если над водой воздух более холодный, значит, здесь будет формироваться более высокое давление, что является причиной возникновения ветра. (СЛАИД №4)

Ветер, дующий от водоема на сушу называется - дневной бриз.

Ночью же все происходит наоборот, суша остывает быстрее, поэтому высокое давление образуется в области суши и ветер дует на водоем. (СЛАИД №5)

Ветер, дующий с суши на водоем называется - ночной бриз.

Давайте повторим: бриз - это ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной - с суши на водоем.

На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют свое направление дважды в год. Такие ветра называются муссонами. Муссоны охватывают нижнюю часть тропосферы. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым атмосферное давление выше, поступает на сушу. Дует летний муссон. Зимой океан еще сохраняет тепло, следовательно, атмосферное давление над ним ниже, чем над сушей. Зимой муссон дует с материка на океан. (Слайд №6)

Давайте повторим: Муссон - это ветер, который два раза в год меняет направление на противоположное. Летний муссон - ветер, дующий с океана на сушу. Зимний муссов - ветер, дующий с суши на океан.



ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА:

Давайте вспомним стороны горизонта.

Когда я буду назвать основные стороны горизонта вы будите потягиваться, промежуточные приседать, а если я назову не существующие вы потопаете.

Основные:

Север;

Восток;

Юг;

Запад.

Промежуточные:

Северо-восток;

Юго-восток;

Юго-запад;

Северо-запад.

Несуществующие:

Северо-юг

Западо-восток

Востоко-юг.

Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта откуда он дует например с юга - он называется южным, с юго-востока - он называется юго-восточным. Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее называют флюгером. Флюгеры бываю разными (презентация Тани), общим в их устройстве является свободно вращающиеся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра. Кстати указатель флюгера называется - флюгаркой. Слово не слишком красивое конечно. Но зато прибор очень простой и надежный. Также есть еще один современный прибор он называется АНЕМОРУМБОМЕТ (СЛАЙД 7).

График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называют розой ветров.

Давайте рассмотрим розу ветров. Основой для построения розы ветров служат линии, обозначающие направление ветра. Как видно из рисунка таких линий восемь. Каждая линия направления поделена на равные отрезки; один отрезок соответствует одномудню. Посмотрим на таблицу северный ветер дул пять дней значит на линий направления от центра графика отложим пять отрезков, северо-восточный четыре дня значит отсчитываем четыре отрезка, восточный два дня, юго-восточный три дня, южный - четыре дня, юго-западный - два дня, западный - три дня, северо-западный - семь дней. Все отрезки на соответствующих линиях направлений соединены между собой. На кружочке в центре розы ветров написано число дней без ветра.

А теперь давайте самостоятельно попробует построить розу ветров.

Направление ветра

с

св

в

юв

ю

юз

з

сз

ш

Кол-во дней

1

0

2

3

11

3

1

3

4

Алгоритм работы:

  1. Вычертите основу из 8 линий с одной точкой пересечения.

  2. Подпишите линии в соответствии со сторонами горизонта.

  3. Выберите масштаб - 1 отрезок 1 день.

  4. Рассмотрите таблицу.

  5. Найдите колонку, указывающую направление ветра

  6. Сосчитайте, сколько раз в месяц ветер дул с севера.

  7. Отметьте это число на линии, соответствующей северному направлению.

  8. Повторите пункты 6 и 7 для всех остальных направлений.

  9. При отсутствии ветра с определенным направление точка не ставится и график прерывается.

  10. Соедините точки, начиная от севера.

  11. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.

Вопросы по розе ветров: (СЛАИД 8).

  • Какой ветер преобладал в течение месяца? (Южный)

  • Сколько дней было без ветра? (4 дня)

  • В каком направлений не было ветра? (Северо-восточное)

  • В каком направлений ветер дул три дня? (Юго-восточном, Юго- западном, Северо-западном).

Важной характеристикой ветра является сила. Сила ветра зависит от его скорости. Измеряют скорость ветра в баллах или в метрах в секунду. Эти две единицы измерения связаны между собой простой зависимостью: 1 балл равен 2 м/с. (СЛАИД 10)

Сила ветра измеряется по 12-бальной шкале. Она называется школа Бофорта. Из этой шкалы можно извлечь много информации. Задайте друг другу по два вопроса по этой таблице и ответьте на них.

Давайте подумаем, какие нужно предпринять меры предосторожности при сильном ветре?

Если вы дома:

- закрыть окна и двери;

- сообщить взрослым, что вы один дома;

- выключить все электрические приборы;

- не выходить на улицу;

Если вы на улице:

- не стоит прятаться от сильного ветра около стен домов, так как с крыш возможно падение шифера и других кровельных материалов.

- смертельно опасно при сильном ветре стоять под линией электропередач и подходить к оборвавшимся электропроводам.

- если Вы выехали за пределы населенного пункта, то целесообразно выйти из автомобиля и укрыться в дорожном кювете.

- в городе необходимо немедленно покинуть автомобиль, автобус, трамвай и спрятаться в ближайшем убежище, подземном переходе или подвале.

- при нахождении в дороге, на открытой местности, лучше всего скрыться в яме, овраге и плотно прижаться к земле.

Ветер оказывает не только разрушительное действие, но и используется на благо людей.

- Если бы не было ветра, то над сушей не выпадало бы ни капли дождя, так как именно ветер переносит влажный воздух с океана на материк.

- Ветер уносит грязный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышать.

Человек давно заставил ветер служить себе.

- Географические открытия были совершены мореплавателями, которые отправлялись в путь на парусных кораблях, подгоняемых ветром.

- С помощью движения ветра работают ветровые электростанций.

- Так же работают мельницы.

- Сейчас строят ветряные двигатели, которые превращают силу ветра в электричество.

Давайте подумаем:

Может ли ветер способствовать распространению инфекции? (Может. Возбудители ряда болезней распространяются не только по средствам диффузии, но и с помощью ветра. Например ящура).

Выберите лишнее:

  1. Дождь, град, бриз, иней, снег.

  2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр.

  3. Бриз, дождь, муссон, ветер.

  4. Роса, иней, дождь, туман.

  5. Роса, дождь, снег, ливень.

Составьте правильную пару:

1

Термометр

А

Количество осадков

2

Барометр

Б

Температура воздуха

3

Гигрометр

В

Направление и сила ветра

4

Осадкомер

Г

Атмосферное давление

5

Флюгер

Д

Влажность воздуха

Домашнее задание: П-39 читать, в Р.Т. страница 33 задание №2. (построить розу ветров)











Число

День

Температура

Давление

Облачность

Явления

Ветер

1

-9

765

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 3м/с

2

-8

766

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

3

-11

764

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
В 2м/с

4

-18

759

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
В 2м/с

5

-21

760

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

6

-10

762

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 3м/с

7

-5

767

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

8

-3

766

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 3м/с

9

-6

770

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
З 3м/с

10

-14

769

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

11

-14

766

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 1м/с

12

-16

760

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 3м/с

13

-17

760

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 1м/с

14

-13

763

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 1м/с

15

-19

768

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
С 1м/с

16

-25

776

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

17

-28

783

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 1м/с

18

-22

781

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

19

-17

779

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 1м/с

20

-19

780

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 3м/с

21

-19

781

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

22

-17

777

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

23

-15

776

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
СЗ 1м/с

24

-18

779

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

25

-20

780

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

26

-19

781

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

27

-19

778

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
СЗ 1м/с

28

-14

778

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
СЗ 1м/с





Дневник погоды в Увате за Декабрь 2011 г.

Число

День

Температура

Давление

Облачность

Явления

Ветер

1

-11

761

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 1м/с

2

-10

759

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 2м/с

3

-10

758

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 1м/с

4

-11

757

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
З 3м/с

5

-11

760

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 3м/с

6

0

760

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 4м/с

7

-2

766

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 3м/с

8

-6

770

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 4м/с

9

-12

774

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

10

-13

772

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 1м/с

11

-14

772

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
В 1м/с

12

-16

771

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 2м/с

13

-20

771

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 2м/с

14

-24

772

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

15

-25

774

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

16

-22

777

Разработка урока по теме «Ветер»


Ш

17

-24

778

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 1м/с

18

-15

777

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 3м/с

19

-9

776

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 2м/с

20

-7

773

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 3м/с

21

-12

773

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

22

-3

767

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 5м/с

23

-8

763

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
СЗ 2м/с

24

-10

760

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

25

-12

758

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 1м/с

26

-16

755

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 1м/с

27

-15

750

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 3м/с

28

-8

742

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 5м/с

29

-2

734

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»

Разработка урока по теме «Ветер»
ЮВ 3м/с

30

-12

752

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
Ю 2м/с

31

-6

765

Разработка урока по теме «Ветер»


Разработка урока по теме «Ветер»
ЮЗ 2м/с



Разработка урока по теме «Ветер»Ясно

Разработка урока по теме «Ветер»Малооблачно

Разработка урока по теме «Ветер»Облачно

Разработка урока по теме «Ветер»Пасмурно

Разработка урока по теме «Ветер»Дождь

Разработка урока по теме «Ветер»Снег

Разработка урока по теме «Ветер»гроза

Разработка урока по теме «Ветер»Температура

Разработка урока по теме «Ветер»Направление и
скорость ветра





































Приложение №1

Разработка урока по теме «Ветер»























Приложение №3

Алгоритм построения розы ветров:

  1. Вычертите основу из 8 линий с одной точкой пересечения.

  2. Подпишите линии в соответствии со сторонами горизонта.

  3. Выберите масштаб - 1 отрезок 1 день.

  4. Рассмотрите таблицу.

  5. Найдите колонку, указывающую направление ветра

  6. Сосчитайте, сколько раз в месяц ветер дул с севера.

  7. Отметьте это число на линии, соответствующей северному направлению.

  8. Повторите пункты 6 и 7 для всех остальных направлений.

  9. При отсутствии ветра с определенным направление точка не ставится и график прерывается.

  10. Соедините точки, начиная от севера.

  11. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.



© 2010-2022