Природные зоны Южной Америки

Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире                        Южной Америки Задачи урока: 1) образовательные – познакомить с характерными для  материка природными зонами, выявить причины изменения природы в горах, выяснить,  как человек изменяет природу Южной Америки; 2) развивающие - развить способность применять выработанные умения,    полученные знания в поисках решений учебных ситуаций; 3) воспитательные - повысить интерес к изучению предмета географии, привить любовь к природе, бережное к ней отношение, показать необходимость охраны природы.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Природные зоны Южной Америки.

Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире

Южной Америки

Задачи урока:

1) образовательные - познакомить с характерными для материка природными зонами, выявить причины изменения природы в горах, выяснить, как человек изменяет природу Южной Америки;

2) развивающие - развить способность применять выработанные умения, полученные знания в поисках решений учебных ситуаций;

3) воспитательные - повысить интерес к изучению предмета географии, привить любовь к природе, бережное к ней отношение, показать необходимость охраны природы.

Оборудование:

1.карта «Природные зоны Южной Америки», 2. географические атласы, 3.картинки с изображением растений, 4. СD- диск с представителями растительного и животного мира, 5. иллюстрации «Их родина Южная Америка».

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания (тестирование по пройденному материалу)

Дома вы повторяли материал, связанный с материком Южная Америка. Сейчас мы с вами проведем небольшую проверочную работу. У вас на столах даны тесты. Их 2 варианта. Каждый из вас выполняет тот вариант, который ему достался. Время выполнения работы 5 минут. Приступили к работе.

Время ваше истекло. А сейчас проведем контрольную проверку. Я вам называю правильные ответы, а вы, честно сверяете их с вашими ответами и фиксируете ошибки. Работаем на взаимном доверии. (Читаю верные ответы, написанные на доске

1 вариант 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а

2 вариант 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-в).

А теперь оцените себя сами. Кто допустил 1 ошибку, или 0, нет ошибок, ставит «5». Кто допустил 2,3 ошибки, ставит «4». Кто допустил 4, 5 ошибок, ставит «3», остальные «2». Поднимите руки те, кто поставил себе «5». Молодцы.

Отложите тесты, в конце урока вы мне их сдадите.

2. Изучение нового материала.

1). Сообщение темы, цели урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать Южную Америку, познакомимся с основными природными зонами Южной Америки, ее растительном и животным миром. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Природные зоны Южной Америки».

2) Фронтальная беседа с учащимися.

Скажите мне какой климат сухой или влажный преобладает в Южной Америке? (влажный). Верно. В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустынь и полупустынь.

Южная Америка, как и Австралия, выделяется среди материков своеобразием органического мира. Как вы ребята думаете, почему? Верно.

После разделения Гондваны на отдельные материки Южная Америка была изолирована от других континентов. Поэтому здесь возникли виды растений и животных, свойственные только Южной Америке. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного дерева, виктории- регии, а также многих культурных растений. Давайте послушаем заранее подготовленное сообщение об этих растениях. (сообщение и прикрепление рисунков на стенд «Их родина Южная Америка» по мере рассказа).

3).Сообщение учащихся.

Влажные экваториальные леса, раскинувшиеся по берегам Амазонки и Ориноко, - родина многих растений. Одно из них - дерево гевея, из сока которой получают каучук, т.е натуральную резину. Индейцы бассейна реки Амазонки стали носить резиновую обувь раньше европейцев. Изготовляли они ее очень просто - подставляя ногу под льющийся по коре сок гевеи. Застывший каучук принимал форму ступни. Европейцы вместо ног использовали деревянные колодки.

Интересно и шоколадное дерево. Из его плодов индейцы готовили напиток, который называли «тео брома», т.е. напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство - какао. Семена содержат до 50% жиров. Масло какао применяют в кондитерской промышленности и для приготовления лечебных мазей, губной помады, шоколада и какао порошка.

Влажные леса Амазонии можно назвать «фабрикой гигантизма». Листья гигантской лилии Виктории-регии могут выдержать на плаву ребенка. Они круглые, плавающие, с загнутыми краями, диаметром до 2 метров, выдерживают груз до 50 кг, а цветки диаметром 25-35 см.

Одной из самых распространенных болезней людей до недавнего времени была малярия. Болели малярией и в Америке. Но южноамериканские туземцы умели лечить это заболевание. Лекарство они делали из коры местного тропического дерева. Ценили эту кору очень высоко, о чем можно судить по тому, что называли ее «кина-кина» - это обозначает «главнейшая кора». Кору растирали в порошок и заливали вином. Получалась горькая настойка. Ее стали именовать «хина», а дерево, с которого снимали кору, - хинным деревом.

4) Загадки учителя

Южная Америка является родиной многих культурных растений. Чтобы узнать о некоторых из них, отгадайте мои загадки (отгадывают загадки, прикрепляю на стенд рисунки растений).

Ягода красна, В огороде вырастаю,

Ягода вкусна, А когда я созреваю,

Режь за соли, Варят из меня томат,

Ешь да хвали! В щи кладут и так едят (томат)

(томат)

(вешаем на стенд картинку)

Сколько одежек, В этих желтых

А зерна внутри, пирамидках

Почистил ее Сотни зерен аппетитных.

И с солью свари.

(кукуруза)

(вешаем картинку на стенд)

Следующая загадка:

Меня, единственную в мире,

Не просто варят, а в мундире,

Честь мундира берегу-

Служу людям как могу.

(картофель)

(вешаем картинку на стенд)

А сейчас послушаем небольшое сообщение об этих растениях.

5). Сообщение учащихся.

У этого растения два имени. В научных книгах дается его индейское название. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и мелкие, как райские яблоки, из которых варили варенье. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: «Помо доро!» Золотое яблоко! Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы, итальянцы. Растение переселилось из клумбы в огород.

Древние жители выращивали кукурузу более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению. Индейцы знали несколько сортов кукурузы: «кукуруза-старушка», созревавшая полгода, «кукуруза-девочка», поспевавшая вдвое быстрее, и сорт под названием «песнь петуха», который давал плоды всего через два месяца после прорастания семян.

Более 3 тыс. лет назад индейцы начали возделывать картофель. Его клубни стали чуть ли не основной пищей. Хранили клубни весьма необычным способом: рассыпали их под открытым небом. Они мокли под дождем, сохли на солнце, сморщивались и размягчались. Тогда женщины и дети толкли их босыми ногами, освобождая от кожуры. Полученный продукт называли «чуньо». Вскоре после открытия Америки картофель доставили в Европу. За сходство его клубней с подземным грибом трюфелем итальянцы называли растение «тартуффоли» Отсюда и слово «картофель». Есть и другая версия происхождения названия: от немецкого «крафт тойфель» - «дьявольская сила».

6). Рассказ учителя. Работа с картой.

Вы сейчас ребята узнали о разнообразии растительного мира в Южной Америке.

Своеобразен на материке и животный мир.

Определите по карте природных зон: какие природные зоны есть на материке? (На материке Южная Америка расположены природные зоны: влажных экваториальных лесов, переменно-влажных лесов, саванн и редколесий, жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, полупустынь и пустынь, степей, смешанных лесов, области высотной поясности.)

Какие из них занимают наибольшую площадь? (влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны и редколесья). Верно, ребята. Это наиболее зеленый континент, около половины его площади занимают леса.

А сейчас в тетради изобразите таблицу «Природные зоны Южной Америки». Мы будем ее заполнять по ходу урока.

Природная зона

Климатический пояс

Представители растений

Представители животных

Экваториальные леса - сельва

экваториальный

сейба, пальма, какао, гевея, орхидея

ленивец, обезьяны, змеи, ягуар, бабочки, жуки

Саванны - льянос

субэкваториальный, тропический

низкорослые деревья и кустарники

Свиньи-пекари, страус нанду, броненосец, муравьед, пума

Степи - пампа

субтропический

травы: ковыль, дикое просо

лама, пампасский олень, пампасская кошка

Полупустынь -Патагония

субтропический, умеренный

колючие вечнозеленые кустарники, кактусы

грызуны, нутрия, вискаша, броненосцы

Одна из природных зон - экваториальные леса. Давайте покажем их на карте. Запишите название этой природной зоны в первую колонку таблицы. В каком климатическом поясе находится эта зона? (экваториальном). Запишите во вторую колонку. (делаю запись на доске).

Зона экваториальных лесов Южной Америки называется «сельва». Это слово португальское, в переводе обозначает лес. (пишу на доске сельва). Почвы под пологом леса красно-желтые ферраллитные. Сельва влажнее, чем африканские леса, богаче видами растений и животных. Посмотрите особенности этой природной зоны. Смотрите и слушайте внимательно.

7).Просмотр диска на компьютере, заполнение таблицы.

(показ на компьютере и объяснение)

Обычно в экваториальных лесах гигантские стволы с огромными кронами подавляют все остальные растения, лишают их солнца. Поэтому здесь много вьющихся растений, хрупких, нежных, достигающих вершин деревьев. Огромные стволы и ветви густо переплетены лианами. Неудивительно, что даже в полдень в таком лесу царит мягкий полумрак, и сквозь густое переплетение ветвей не видно голубого неба. Здесь растут такие деревья, как пальмы, какао, гевея. А это ленивец. Когти у него как крюки. Висеть на них можно отлично. Большую часть жизни он проводит вверх ногами, цепляясь за ветки деревьев. Ни ходить, ни ползать с такими когтями практически невозможно. Из хищников ягуар. Он бегает, лазает и плавает отлично. Самый крупный грызун на земле - водосвинка капибара, весом до 50 кг. Птицы колибри - превосходные летуны: полет очень быстрый, крыльями машут часто 20-30 взмахов в секунду. Масса их всего 2-3 г. Колибри принадлежит к числу самых ненасытных птиц, т.к. тратят много энергии при полете. Масса поглощаемой ими пищи - нектара и насекомых - в 2,5 раза превосходит массу их тела. Обезьяны. В лесу много красивых цветов орхидей, а это дерево сейба, достигающая высоты 80 метров. Из птиц - туканы, с огромным ярко окрашенным клювом, много змей, в том числе самая большая на Земле змея анаконда, много насекомых, красивые бабочки.

А сейчас, скажите мне что мы запишем в таблицу? Какие растения встречаются в данной природной зоне? Какие животные здесь распространены? (заполнение таблицы). В качестве примера напишем несколько видов.

Посмотрите в карту природных зон и ответьте на вопрос: в каких климатических поясах находится зона саванн? (в субэкваториальном и частично в тропическом климатических поясах, показываю по карте, записываем в таблицу). Давайте покажем эту зону на карте.

Зона саванн - льянос, покажем ее на карте (показ по карте, запись в таблице). Она аналогична африканской саванне, но животный мир беднее. Почвы красно-бурые. Слово льянос испанского происхождения. В переводе обозначает - «ровный». Посмотрите на экран. (показ на компьютере и объяснение).

Очень хорошо описал льянос Александр Гумбольт «Когда отвесные лучи солнца сожгут траву и превратят ее в пыль, отвердевшая почва растрескивается такими щелями, как будто ее поколебало могучее землетрясение… Наконец, после продолжительной засухи наступает время благодатных дождей. Едва только верхний слой земли успевает наполниться влагой…травы пробуждаются, распускаются цветы водных растений». Здесь обитают свиньи-пекари, страусы нанду, самцы нанду насиживают яйца и заботятся о птенцах. Когда птенцам угрожает опасность, самец выбегает из гнезда и притворяется раненым, чтобы отвлечь внимание непрошенного гостя. Броненосцы имеют панцирь из роговых щитков, в длину животное достигает 1метра, муравьеды - язык у них длинный и тонкий, как шнур, работает с поразительной быстротой, вытаскивая насекомых из пней и муравейников, а также пумы.

Что мы запишем в таблицу? (заполнение таблицы). Запишите несколько видов в качестве примера.

Найдите на карте в атласе зону степей. В каком климатическом поясе она расположена? Верно в субтропическом климатическом поясе. Степи в Южной Америке называются пампой (пишу на доске пампа). В переводе с языка индейцев «пространство, лишенное древесной растительности». В условиях влажного субтропического климата в степях образовались плодородные красновато- черные почвы. Покажите эту зону на карте. (показ зоны на карте).

(показ на компьютере и объяснение)

Пампа-это волнующее море трав, где порой на далеком расстоянии не встречается ни одного деревца, ни одного кустика. Весной вся степь раскрашена цветами, над которыми кружатся насекомые. Среди растений преобладают ковыли. На открытых пространствах встречаются ламы, пампасский олень, пампасская кошка.

Ребята, что мы запишем в таблицу?

В Южной Америке в отличие от Африки нет материковых тропических пустынь. Небольшие территории, занятые полупустынями. Назовите климатические пояса данной природной зоны. Верно это субтропический и умеренный климатические пояса. Покажите ее на карте. (показ по карте). Этот суровый край называют Патагонией.(пишу на доске патагония).

Обратите ваше внимание на экран.

Здесь обитают много грызунов. Среди них - вискаша. Длина его тела 60-70 см. Есть броненосцы. Из растений кактусы, заросли колючих кустарников. По берегам водоемов обитает нутрия (болотный бобр).

Продолжаем заполнять таблицу. Какие виды животных и растений напишем? (ответы детей).

Вывод: таким образом, вы видите, что эти природные зоны Южной Америки имеют свое название, преобладают теплые климатические пояса, разнообразен растительный и животный мир. Давайте посмотрим как природные зоны расположены в горах.

8). Работа со схемой учебника.

Откройте учебник на 177 странице. Здесь схематично изображена высокая гора. А мы стоим у подножья на широте экватора. Давайте поднимемся на вершину горы и понаблюдаем, как меняется растительный и животный мир в зависимости от того, как мы поднимаемся в гору.

Вывод: т.о мы пришли к выводу, что растительный и животный мир в горах зависит от высоты, с высотой изменяется количество осадков, температура. Чем выше хребты Анд, и чем ближе они расположены к экватору, тем больше природных поясов наблюдается от подножия к вершинам. Подножия Анд близ экватора одеты густым покровом экваториальных лесов. По мере подъема число видов растений уменьшается, они становятся ниже. Экваториальные леса сменяет пояс горных, еще выше высокогорных лесов. Затем леса уступают место горным лугам. В верхнем поясе гор лежат снега и ледники.

9). Объяснение учителя.

Другая смена поясов в Андах на широте южного тропика. Здесь в условиях субтропического климата у подножия гор лежат пустыни, переходящие при подъеме в жестколистные вечнозеленые леса и кустарники. Еще выше растут листопадные леса из южных буков, а еще выше появляются альпийские луга. На плоскогорьях Анд, изолированных горными хребтами от влияния океанов, расположены сухие горные степи и полупустыни.

Среди животных обитающих в Андах есть очень древние виды: очковый медведь, из грызунов шиншилла, замечательна своим мехом, дикие ламы. На уступах гор гнездятся самые крупные на нашей планете кондоры, размах их крыльев до 3 метров. (Показываю картинки животных). Человек влияет на природу Южной Америки. К сожалению не всегда с хорошей стороны. Попробуем определить его влияние.

10). Работа с заданием на доске.

(на одной части доски написана деятельность человека, другая часть доски пока закрыта) Посмотрите на перечисленные виды деятельности человека. Выберите тот, который способствует сохранению природы материка. А какие последствия вызывают оставшиеся виды деятельности? (ответы учащихся). (открываю другую часть доски, делаю вывод о последствиях влияния деятельности человека).

На доске: Влияние человека на природу

Деятельность человека

Последствия

- перевоз на материк «грязных производств»;

- уничтожение животных и растений;

- завоз растений с других материков;

- вырубка леса;

- создание заповедников, национальных парков

- меняется сельва;

- охрана природы материка;

- изменение природы материка;

- появление промышленных отходов;

- появление редких и исчезающих видов

3. Закрепление изученного материала.

А теперь подведем итог нашего урока.

Перед вами закрытая картинка с изображением одного из обитателей Южной Америки, о котором мы сегодня на уроке не говорили. Чтобы открыть картинку надо ответить на вопросы, которые рассматривались на уроке. (Картинка закрыта, по мере ответов постепенно ее открываем).

1). Назовите виды растений, родина которых Южная Америка? (гевея, какао, томат, кукуруза, картофель..)

2). Что в переводе с португальского обозначает слово «сельва»? (лес)

3). Назовите одного из представителей животного мира саванн и редколесий? (пекари, броненосец…)

4). Определите растение Южной Америки по его описанию: …на воде лежат крупные листья, диаметром 2 метра, края листьев приподняты. Цветет растение крупными белыми цветками. Лист может выдержать вес в 50 килограммов. (виктория-регия).

Ответьте на вопрос? Кто изображен на картинке, которую мы открыли? (пиранья). Что вы о ней знаете? (обитает в реке Амазонка, хищная рыба, охотится за всем, что движется в воде, агрессивна, нападает стаей). Молодцы.

Оценки за урок получают все, кто делал сообщение получают «5»,

за активную работу на уроке…,

за выполнение тестового задания получают все те, кто получил

. положительные оценки.

4. Задание на дом: изучить п. 44, ответить на вопросы после п.





© 2010-2022