Рабочая программа по географии по учебнику изд. Полярная звезда География 5-6

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»


Рассмотрено на заседании кафедры _____________________образования

Протокол № _______от « » . 20 г.

Руководитель кафедры / /

Согласовано

Заместитель директора / /

« » .20 г.

Рабочая программа по географии

для параллели 5-х классов


Рабочая программа составлена на основе программы А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина . Программы общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2012 г.

Академический учебник География 5-6 классы, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, Просвещение. М. : Просвещение 2012.-192с


Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна

учитель географии


2015 год

Рабочая программа по географии.

1.2.Пояснительная записка.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ

  • Программа А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина Программы общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2008 г.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/20103учебный год.

  • УМК

  • 1.. Академический учебник «География.5-6 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2012.

  • 2.Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда)

  • 3. Николина В.В. География. 5-6 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)

  • 4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 5 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2011.

  • 5. Атлас по географии для 5 класса. Издательство «Картография»

1.2.2. Цели и задачи

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;

- формирование целостного географического образа пла­неты Земля на разных его уровнях (планета в целом, терри­тории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исто­рических факторов;

- познание основных природных, социально-экономичес­ких, экологических, геополитических процессов и закономер­ностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- формирование системы интеллектуальных, практичес­ких, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологи­чески целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоен­ные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, тра­диции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического простра­нства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­цию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реа­лизации познавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные програм­мы, презентации);

Общая характеристика учебного курса.


1.3.1.Роль и значимость предмета география

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. Геог­рафия - предмет, содержание которого одновременно охваты­вает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно­го и гуманитарно-общественного научного знания. Такое поло­жение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяй­ства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- предпрофильной ориентации.

1.3.2. Преемственность в обучении

В рабочей программе соблюдается преемственность с при­мерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающих. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе пред­ставляет собой базовое звено в системе непрерывного геог­рафического образования и является основой для последую­щей уровневой и профильной дифференциации.

.

1.3.3.Связи обучения географии с практикой

Курс ориентирован на усвоение учащимися: общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека; опыта человечества через освоение им научных общекультурных достижений (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), соответствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства; опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов); опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими

1.3.4. Особенности построения курса

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего. к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологи­ческого, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональ­ной и краеведческой составляющих

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающие­ся включаются в проектную и исследовательскую деятель­ность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы; ставить вопросы, классифици­ровать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную дея­тельность, где преобладают такие её виды, как умение пол­но и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точ­ку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), предс­тавлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 класс - география России.

Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на фор­мирование у обучающихся знаний о неоднородности и цело­стности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и уме­ний, позволяющих осознать, что план и карта - выдающие­ся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ори­ентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Зем­ли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

1.4. Место курса географии в базисном учебном плане.


География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неде­лю) в 7, 8 и 9 классах.

1.5. Ценностные ориентиры содержания курса географии

1.5.1. Важность учебного курса

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

1.5.3. Особенности обучающихся.

Ученики 5 классов вступают в подростковый возраст(11-12 лет)

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Поэтому учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям.

1.6.Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественно практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6)освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления.

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде;

111) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения, цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их, участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

1.6.4. Система оценки планируемых результатов

В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­тического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутст­вие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и само­стоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдени­ем необходимой последовательности. Учащиеся работают полно­стью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фик­сации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.



1.7.Содержание тем учебного курса

География Земли

Источники географической информации ( 4 часа)

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План и карта (10 часов) Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

1.Учимся с «Полярной Звездой» проектная работа(построение плана местности)

1.Практическая работа № 1 «Определение географических координат объектов».

Природа Земли и человек

Земля - планета Солнечной системы ( 3 часа).

Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Литосфера - твёрдая оболочка Земли (12 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

1.Практическая работа № 2 « Нанесение форм рельефа на контурную карту».

Население Земли.

Человек на Земле ( 3 часа)

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

1.Многообразие стран мира. Почтовые открытки- проектная работа.

1.8.Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

Проекты

1.

Развитие знаний о Земле

4

2.

Земля - планета солнечной системы

3

3.

План и карта

10

1

1

1

4.

Человек на Земле

3



1

5.

Литосфера - твёрдая оболочка Земли

12

1

1


Резерв

3


ИТОГО

35

2

2

2



1.9.Календарно - тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование курса географии в 5 классе на 2015-2016 учебный год.


№ п/п

В теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержание

Универсальные учебные действия

Результат

Дата по плану/

По факту

Д/З

Развитие знаний о Земле 4 часа

1

1

Географические методы изучения окружающей среды

Изучение нового материала и первичное закрепление

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки.

Развитие навыков создания и поддержания индивидуальной информационной среды.

Организация собственной учебной деятельности.

Умение определять значение географических знаний в современной жизни. Оценивать роль географической науки в жизни общества.

Знать предмет изучения географии. Уметь называть основные объекты природы и методы географической науки


§ 1

2

2




3

Развитие географических знаний о Земле.ч.1




Развитие географических знаний о Земле.ч.2

Изучение нового материала и первичное закрепление

Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А.Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х.Колумб, Ф.Магеллан.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях (составление таблицы)

Знать античных учёных и их представления о развитии знаний о Земле. Уметь показывать маршруты великих географических открытий


§ 2

3

Изучение нового материала и первичное закрепление

Открытие и исследование материков. А.Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев. Русские землепроходцы - исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв, Покорение Северного полюса. Р.Амундсен, Р. Пири.

Уметь показывать материки и маршруты путшествий


§ 3

4

4

Современный этап научных географических исследований.

Обобщение

Источники географической информации. ГИС. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Уметь отличать современные источники географической информации

Фронтальный опрос

§ 4

Земля - планета солнечной системы 3 часа

5

1



2

Земля-планета Солнечной системы. Ч. 1



Земля-планета Солнечной системы. Ч. 2

Изучение нового материала и первичное закрепление

Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость и объяснять следствия вращения Земли.

Знать основные характеристики Земли как планеты. Уметь показывать материки и океаны на карте мира


§ 5

6

Изучение нового материала и первичное закрепление

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор. Тропики. Полярные круги.

Знать понятия: экватор, тропики и полярный круг


§ 6

7

3

Солнечный свет на Земле

Изучение нового материала и первичное закрепление

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Уметь объяснять следствия вращения Земли

Проверка домашнего задания

§ 7

План и карта 10 часов

8

1

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности

Изучение нового материала и первичное закрепление

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Уметь находить стороны горизонта по компасу; Знать понятия: план местности, азимут


§ 8

9

2



3




4

Изображение земной поверхности на плоскости. Ч 1


Изображение земной поверхности на плоскости. Ч 2



Учимся с «Полярной Звездой»

Изучение нового материала и первичное закрепление

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

Определять изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности.


Уметь ориентироваться по плану и определять расстояния по плану местности. Уметь читать план местности. Уметь переводить масштаб. Знать понятия: масштаб, условные знаки.

Фронтальный письменный опрос по домашнему заданию

§ 9

10



Изучение нового материала и первичное закрепление

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.

Знать понятия: Относительная высота, абсолютная высота


§ 10

Изучение нового материала и первичное закрепление

Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности.


11

Уметь строить план местности.

Проектная работа

§11

12

5

Географическая карта.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Глобус - объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана местности. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты по охвату территории, масштабу, содержанию.

Уметь отличать план от карты. Знать виды карт по масштабу, охвату территории и содержанию


§ 12

13

6

Градусная сетка.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте.

Выявлять на глобусе и географической карте элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

Знать понятия: параллели, меридианы. Определять направления и измерять расстояния по карте


§ 13

14


7



8

Географические координаты.Географическая широта.


Географическая долгота.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов.

Определять географические координаты.

Умение определять географическую широту


§ 14

15

Изучение нового материала и первичное закрепление

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

Умение определять географическую долготу


§ 15

16

9

Практическая работа № 1 «Определение географических координат объектов»

Комплексное применение знаний, умений и навыков

Чтение карты. Определение направлений, расстояний местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам.

Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Уметь определять расстояние на местности, географические координаты и составлять маршрут по карте

Практическая работа

§ 16

17

10

Контрольная работа № 1

Закрепление

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

Контрольная работа

Человек на Земле 3 часа

18

1

Заселение человеком Земли

Изучение нового материала и первичное закрепление

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества.

Определять по картам гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к различным условиям жизни.

Уметь показывать на карте пути расселения человека


§17

19

2

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Расы и народы мира. Их отличительные способности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической крупнейших государств мира. Их столиц.

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле.

Уметь различать людей различных рас. Уметь показывать на карте крупные по площади государства Земли


§ 18

20

3

Многообразие стран мира. Почтовые открытки.

Закрепление

Сравнение стран мира по политической карте.

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию.

Уметь находить на карте страны мира. Уметь сравнивать страны по различным признакам

Проектная работа

§19

Литосфера - твёрдая оболочка Земли 12 часов

21

1

Земная кора и литосфера

Изучение нового материала и первичное закрепление

Внешние и внутренние силы Земли. Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Знать типы земной коры


§20

22

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы из школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Знать понятия: горные породы. Знать классификацию горных пород по происхождению (магматические, метаморфические и осадочные)


§ 21

23

3



4

Движения земной коры.Вертикальные и горизонтальные.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Движения земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.

Уметь различать виды движений земной коры; Уметь показывать на карте сейсмические районы Земли


§22

24

Сейсмические пояса Земли.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Знать строение вулканы; уметь показывать на карте действующие и потухшие вулканы


§ 23

25

26

5-6

Рельеф Земли. Равнины.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Равнины и горы, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

Уметь различать равнины по высоте и по характеру поверхности; уметь описывать равнины по карте


§ 24

27

28

7-8

Рельеф Земли. Горы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор по времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

Уметь различать горы по высоте и возрасту; уметь описывать горы по карте


§ 25

29

9

Практическая работа № 2 « Нанесение форм рельефа на контурную карту»

Закрепление

Разработка проектного задания.

Правила работы с контурными картами.

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Знать правила работы с контурной картой

Практическая работа

§ 26

30

10

Человек и литосфера.

Обобщение

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Знать как человек изменяет литосферу


§ 27

31

11

Контрольная работа № 2

Закрепление

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

Контрольная работа

32

12

Анализ контрольной работы.

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои достижения, цели.


33

34

35

1-3

Повторение.

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои достижения, цели.


1.10Учебно-методическое обеспечение.


УМК линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:

А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы (учебник)

В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы (рабочая тетрадь)

В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)

Электронное приложение под. ред. А.И. Алексеева;

Долгорукова С.В. ,Елисеева Л.И. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 класс. М.: Глобус 2008-244с.

Зубанова С.Г, Щербакова Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. М.: Глобус 2007-173с.

Касаткина Н.А. География . Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. М.: Дрофа 2007-127с.

Климанов В.В, Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 класс. Справочное пособие. М.: Дрофа 199-160с.

Морозова Л.Г. Занимательные материалы по географии 6 класс. Волгоград: НТД Корифей 205-128с.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. М.: ВАКО 2008.

Новоженин И.В. География. Тесты. 6 класс. М.: ВЛАДОС 2001-144с.

Пятунин В.Б Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2000-192с.

Стадник А.Г. География 6-10 класс. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград: Учитель 2010-280с.

Чичерина. О.В. Тематический контроль по географии 6 класс. М.: Интеллект-Центр 2007-120с.

Чичерина. О.В. Тесты по географии к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. М.: Экзамен 2007-94

Щигель Д.С. Естествознание. Я познаю мир. Дет. энцикл. // М., Астерль, 2002.

Яковлева. Н.В., Моргунова А.Б. География 6-11 класс. Уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель 209-150с.

География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с.

Атлас. География начальный курс 6класс. Издательство «Дрофа», М., 2006г

.Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6класс.

Интернет-ресурсы

yamal.org/ook

uchportal.ru›Методические разработки interneturok.ru›video/geografiya/6_klass


© 2010-2022