Рабочая программа по географии в 10 классе

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии в 10 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Старосуркинская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района






«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________ /Абдрахимова М.М./

Протокол №____

от «___» ______________ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /Алендукова Э.М./

«___» ____________ 2015 г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Старосуркинская СОШ»

__________ /Васильева И.В./

Приказ № ____

от «___» ____________ 2015 г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии в 10 классе

учителя I квалификационной категории

Ухандеевой Алевтины Михайловны






Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы.

Протокол № ____ от _______2015 г.




2015- 2016 учебный год



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по географии, годового учебного графика, расписания уроков, учебного плана школы на 2015-2016 учебный год, Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Старосуркинская СОШ» и федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение географии в 10 классе отводится

35 учебных часов, из расчета 1 учебный час в неделю, но так как в первой учебной неделе понедельник попадает на 31 августа, количество часов сокращается до 34. Учебный план выполняется за счёт объединения 8 и 9 уроков.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Цели и задачи курса формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности выполнение программных практических работ

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЯ МИРА

Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Население мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

География мирового хозяйства (16 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Россия в современном мире (1 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.



Сводная таблица по видам контроля


Виды контроля

1 ПОЛУГОДИЕ

2 ПОЛУГОДИЕ

Год


итого

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Количество плановых контрольных работ

-

1

-

2

3

3

практических работ

-

2

1

2

5

5

Других видов работ

-

-

-

-

-

-

Экскурсий

-

-

-

-

-

-

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические (темы)

Контрольные работы (темы)

Экскурсии

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

4

-

-

-

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

6

  1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира

-

-

НАСЕЛЕНИЕ МИРА

6

  1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов различных стран мира

1. Население мира.

-

ГЕОРГАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

16


НТР и мировое хозяйство.

5

-

-

-

Отраслей мирового хозяйства

11

  1. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности.

  2. Составление картосхемы производственных связей различных стран

  3. Составление картосхемы производственных связей различных стран

2. Отрасли мирового хозяйства

-

Обобщение

1

-

3. Итоговая


РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1

-

-

-


Резервное время

1

-

-

-


Итого

35

5

3

-

  1. Примерный учебно-тематический план

Название темы

№ ур.

Тема урока

Что нужно знать

Что нужно уметь

Формы контроля

Дата план.

Дата факт




Источники географии-ческой информа-ции

(4 ч.)

1

Положение географии в системе наук

Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

07.09


2

Статистический метод. Виды статистических материалов.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт.

14.09


3

Другие способы и формы получения географической информации.

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

21.09


4

Геоинформационные системы

Написание эссе.

28.09











Природа и человек в современ-ном мире.

(6 ч.)

5

Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

беседа с использованием карт атласа

05.10


6

Природные ресурсы Земли, их виды.

беседа с использованием карт атласа, составление таблицы, работа на к/к (36,37) з.1, к/к (38,39) з.1

12.10


7

Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

беседа с использованием карт атласа, составление таблицы

19.10


8

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.

беседа с использованием карт атласа, составление таблицы, работа на

к/к (38,39) зад. 4

26.10


9

Основные типы природопользования. Источники загрязнения.

Учебное исследование по картам, решение географических задач.



10

Практическая работа № 1 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору)»

Учебное исследование по картам, решение геог. задач. Анализ карт, заполнение контурных карт (32,33) з.2, выполнение ПР в

Р.т. на с. (8,9) з.1-3.

09.11


Название темы

№ ур.

Тема урока

Что нужно знать

Что нужно уметь

Виды контроля

Дата план.

Дата факт









Население мира

(6 ч.)

11

Численность и воспроизводство населения

Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности естественного движения населения мира. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов. Классификация народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения. Виды миграций населения и основные районы внешних миграций. Понятие об урбанизации.

Применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран. Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста учебника. Читать и анализировать возрастно-половую пирамиду. Готовить краткое устное сообщение по изучаемой теме. Составлять таблицу по тексту и картам учебника.

Работа на контурных картах (34,35) з.1,4

16.11


12

Состав (структура) населения.

Анализ полувозростной пирамиды, работа на к/к

(34,35) з.5; Р.т. (5) з.1-4

23.11


13

Размещение и миграция населения.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

30.11


14

Практическая работа № 2 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов различных стран и регионов мира».

Анализ карт и статистических данных, выполнение практической работы (10-12) з.1-4

07.12


15

Городское и сельское население.

Фронтальная беседа , работа на к/к (34,35) з.2,3,

14.12


16

Контрольная работа

№ 1 по теме «Население мира»

Индивидуальная работа по карточкам

21.12


ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (16 ч.)







НТР и мировое хозяйство

(5 ч.)

17

Научно-техническая революция

Понятие НТР. Главные направления развития производства в эпоху НТР. Понятие о мировом хозяйстве; о международ-ном географическом разделение труда. Между-народная эк. интеграция. 3 типа отраслей структуры мирового хозяйства. Пространственные модели мирового хозяйства. Территориальная структу-ра мирового хозяйства. Региональная политика. Факторы размещения.

Давать характеристику НТР и мирового хозяй-ства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий. Приме-нять текстовые, карто-графические и графичес-кие материалы для сравнения и доказатель-ства отдельных положе-ний и обобщений. Составлять письменный конспект прочитанной книги. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.

Фронтальная беседа

11.01


18

Мировое хозяйство

Анализ карт, работа на контурных картах (50, 51) з.5, к/к (55) з.6

18.01


19

Международная специализация и кооперирование - интегра-ционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)

Анализ карт и статистических данных

25.01


20

Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Учебное исследование по картам. Беседа по результатам групповой работы.

01.02


21

Факторы размещения.

Анализ карт

08.02


Название темы

№ ур.

Тема урока

Что нужно знать

Что нужно уметь

Виды контроля

Дата план.

Дата факт


















Отрасли мирового хозяйства

(11 ч.)

22

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Состав и основные черты размещения топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира.

Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, используя типовой план. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслей международных специализаций для анализа размещения

Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению к/к (36,37) з.2,3, к/к (38,39) з.1,3

15.02


23

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии.

Понятие о «зеленой революции». Состав и основные черты размещения мирового растениеводства, животноводства и сухопутного, водного, воздушного транспорта мира. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений. Ключевые слова темы.

отраслей мирового хозяйства. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение. Составлять таблицы

различного типа на основе различных источников. Готовить краткий реферат, прочитанной книги (главы, раздела)

Индивидуальный опрос, работа с картами, работа на контурных картах (42,43) з.1-3

22.02


24

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы.

29.02


25

Практическая работа № 3 «Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности»

Составление картосхемы, индивидуальная работа по практической работе Р.т. (13-16) з.1-3

07.03


26

Сельское хозяйство и рыболовство

Анализ карт, работа на контурной карте (44,45) зад. 1-5

14.03


27

География транспорта

Анализ карт, работа на контурной карте (46,47) з.1-5

04.04


28

Практическая работа № 4 «Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору)»

Составление комплекс-ной характеристики, выполнение практической работы (с.17,18)

11.04


29

Всемирные экономические отношения

Составление таблицы

18.04


Название темы

№ ур.

Тема урока

Что нужно знать

Что нужно уметь

Виды контроля

Дата план.

Дата факт


30

Практическая работа № 5 «Составление картосхемы производственных связей различных стран»

Анализ карт, составление картосхемы, выполнение практической работы Р.т. (19-21) з.2,3

25.04


31

География мировых валютно-финансовых отношений.


02.05


32

Контрольная работа № 2 по теме «Отрасли мирового хозяйства»

Индивидуальная работа по карточкам

09.05


Обобще-ние

(1 час)


33

Итоговая контрольная работа


Индивидуальная работа по карточкам

16.05



Россия в современ-ном мире

(1 час)

34

Россия в современном мире

Знать положение России на политической карте; Современное геополитическое положение России.

Уметь характеризовать современные границы государства.

Сообщения учеников, беседа

23.05



35

Резервное время


30.05






















  1. Требования к уровню подготовки


Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период (ЗУНы соотнести со стандартом)

знать/понимать

основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион; традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др;

особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана; численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира; основные направления внешних и внутренних миграций; проблемы современной урбанизации; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности; географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса);

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными и социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;






  1. Перечень учебно-методического обеспечения

УМК учителя Сборник программы по географии, 2009 . Учебник: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс,

Поурочные разработки по географии «Экономическая и социальная география мира» «ВАКО» 2007

УМК обучающегося

учебник: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс - 2009,

атласы «География 10-11 кл» - 2015

Рабочая тетрадь с комплексом контурных карт, 2015


MULTIMEDIA - поддержка курса

  • Страны мира - энциклопедия путешественника, «ЭКС форс»

  • Экономическая и социальная география мира. «ГУ РЦ ЭМТО»

  • География 6-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий, ГУ РЦ ЭМТО»

  • Атлас мира. ООО «Сигма»

  • Подготовка к ЕГЭ по географии. Электронное учебное издание, Просвещение МЕДИА. 2005

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся



















Критерии выставления отметок.

Оценочные материалы по географии в 10 - 11 классах

Требования к работе в контурных картах:

- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критериями выставления оценок являются:

Критерии оценки устного ответа:

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


© 2010-2022