Рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основании стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) и программы И.И. Бариновой В. П. Дронова «География России» 8-9 классы.     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В программе содержаться темы контрольных и практических работ , перечень обязательной географической номенклатуры, требования к уровню подг...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназии №12

Приказ от №

Подпись руководителя Шиндер Т.С.

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ГЕОГРАФИИ

Уровень общего образования (класс)

8 КЛАСС (основное общее образование )

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 70

Учитель Зайченко Инна Николаевна

Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII-IX класс) авторской программы И. И. Бариновой, В. П. Дронова «География России» 8-9 классы , опубликованной в сборнике: География. 6-11классы сост. Е.В.Овсянникова.-М.: Дрофа, 2010г.









г. Каменск-Шахтинский

2014 - 2015 уч.г.







Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 8 класса составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)

2004 г.

  • программы И.И. Бариновой В. П. Дронова «География России» 8-9 классы,

опубликованной в сборнике: География. 6-11классы сост. Е.В.Овсянникова.-

М.: Дрофа, 2010г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю. В курс географии России включены темы по изучению географии своей местности, т. е. Ростовской области

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.
В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географи­ческих особенностях природы, населения и хозяйства разных терри­торий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целост­ности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую кар­ту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобрете­ния новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, по­зитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию геогра­фических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окру­жающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адап­тации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  • тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного) уровня;

  • ориентация на комплексный подход в решении разнообразный экологических, экономических, социальных задач;

  • показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействия природы и общества».


Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

На уроках географии сами школьники создают модели: строят графики и диаграммы, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Темы разделов

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Тема1. Пространства России

4


Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

25

3.

Тема 2. Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые

6

4.

Тема 3. Климат и климатические ресурсы

6

5.

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы

6

6.

Тема 5. Почвы и почвенные ресурсы

3

7.

Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4


Раздел II Крупные природные комплексы России

34

8.

Тема 7. Природное районирование

7

9.

Тема 8. Природа регионов России

18

10.

Тема 9. Природа Ростовской области

8


Раздел III Человек и природа

3

11.

Тема 10. Человек и природа

3

12.

Итоговый урок

1


Резерв

2

Итого:

70 ч

Контрольные работы

Контрольная работа № 1. Тема «Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые».

Контрольная работа № 2. Темы «Климат» и «Внутренние воды».

Контрольная работа № 3. Тема «Почва и почвенные ресурсы, растительный и животный России».

Контрольная работа № 4. Тема «Природное районирование».

Контрольная работа №5. Тема «Ростовская область».

Перечень практических работ

Практическая работа №1 (оценочная). Оценка особенностей географического положения России.

Практическая работа №2 (оценочная). Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Обозначение морских границ.

Практическая работа № 3 (оценочная). Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

Практическая работа № 4 (оценочная). Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур.

Практическая работа (учебная).Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Кавказ).

Практическая работа (учебная). Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).

Практическая работа № 5 (оценочная). Обозначения на контурной карте крупных рек.

Практическая работа № 6 (оценочная). Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

Практическая работа № 7 (оценочная). Обозначения на контурной карте крупных озер.

Практическая работа (учебная). Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Практическая работа № 8. (оценочная). Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Практическая работа № 9 (оценочная). Сравнительная характеристика Уральских и Кавказских гор.

Практическая работа (учебная). Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с различными источниками географической информации на примере своего края.

Практическая работа № 10 (оценочная). Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. Практическая работа №11. (оценочная)

Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (2 час)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Источники географической информации

Уметь использовать различные источники географической информации



Тема 1. Пространства России (4 часов)


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Моря, омывающие берега России. Часовые пояса.

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

Раздел II. Особенности природы и природные ресурсы России - 25 часов

Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые - 6 часов


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.



Тема 3. Климат - 6 часов


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Циклоны и антициклоны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.


Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 часов


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.


Тема 5. Почвы и почвенные ресурсы - 3 часа


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.



Тема 6. Растительность и животный мир. - 4 часа


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.


Раздел I. Крупные природные комплексы России - 34 часа

Тема 7. Природные комплексы России - 7 часов


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.


Тема 8. Природа регионов России - 18 часов


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Тема 9. Природа Ростовской области - 8 часов


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Экономико-географическое положение Ростовской области. Особенности природы и ресурсный потенциал региона. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения области. Природные районы и особо охраняемые территории Ростовской области.

Уметь определять особенности географического положения Ростовской области. Объяснять зависимость природы региона от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы области.


Раздел III Человек и природа

Тема 10. Человек и природа- 3 часа


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.

Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

Перечень обязательной географической номенклатуры:


Название

раздела/темы

Список географических объектов, рекомендованных для изучения в 8 классе

Количество географических объектов

«Географическое положение»России

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский, Крымский

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю

14



12



3

1

2

2

6

в разделе: 40

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:


Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья:Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

8




10



3



3




6



2


5



3


3


3


3



4



2


2


2


1


1

в разделе: 61

«Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

2


в разделе: 2

«Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

19



6

3

2

4

в разделе: 34

«Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

5


в разделе: 5

ИТОГО: 142 ОБЪЕКТА

Географическое положение России

крайние точки станы:

моря, омывающие территорию России:

острова у берегов России:


  • мыс Флигели (о.Рудольфа)

  • Балтийское

в Тихом океане:


  • мыс Челюскин

  • Азовское

  • Сахалин


  • гора Базардюзю

  • Черное

  • Командорские о-ва


  • Балтийская коса

  • Белое

  • Курильские о-ва


  • мыс Дежнева

  • Баренцево

  • Шантарские о-ва


  • о.Ратманова

  • Карское

  • о.Ратманова


  • Лаптевых

в Северном Ледовитом океане:


  • Восточно - Сибирское

  • Врангеля


  • Чукотское

  • Новая Земля


  • Охотское

  • Новосибирские


  • Берингово

  • Северная Земля


  • Японское

  • Земля Франца-Иосифа


  • Каспийское

  • о.Рудольфа



  • Соловецкие о-ва

в Атлантическом океане:



  • о. Котлин


полуострова России:



заливы у берегов России:

проливы у берегов России:


  • Таймыр

  • Анадырский

  • Берингов


  • Камчатка

  • Енисейский

  • Лаперуза


  • Кольский

  • Обская губа

  • Кунаширский


  • Канин Нос

  • Таганрогский

  • Татарский


  • Чукотка

  • Финский

  • Карские Ворота


  • Ямал

  • Гданьский

  • Маточкин Шар


  • Тамань

  • Шелихова

  • Вилькицкого


  • Дм. Лаптева


  • Лонга


  • Керченский

страны, соседствующие с Россией:

страны, входящие в СНГ (на 2011г.):

страны с морской границей с Россией:

страны с сухопутной границей с Россией:


  1. США

  1. Норвегия

  1. Украина

  1. Россия

  1. Япония

  1. Финляндия

  1. Грузия

  1. Белоруссия


  1. Латвия

  1. Азербайджан

  1. Украина


  1. Литва

  1. Казахстан

  1. Молдавия


  1. Эстония

  1. Китай

  1. Азербайджан


  1. Польша

  1. Монголия

  1. Армения


  1. Белоруссия

  1. КНДР

(Северная Корея)

  1. Казахстан


  1. Узбекистан


  1. Кыргызстан


  1. Таджикистан


  1. Туркмения


ИТОГО ОБЪЕКТОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД: 148 ОБЪЕКТОВ

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и (или) показывать:

-предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации: субъекты Российской Федерации; пограничные государств; особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.); экологически неблагополучные районы России: маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

- географическое положение объектов;

-разницу в поясном времени территорий;

- погоду по синоптической карте;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по

различным источникам информации.

3. Описывать:

- географическое положение страны, отдельных регионов и географических

объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов

нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических,

экологических проблем страны;

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10-9 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Учебно-методическое обеспечение по географии России 8 класс


  1. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Сиротин В. И. География России. Природа. Население 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» - М.: Дрофа, 2010.

  3. Баринова И. И. Тесты по географии: 8 класс: к учебнику И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» - М.: Экзамен, 2010.

  4. Атлас. География России 8.- М.: Дрофа, 2012.

  5. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии 8 класс. - М.: ВАКО, 2011.

ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАБИНЕТЕ ГЕОГРАФИИ

Примечание: в символьной форме -

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П - комплект, необходимый для практической работы в группах,

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Прим.

Место хранения

(шкаф)


Учебники и учебные пособия


Учебник допущены Министерством образования и науки.

№1


1

В.П. Дронов География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.

Д



Дидактические материалы

3

Рабочая тетрадь по курсу «География России»

Д

7

Методические рекомендации по курсу «География России»

Д

Портреты

1

Набор «Путешественники»

Д

Портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте

Оформление класса

Таблицы, схемы


Таблицы по географии


7

Постоянные ветры Земли

Д

8

Геохронологическая таблица

Д

№2

Настенные карты


Карты настенные по географии.

8-9 классы.


1

Физическая карта России.

Д

№2

2

Административная карта России

Д

№2

3

Природные зоны России.

Д

№2

4

Климатическая карта РФ

Д

№2

5

Тектоническая карта

Д

№2

6

Геологическая карта РФ

Д

№2

7

Водные ресурсы РФ

Д

№2

8

Земельные ресурсы РФ

Д

№2

9

Почвы РФ

Д

№2

10

Растительность РФ

Д

№2

11

Экологическая карта РФ

Д

№2

12

Народы РФ

Д

№2

13

Религии РФ

Д

№2

14

Плотность населения РФ

Д

№2

15

Центральная Россия. Физическая карта

Д

№2

16

РФ. Европейский север. Физическая карта

Д

№2

17

РФ. Европейский Юг. Физическая карта

Д

№2

18

РФ. Поволжье. Физическая карта.

Д

№2

19

РФ. Урал. Физическая карта.

Д

№2

20

РФ. Дальний Восток. Физическая карта.

Д

№2

21

РФ. Западная Сибирь. Физическая карта.

Д

№2

22

РФ. Восточная Сибирь. Физическая карта.

Д

№2

Мультимедийные обучающие программы, демонстрационные пособия, интерактивные карты

Д/П

1

Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт

Д

Мультимедийные обучающие программы ориентированы на систему дистанционного обучения и носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия представляют возможность построения систем текущего и итогового контроля ( в т.ч. тестового) уровня подготовки учащихся. В комплект входят методическое пособие для учителя.

2

Уроки географии Кирилла и Мефодия - 8 классы

Д/

3

Учебная геоинформационная система

ЦИС оболочка «Живая география»

Д



Используется для изучения современных информационных

4

Цифровые контурные карты

ГИС «Живая география»

Д


№2


технологий представления, хранения, обработки и поиска географической информации, упомянутых в стандарте

5

Цифровые топографические карты

ГИС «Живая география»

Д


№2


6

Коллекция космических снимков России

ГИС «Живая география»

Д


№2


7

Интерактивное пособие по теме: «Географическое положение России»

Д


№2

8

Интерактивное пособие по теме: «Россия»

Д


№2

9

Интерактивные карты (8 класс)



Интерактивные карты используются как для пояснения новых тем курса, так и для контроля знаний учащихся. Возможность снятия слоев карт позволяют сконструировать новый тип

10

Физическая карта России.

Д


№2

11

Политико-административная карта России

Д


№2

12

Природные зоны и биологические ресурсы России

Д


№2

13

Климатическая карта РФ

Д


№2

14

Тектоническая карта РФ

Д


№2

15

Геологическая карта РФ

Д


№2

16

Водные ресурсы РФ

Д


№2

17

Земельные ресурсы РФ

Д


№2

18

Почвенная карта РФ

Д


№2

19

Растительность РФ

Д


№2

20

Центральная Россия. Физическая карта

Д


№2

21

РФ. Европейский север. Физическая карта

Д


№2

22

РФ. Европейский Юг. Физическая карта

Д


№2

23

РФ. Поволжье. Физическая карта.

Д


№2

24

РФ. Урал. Физическая карта.

Д


№2

25

РФ. Дальний Восток. Физическая карта.

Д


№2

26

РФ. Восточная Сибирь. Физическая карта.

Д


№2

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий

1

Барометр - анероид

Д



№1

2

Школьная метеостанция ( термометр учебный, , барометр - анероид, осадкомер)

Д



№1

Натуральные объекты

Коллекции

1

Коллекция горных пород и минералов

Д



Витрина, №1

2

Коллекция полезных ископаемых различных типов

Д



№1

3

Коллекция производства:

  • шерстяных тканей

  • шелковых тканей

  • льняных тканей

- хлопчатобумажных тканей

Д



4

Коллекция волокон

Д




Гербарии

1

Гербарий растений природных зон России

Д



№1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей ________________

МБОУ гимназии №12

от 20_____ года №

__________________________

подпись руководителя МО

Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

.________ Калитвенцева М. А

подпись

______ _____________20____года



Календарно-тематическое планирование

8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия и определения

Практическая работа. Контрольная работа, тесты. Творческая работа

Используемые интерактивные пособия, оборудование, карты

Дом.задание

1

Введение .Что изучает география России


стр. 5-12 к/карта

2

.Стартовая работа по темам курса «Географии материков и океанов»

Входной контроль

Тема 1. Пространства России- 4 часа

3

Географическое положение России

Названия крайних точек страны. Граница государства. Государственная территория.

Практическая работа №1. (оценочная). Оценка особенностей географического положения России.

Географическое положение России

Физическая карта России

§ 1

к/карта

4

Моря, омывающие берега России

Окраинные и внутренние моря. Кислогубская ПЭС. Морской промысел. «Нефтяная болезнь».

Практическая работа №2. (оценочная). Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Обозначение морских границ

Эл. презентация по теме: «Моря России». Физическая карта России

§ 2

к/карта

5

Россия на карте часовых поясов.

Время

Местное и поясное время. Часовые пояса. Гринвичский меридиан. Линия перемены дат. Декретное время. Летнее и зимнее время

Практическая работа № 3. (оценочная). Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

Эл. презентация по теме: «Россия на карте часовых поясов»

§ 3

6

Как осваивали и изучали территорию России

Эл. пособие. Россия

Физическая география России

§ 4

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России - 26 часов

Тема 2. Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые - 6 часов.

7

Важнейшие особенности рельефа России.

Кавказ (Эльбрус), Урал, Алтай, Саяны, Русская (Восточно -Европейская ) и Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье.

Практическая работа № 4. (оценочная)

Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур.

Эл. пособие. Тектоника и минеральные ресурсы России. Тектоническая карта

§ 5 к/карта

8

Геологическое летоисчисление

Геохронологическая таблица

Геохронологическая таблица

§ 6

9

Геологическое строение территории России

Литосферные плиты, платформы, складчатые пояса. Тектоническая карта. Щиты. Траппы.

Учебная практическая работа

Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Кавказ).

Эл. пособие. Геологическая карта России

Геологическая карта. Физическая география России

§ 6

10

Минеральные ресурсы России. Использование недр.

Полезные ископаемые. Месторождения, бассейны. Минерально-сырьевая база.

Эл. презентация по теме: «Минеральные ресурсы»

Тектоническая карта. Физическая география России

§ 7

11

Развитие форм рельефа

Эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы. Оползни. Сели.

Физическая география России

§ 8

12

Тематический контроль по теме: «Рельеф и недра России».

Контрольная работа №1

пов.§ 6-8 конспект

Тема 3. Климат и климатические ресурсы - 6 часов.

13

Факторы, влияющие на климат России.

Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Суммарная радиация.

Эл. пособие. Климатическая карта России

Эл. презентация по теме: «Факторы формирующие климат»

§ 9

14

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Циркуляция воздушных масс. Атмосферные фронты (холодный и теплый). Циклон. Антициклон. Морские и континентальные воздушные массы.

Эл. презентация по теме: «Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.»

Климатическая карта РФ

§ 9

15

Закономерности распределения температур и осадков.

Испарение. Испаряемость. Коэффициент увлажнения.

Эл. презентация по теме: «Распределение температур и осадков по территории страны» Климатическая карта РФ

§ 10

16

Типы климатов нашей

страны.

Основные типы климата.

Эл. презентация по теме: «Климат России». Климатическая карта РФ

§ 13

17

Агроклиматические ресурсы

Агроклиматология. Агроклиматические ресурсы. Засухи. Суховеи. Пыльные бури. Ураганы. Заморозки. Гололед. Град.

Эл. пособие. Агроклиматические ресурсы России. Климатическая карта РФ

§

18

Климат и человек

Учебная практическая работа

Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).

Климатическая карта РФ

§11

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 часов.

19

Разнообразие внутренних вод России

Падение и уклон реки.

Практическая работа № 5. (оценочная)

Обозначения на контурной карте крупных рек.

Физическая география России

Водные ресурсы РФ

§ 12, карта

20

Реки. Основные гидрологические характеристики

Питание и режим реки. Половодье, межень, паводок, годовой сток.

Практическая работа № 6. (оценочная)

Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

Водные ресурсы РФ

§12

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Практическая работа № 7. (оценочная)

Обозначения на контурной карте крупных озер.

Водные ресурсы РФ

§ 13, карта

22

Водные ресурсы. Охрана вод.

Понятие - водные ресурсы.

Учебная практическая работа. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Эл. пособие. Водные ресурсы России

23

Человек и вода.

Эл. презентация по теме: «Человек и вода»

конспект

24

Итоговое тестирование

по темам: «Климат» и «Внутренние воды»

Контрольная работа №2

повторить § 9-14

Тема 5. Почвы и почвенные ресурсы - 3 часа.

25

Образование почв и их разнообразие

В.В.Докучаев. Почвообразующие процессы. Материнская порода. Структура почвы.

Эл. презентация по теме: «Почвы России».

§ 15

26

География почв России и закономерности их размещения.

Основные типы почв.

Эл. пособие. Почвенная карта России

§ 16

27

Почвенные ресурсы России

Противоэрозионные мероприятия. Мелиорация.

Эл. пособие. Земельные ресурсы России.

Почвы РФ

§ 17

Тема 6.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 4 часа.

28

Растительный мир России


карта «Растительность РФ»

§ 18

29

Животный мир. Охрана органического мира


§ 18

30

Охрана биологических ресурсов

Заповедники и национальные парки.

§ 19-20

31

Итоговое обобщение по теме«Растительный и животный России»

Контрольный тест № 3

Эл. пособие. Растительность России

Повтор 15-20

Раздел II Крупные природные комплексы России - 33 часа

Тема 7. Природное районирование -7 часов.

32

Природное районирование

Ландшафтоведение. Фация. Природно-территориальный комплекс.

Физическая география России

Эл. презентация .природные зоны России. Карта «Природные зоны России»

§ 21

33

Моря, как крупные природные комплексы

Подводные природные комплексы. Л.С.Берг.

§ 22

34

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра

Основные природные зоны страны.

Эл. пособие. Природные зоны и биологические ресурсы России

§ 23

35

Лесные зоны России


Эл. пособие. Природные зоны России

§ 24

36

Безлесные зоны на юге России

Практическая работа № 8. (оценочная). Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

§25

37

Высотная поясность

А.Гумбольт, П.П. Семенов-Тян-Шанский

§26

38

Итоговое обобщение по теме «Природное районирование»


Тема 8. Природа регионов России - 26 часов

39

Русская ( Восточно-Европейская) равнина

«Бараньи лбы», моренные формы рельефа. Балтийский щит, Воронежский массив. Подпружные озера: Ильмень, Чудское, Псковское.

Центральная Россия. Физическая карта

Европейский Север. Физическая карта

Северо-запад России. Физическая карта

§ 27

40

Природные комплексы Русской равнины

Карелия, водопад Кивач. Валдайская возвышенность, озеро Селигер.

Эл. презентация по теме: «Русская равнина»

§ 28

41

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования

КМА, Поодмосковный и Воркутинский угольные бассейны, Волго-Уральский, Тимано-Печорский и Каспийский нефтяные бассейны. Озера Эльтон и Баскунчак. Архангельск. Рекреационные ресурсы, каскады ГЭС. «Лунные ландшафты».

Центральная Россия. Физическая карта

Европейский Север. Физическая карта

Северо-запад России. Физическая карта

§ 29

42

Кавказ

Горы -лакколиты, куэсты. Плавни. Фен, бора.

Европейский Юг России. Физическая карта Эл. презентация по теме: «Кавказ»

§ 30 к.карта

43

Природные комплексы Северного Кавказа

Кавказские Минеральные Воды. Прикубанская равнина. Высокогорный Дагестан.

§ 31

44

Урал

«Каменный пояс Русской земли»

Практическая работа № 9 (оценочная). Сравнительная характеристика Уральских и Кавказских гор

Урал. Физическая карта Эл. презентация по теме: «Урал»

§ 32

45

Своеобразие природы Урала. Природные ресурсы

Названия месторождений различных руд цветных металлов

§ 33 к.карта

46

Природные уникумы Урала Экологические проблем Урала

«Мансийские болваны», Кунгурская ледяная пещера, Ильменский хребет,

Творческие проекты

Эл. презентация по теме: «Уральские уникимы».

§34

47

Западная Сибирская равнина. Особенности природы

Васюанье. Гривы, колки

Проверочный тест по теме «Урал»

Эл. пособие Западная Сибирь. Физическая карта

§35

48

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения

Мангазея. Ханты, селькупы, ненцы, эвенки

§36

49

Восточная Сибирь

Туруханск. Гидролакколиты. Булгуняхи.

Эл. пособие Восточная Сибирь. Физическая карта

§37

50

Природные комплексы Восточной Сибири


§ 38

51

Озеро Байкал

Нерпа, голомянка, омуль. Баргузинский заповедник, баргузин, верховик, култук.

Эл. презентация по теме: «Жемчужина Сибири - Байкал»

§39

52

Пояс гор Южной Сибири

Минусинская котловина, Алтай.

Эл. презентация по теме: «Алтай»

§ 39

53

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

Траппы. Оймякон. Тарыны. Отуряхи.

Эл. пособие Восточная Сибирь. Физическая карта

§ 40

54

Природные комплексы . Дальнего Востока. Природные уникумы

Чукотское нагорье, полуостров Камчатка, Долина гейзеров, Приморский край, уссурийская тайга, Сахалин.

Карта «Дальний Восток»

§ 42

55

Природные ресурсы Дальнего Востока

Названия основных месторождений полезных ископаемых

Карта «Дальний Восток»

§ 43

56

Обобщение раздела «Крупные природные комплексы России»

Контрольная работа № 4

Повтор 21-43

Тема 9. Природа Ростовской области - 8 часов

57

Особенности геологического строения. Полезные ископаемые Ростовской области.

Скифская плита. Донбасс.

Учебная практическая работа.

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с различными источниками географической информации на примере своего края.

Эл. презентация по теме: «Ростовская область»

Конспект

58

Рельеф территории Ростовской области

Доно-Донецкая равнина, Калачская возвышенность, Кумо-Манычская впадина, Донецкий кряж,

Атлас Ростовской области. Физическая карта Ростовской области

Конспект

59

Климат Ростовской области. Агроклиматические ресурсы Ростовской области

Практическая работа № 10. (оценочная).

Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

Атлас Ростовской области. Физическая карта Ростовской области

Конспект

60

Внутренние воды Ростовской области

Дон, Северский Донец, Калитва, Маныч, Сал, Егорлык, озеро Маныч- Гудило

Атлас Ростовской области. Физическая карта Ростовской области

Конспект

61

Почвы Ростовской области. Земельные ресурсы и их использование

Черноземы, каштановые почвы. Процессы оврагообразования. Ветровая и водная эрозия

Практическая работа №11. (оценочная)

Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования

Атлас Ростовской области. Физическая карта Ростовской области

Конспект

62

Природные районы Ростовской области


Атлас Ростовской области. Физическая карта Ростовской области

Конспект

63

Особо охраняемые территории Ростовской области

Конспект

64

Итоговое обобщение темы «Ростовская область»

Контрольный тест № 5


Раздел III Человек и природа - 3 часа

65

Влияние природных условий на здоровье человека

Экологическая карта РФ. Физическая география России

§ 44

66

Антропогенные воздействие на природу. Использование природных ресурсов

Экологический мониторинг.

Экологическая карта РФ Физическая география России

.

§ 45

67

Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России

Эл. презентация по теме : «Семь Чудес России»

конспект

68

Итоговый урок - зачет по курсу «Физическая география России»


Резерв времени - 2 часа



11


© 2010-2022