- Преподавателю
- География
- Метод самостоятельной работы с учебником по географии с преобразованием текста
Метод самостоятельной работы с учебником по географии с преобразованием текста
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батлукова Л.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Метод самостоятельной работы с учебником по географии с преобразованием текста.»
Автор: учитель географии МКОУ СОШ №12 г. Лиски
Жихарева Елена Александровна
Соавтор: учитель географии МКОУ СОШ №12 г. Лиски
Батлукова Лариса Александровна
Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя.
Как изменить существующее положение?
Необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. Для этого нужно ставить перед учащимися познавательные задачи. Необходимо также постоянно формировать навыки работы с учебником. Некоторые приемы обучения учащихся:
-
Репродуктивно-поисковая: комментирование чтения, ответы на вопросы, подробный или краткий пересказ, опорные конспекты, составление планов, составление конспектов, заполнение таблиц, составление хронологических таблиц, составление схем, диаграмм. Работа с терминами, работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
-
Сравнительно-аналитическая: задания на сравнение изучаемых явлений, работа по обобщению и систематизации знаний.
-
Творческая: постановка вопросов к тексту, составление устных творческих пересказов, тесты, кроссворды, доклады, рефераты, рисунки.
Самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования. Учащиеся практически всегда с интересом работают с учебником и лучше усваивают материал, знания, которые они добыли сами.
В своей деятельности мы используем уроки практикумы и лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточнику.
Несмотря на важность самостоятельной работы при ее организации нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала.
В условиях массовой общеобразовательной школы учебник. Несмотря на появление такого конкурента. Как компьютер. Еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету.
Выделяют три основные аспекта при организации работы с текстом учебника географии:
-
Гуманитарный аспект - понимание текста
-
Дидактический аспект - формировать умение работать с информацией
-
Развивающий аспект - развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом.
Современные учебники географии отличает высокий уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи - научить ученика учиться.
Основу учебника географии составляет текст. Система вопросов и ответов занимает центральное место. Иллюстративный аппарат: карты, схемы, таблицы, приложения - служат основой для выполнения практических работ, справочным материалом для составления географических характеристик и описаний.
Самостоятельное чтение - один из наиболее действенных методов приобретения знаний. Оно воспитывает инициативу, пытливость ума. Стремление находить в книге наиболее важное, видеть связь рассматриваемых в ней проблем, понимать их практическое значение. Навыки работы с книгой приобретаются в самом процессе самостоятельного чтения. Учащиеся получают карточку с заданием или вопросы записываются на доске. А ребята находят на них ответы в соответствующем параграфе учебника.
В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.
При самостоятельном изучении материала или при повторении большие возможности дают таблицы. Применение таблиц на уроках географии позволяет развивать у учащихся способность к классификации и типологии, умение анализировать различные явления и делать выводы, обобщения.
Предлагаемые формы не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяют учащимся поникнуть в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.
С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача.
Литература:
В.Г.Чернова « Геоерафия для школьников». - ООО «Виктория плюс».2011. -96с.
В.В. Подколзина «География». - ТОО «Садко». 2004.
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»
Автор:
Учитель географии МКОУ СОШ №12 г. Лиски
Батлукова Лариса Александровна
Соавтор:
Учитель географии МКОУ СОШ №12 г. Лиски
Жихарева Елена Александровна
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика. Его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Исследовательская деятельность подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаем следующие задачи:
-
Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
-
Учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
-
Помогать использовать разные источники информации, приемам ее систематизации, сопоставления, анализа;
-
Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Целью нашей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Познавательную деятельность организуем как на уроке, так и вне его и направляем на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделили на несколько видов.
-
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
-
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
Свои уроки строим так, чтобы, у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс.
Очень тщательно продумываем вопросы и задания к каждому уроку, так, как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность.
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учим с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняем, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы « Почему…», «Чем объяснить…», свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляем через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ. Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формируем у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.
В своей педагогической деятельности исходим из следующих принципов:
-
Принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник - самобытен;
-
Верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
-
Уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства;
-
Не сравнивать его ни с кем, сравнивать только результаты действий.
Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости , психологической комфортности. Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Наша задача - научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания. Выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации.
Считаем, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным. Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.
-
Урок - лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекции: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.
-
Урок - семинар. Учащимся даем индивидуальные или групповые задания ( в настоящее время используем для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят исследования и готовят по нм краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с выполненной работой.
-
Урок - зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на вузовский зачет. На зачете проверяем умения определять. объяснять, прогнозировать.
-
Уроки - практикумы проводим в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаем школьникам домашнее задание исследовательского характера. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсий, работа с периодической печатью.
Желание заняться исследовательской работой появилось у многих учащихся 8 и 9 классов, которые приступили к разработке тем « Проблемы озера Богатое», «Берегите Землю».
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объем знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становиться средством индивидуализации образовательного процесса.
Литература:
Андриянов А.П. Формирование экологической культуры с помощью поэтических образов. Журнал "География в школе" № 3 1998 год стр. 66
Даринский А.В. "Краеведение в современной школе" журнал "География в школе" № 1 2003 год стр.63
,