Интегрированный урок по географии на тему: Природные зоны Кемеровской области

Интегрированный   урок по географии и биологии.       Тема: Природные зоны Кемеровской области.   Цель: Формирование  и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных зон Кемеровской области.     Задачи: Образовательная: Познакомить  с особенностями природных зон Кемеровской области,  научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, расширять экологические знания Воспитательная: Стимулировать мыслительную деятельность, формировать убежденность охраны природы, воспитывать чувство прекрасного и любовь к родному краю; Развивающая (метапредметная): Развивать культуру выражений мысли, познавательный интерес к предмету географии и биологии, навыки самостоятельной работы, исследовательские способности. Дидактическое оснащение: Физическая карта России и Кемеровской области; Карта природных зон России и Кемеровской области; компьютер – презентация; атласы Кемеровской области; книга «География Кемеровской области»; стенд «Люби и знай родной край»;  контуры Кемеровской области; тесты. Тип урока: систематизация знаний Форма проведения:  работа в группах Методы и приемы: технология ТРИЗ, метод «Мозговой штурм», методика контрольных вопросов и логического мышления.      
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по географии и биологии.

Тема: Природные зоны Кемеровской области.

Цель: Формирование и углубление знаний по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных зон Кемеровской области.

Задачи:

  1. Образовательная: Познакомить с особенностями природных зон Кемеровской области, научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, расширять экологические знания

  2. Воспитательная: Стимулировать мыслительную деятельность, формировать убежденность охраны природы, воспитывать чувство прекрасного и любовь к родному краю;

  3. Развивающая (метапредметная): Развивать культуру выражений мысли, познавательный интерес к предмету географии и биологии, навыки самостоятельной работы, исследовательские способности.

Дидактическое оснащение:

Физическая карта России и Кемеровской области; Карта природных зон России и Кемеровской области; компьютер - презентация; атласы Кемеровской области; книга «География Кемеровской области»; стенд «Люби и знай родной край»; контуры Кемеровской области; тесты.

Тип урока: систематизация знаний

Форма проведения: работа в группах

Методы и приемы: технология ТРИЗ, метод «Мозговой штурм», методика контрольных вопросов и логического мышления.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд №1 - Природа родного края . Чтение стихотворения о родном крае.



  1. Вступительное слово учителя: Известно, что природная зональность - это одна из основных закономерностей пространственного изменения географической оболочки Земли. Закон географической зональности - один из основных законов природы, который проявляется на равнинах и в горах, в морях и океанах.

  2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Вопросы:

*Что называют природной зоной?

*Что является основной причиной разнообразия природных зон?

*Назвать и показать природные зоны России?

*Давайте вспомним географическое положение нашей области?

* Используя атлас Кемеровской области определите, природные зоны которые находятся на ее территории?

*Какая из природных зон занимает самую большую площадь, а какая самую маленькую?

Задание №1:

  1. У вас на столах лежат контуры Кемеровской области, обведите границы природных зон и подпишите их названия.

  2. Посмотрите на свои работы, и сделайте вывод - какая природная зона самая большая по площади, какая самая маленькая и показать на карте.

  1. Слово учителя: Тайга в Западной Сибири занимает 650 кв.км. В Кемеровской области 58% покрыто хвойными лесами.

Вопрос: Какие типы тайги выделяют на территории Кемеровской области?

( работа с атласом Кемеровской области)

Дети: На территории нашей области произрастает Равнинная и Черневая тайга.

Вопрос: Какие еще природные зоны встречаются на территории нашей области?

Дети: Встречаются: лесостепи, степи и высотная поясность.

Вопрос: Каковы особенности природных условий равнинной и черневой тайги, лесостепей, степей и высотной поясности? Это мы выясним, составив их характеристику по плану?

Задание №2: Используя атлас Кемеровской области, атлас России, дополнительный материал, текст учебника «География Кемеровской области», каждой группе составить характеристику данной природной зоны по плану:

  1. Г.П., рельеф

  2. Температуры января и июля

  3. Осадки - зима, лето

  4. Почвы

  5. Растительный мир и животный мир.

  6. Хозяйственное использование человеком.

5 Отчет групп. Схема отчета первой группы. Равнинная тайга.

Г.П. рельеф. На севере в пределах Западно-Сибирской низменности, в междуречье рек Яи и Томи, и северо-востоке в междуречье рек Кии, Чети и Чулыма. Равнинный рельеф.

Климат - температура января (-20С), температура июля (+18С), осадки - зима - 800-1200 мм. , лето - 180мм. Почвы дерново-подзолистые, растительность - древесные породы (кедр, пихта, ель, с примесью осины и березы), развит моховый покров, кустарниковый ярус- рябина, черемуха, жимолость, бузина. Травостой мелкие таежные травы - кислица, вороний глаз, черемша, кипрей.

Слайд №2. Презентация Равнинная тайга.

  1. Отчет второй группы. Черневая тайга.

Г.П. горы Кузнецкого Алатау, Салаирский кряж и Горная Шория. Рельеф горный. Климат: зима ( - 20С), июль ( + 20С), осадки от 2000мм до 3000мм в год. Летом - 280 мм. Почвы подзолистые, растительность - преобладает пихта и осина, кустарники - рябина, калина, черемуха, смородина, малина, высокотравье высотой до 2,5 метров, таежные травы - сныть обыкновенныя, борщевик, борец высокий, отсутствует сплошной моховой покров.

Слайд №3. Презентация Черневая тайга.

7.Отчет третьей группы. Лесостепи и степи

Г.П. лесостепи расположены в пределах Кузнецкой котловины, рельеф равнинный. Почвы серые лесные луговых степей. Климат: зима (-17С), лето (+ 18С), осадки от 400 мм до 900мм в год. Растительность - березово-осиновые колки, кустарничковые - боярышник, жимолость, рябина, калина. Травянистые растения - перистый ковыль, полынь обыкновенная, ветреница дубравная, горицвет.

В западной части Кузнецкой котловины расположены разнотравно-ковыльные степи, с черноземными почвами, рельеф равнинный. Температура января (-20С), июля (+20С), осадки от 400мм до 500мм в год. Заняты посевными культурами.

Слайд №4. Презентация Лесостепи и степи.

8. Отчет четвертой группы . Высотная поясность Горной Шории.

Г.П. Горная Шория расположена на юге Кемеровской области. Ее протяженность с севера на юг - 170км, а с запада на восток - 100км. Выделяется ярусность рельефа, с преобладанием столбообразных массивов. (Спасские Дворцы).У подножия гор Черневая тайга, которая сменяется высокогорной кедрово-пихтовой, затем высокогорное разнотравье, представлены растительностью - типчак, тонконог, мхи и лишайники, ягодные кустарнички - черника, голубика. Ближе к вершинам гор горные тундры и каменистые россыпи. Почвы подзолистые и дерново-подзолистые. Климат- резко -континентальный, температуры (-20С) и (+25С), осадки увеличиваются от подножия к вершинам гор и составляют до 1000мм в год.

Слайд №5. Презентация Высотная поясность.

9. Операция «Мозговой штурм». Ответить на проблемный вопрос каждой группе.

Вопрос № 1 ? Почему в Черневой тайге отсутствует сплошной моховый покров?

Вопрос №2? Почему в Равнинной тайге присутствует сплошной моховый покров?

Вопрос №3? Как вы решите вопрос сохранения плодородия почв в лесостепной и степной зонах?

Вопрос №4? Как сохранить полноводность наших рек, которые берут начало в Горной Шории?

10. Фильм на компьютере «Заповедники Кемеровской области»

11.Задание 3:

На контурной карте Кемеровской области, выделить заповедные места.

  1. Первая группа «Особо охраняемые территории»

А) Кузнецкий Алатау

Б) Кузедеевский липовый остров

В) Шорский национальный парк

2) Вторая группа» Музей - заповедники»

А) Музей-заповедник «Томская писанница»

Б) Музей «Междуречье» п. Усть - Кабырза

В)Кузнецкая крепость

3) Третья группа зоологические заповедники

А) Нижне - Томский (Юргинский и Яшкинский район)

Б) Терсино - Нарыкский (Новокузнецкий и Прокопьевский районы)

В) Бунгарапско - Ажендаровский (Крапивинский и Беловский районы)

4) Четвертая группа комплексные заповедники.

А) Новогутовский (Юргинский и Яшкинский районы)

Б) Барзасский (Кемеровский район)

В) Таштагольский (Таштагольский район)

12.Подведение итогов урока.

Каждый оценивает работу в группе, и выставляют оценку друг другу с обоснованием.

13. Рефлексия урока.

14. Придет пора, и новый человек, как мы перегородит русла рек.

Как мы, обильный снимет урожай, достанет клады, что в Земле лежат

Ведь он полюбит так же, как и я,

Тебя , родная Шория моя! (Степан Торбоков).







© 2010-2022