Конспект урока по географии на тему Поволжье. Население и хозяйство (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География 9 класс

Урок №:

Дата:

Тема урока: Поволжье. Население и хозяйство. Практическая работа № 8.

«Составление экономико-географической характеристики промышленного узла»

Цель и задачи урока:

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи:

  • Образовательная:

Показать роль Волги в развитии экономики , изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики, сформировать представление о населении Поволжья, определить отрасли специализации и факторы их размещения;

  • Развивающая: развивать практические навыки выполнения экономико-географической характеристики экономического района;

продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.

  • Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, воспитывать и прививать активность и самостоятельность работы учащихся на уроке.

Оборудование

Технические средства:

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран

Средства обучения

  • презентация;

  • Атласы, контурные карты, настенные карты «Физическая карта России», «Административная карта России»

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения на уроке

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические;

  • проблемные;

  • использование ИКТ.

Методы формирования сознания:

  • беседа;

  • рассказ.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

  • создание ситуации успеха;

  • создание ситуации новизны;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.

  2. Проверка домашнего задания:

А) Фронтальный опрос по административной карте России «Состав Поволжья»

Класс разделён на две команды. Первая произносит название субъекта, вторая должна назвать административный центр. (Республика Чувашия - г.Чебоксары) (3 мин)

1.Республика Татарстан -г.Казань

  1. Республика Чувашия - г.Чебоксары

  2. Республика Марий Эл - г. Йошкар-Ола

  3. Ульяновская область - г.Ульяновск

  4. Самарская область - г.Самара

  5. Саратовская область - г. Саратов

  6. Волгоградская область - г.Волгоград

  7. Астраханская область - г.Астрахань

Б) Географический диктант (либо заполнение пропусков в карточках) (5 мин):

I Вариант

1.Главной осью Поволжья является Волга

2. Район вытянут с севера на юг, а это значит , что климатические условия севера и юга различны.

3.Район находится между индустриальными ядрами России - Центральной Россией и Уралом

4.Поволжье - приграничный район.

5. Сосед на юге Северный Кавказ.

6. Транспортное положение благоприятное:

  1. Судоходная река

  2. Транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы с запада на восток.

  3. Выход к морю.

II Вариант

1.РЕЛЬЕФ -равнинный

2.КЛИМАТ - умеренно-континентальный, на юге континентальный: теплое, на юге жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи.

3.ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ - широтная зональность ярко выражена: с севера на юг район вытянут более 1000 км.

- смешанные леса - республика Татарстан.

- лесостепи -Ульяновская и Самарская области.

- степи - Саратовская и Волгоградская области.

- полупустыни - Астраханская область


  1. Изучение нового материала:


  1. Основные этапы хозяйственного освоения территории.

(рассказ учителя с элементами беседы, поисковая работа по материалам учебника на стр 161-162, фронтальная беседа, выполнение опорных записей в тетради)

  1. Особенности состава населения.

(сообщения учащихся о национальном составе населения с использованием интересных фактов из культурной жизни народов)

  1. Современное хозяйство района:

А) Машиностроение

Б) Топливно-энергетический комплекс

В) Пищевая промышленность

Г) Лёгкая промышленность

(постановка проблемы учащимися, выполнение краткой характеристики ведущих отраслей специализации с использованием материала учебника на стр 163, карты атласа, работа учащихся в парах)

4. Факторы становления крупнейших городов Поволжья (постановка проблемы учащимися, работа учащихся в группах)

IV. Закрепление изученного материала. Практическая работа учащихся.

«Составление экономико-географической характеристики промышленного узла»

Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.

№ 1. Выпишите промышленные узлы Поволжья.

№ 2. Охарактеризуйте один из них по плану:

  1. Название промышленного узла. В состав какого географического района входит ПУ.

  2. Совокупность предприятий, составляющих ПУ.

  3. Обеспеченность ПУ ресурсами и основные виды используемых ресурсов.

  4. Развитие транспортной сети.

  5. Производимая продукция и перспективы развития ПУ.

V. Итог урока: анализ работы учащихся на уроке, вывод по теме и содержанию урока.

VI. Задание на дом: работа с текстом учебника (А.И.Алексеев, 2011г) - § 35, выполнение заданий № 1-2 в контурной карте на стр 10


© 2010-2022