- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии на тему Поволжье. Население и хозяйство (9 класс)
Конспект урока по географии на тему Поволжье. Население и хозяйство (9 класс)
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лысова С.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
География 9 класс
Урок №:
Дата:
Тема урока: Поволжье. Население и хозяйство. Практическая работа № 8.
«Составление экономико-географической характеристики промышленного узла»
Цель и задачи урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи:
-
Образовательная:
Показать роль Волги в развитии экономики , изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики, сформировать представление о населении Поволжья, определить отрасли специализации и факторы их размещения;
-
Развивающая: развивать практические навыки выполнения экономико-географической характеристики экономического района;
продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.
-
Воспитательная: воспитывать интерес к урокам географии, воспитывать и прививать активность и самостоятельность работы учащихся на уроке.
Оборудование
Технические средства:
-
компьютер,
-
проектор,
-
экран
Средства обучения
-
презентация;
-
Атласы, контурные карты, настенные карты «Физическая карта России», «Административная карта России»
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения на уроке
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-
словесные;
-
наглядные;
-
практические;
-
проблемные;
-
использование ИКТ.
Методы формирования сознания:
-
беседа;
-
рассказ.
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
-
создание ситуации успеха;
-
создание ситуации новизны;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
-
Проверка домашнего задания:
А) Фронтальный опрос по административной карте России «Состав Поволжья»
Класс разделён на две команды. Первая произносит название субъекта, вторая должна назвать административный центр. (Республика Чувашия - г.Чебоксары) (3 мин)
1.Республика Татарстан -г.Казань
-
Республика Чувашия - г.Чебоксары
-
Республика Марий Эл - г. Йошкар-Ола
-
Ульяновская область - г.Ульяновск
-
Самарская область - г.Самара
-
Саратовская область - г. Саратов
-
Волгоградская область - г.Волгоград
-
Астраханская область - г.Астрахань
Б) Географический диктант (либо заполнение пропусков в карточках) (5 мин):
I Вариант
1.Главной осью Поволжья является Волга
2. Район вытянут с севера на юг, а это значит , что климатические условия севера и юга различны.
3.Район находится между индустриальными ядрами России - Центральной Россией и Уралом
4.Поволжье - приграничный район.
5. Сосед на юге Северный Кавказ.
6. Транспортное положение благоприятное:
-
Судоходная река
-
Транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы с запада на восток.
-
Выход к морю.
II Вариант
1.РЕЛЬЕФ -равнинный
2.КЛИМАТ - умеренно-континентальный, на юге континентальный: теплое, на юге жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге - недостаточное, возможны засухи.
3.ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ - широтная зональность ярко выражена: с севера на юг район вытянут более 1000 км.
- смешанные леса - республика Татарстан.
- лесостепи -Ульяновская и Самарская области.
- степи - Саратовская и Волгоградская области.
- полупустыни - Астраханская область
-
Изучение нового материала:
-
Основные этапы хозяйственного освоения территории.
(рассказ учителя с элементами беседы, поисковая работа по материалам учебника на стр 161-162, фронтальная беседа, выполнение опорных записей в тетради)
-
Особенности состава населения.
(сообщения учащихся о национальном составе населения с использованием интересных фактов из культурной жизни народов)
-
Современное хозяйство района:
А) Машиностроение
Б) Топливно-энергетический комплекс
В) Пищевая промышленность
Г) Лёгкая промышленность
(постановка проблемы учащимися, выполнение краткой характеристики ведущих отраслей специализации с использованием материала учебника на стр 163, карты атласа, работа учащихся в парах)
4. Факторы становления крупнейших городов Поволжья (постановка проблемы учащимися, работа учащихся в группах)
IV. Закрепление изученного материала. Практическая работа учащихся.
«Составление экономико-географической характеристики промышленного узла»
Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.
№ 1. Выпишите промышленные узлы Поволжья.
№ 2. Охарактеризуйте один из них по плану:
-
Название промышленного узла. В состав какого географического района входит ПУ.
-
Совокупность предприятий, составляющих ПУ.
-
Обеспеченность ПУ ресурсами и основные виды используемых ресурсов.
-
Развитие транспортной сети.
-
Производимая продукция и перспективы развития ПУ.
V. Итог урока: анализ работы учащихся на уроке, вывод по теме и содержанию урока.
VI. Задание на дом: работа с текстом учебника (А.И.Алексеев, 2011г) - § 35, выполнение заданий № 1-2 в контурной карте на стр 10