Урок географии в 5 классе Землетрясения. Вулканизм

Урок географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.  Для подготовки данного урока использовался учебник И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина « География». Начальный курс:5 класс – М. : Дрофа , 2013., хотя можно рекомендовать и для работы с другими учебниками.  В ходе урока предусмотрены самые разнообразные виды работы: самостоятельный поиск информации в дополнительной литературе, работа с учебником,решение кроссворда ,мультимедийным приложением, работа с картой, итд...  Кроме то...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Землетрясения. Вулканизм.

Автор : Пугачева Наталья Валентиновна.

Дидактическая цель : создать условия для первичного усвоения , осознания и осмысления информации ,полученной с помощью разнообразных технологий и средств обучения.

Цели по содержанию :

Образовательные : Способствовать формированию знаний о землетрясениях ,вулканах, как особых формах активности литосферы.

Развивающие: активизировать познавательную активность учащихся,способствовать развитию умений представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Овладеть элементарными практическими умениями использования разных источников информации, определять и сравнивать качественные и количественные показатели географических объектов.

Воспитательные : Способствовать развитию логического мышления, возникновения естественнонаучного мировоззрения через интерес к изучению географии.

Планируемые результаты

Личностные : обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания,управлять процессом обучения.

Метапредметные :возможность высказать свою точку зрения, умение определять понятия. Создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Тренировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные :ученики смогут дать определение «вулкан», «землетрясение», «магма», «сейсмическая активность», и т.д.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: Осознать неполноту знаний , проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Познавательные: работа с диском ,работа с таблицей, составление схемы, получение информации из разных источников.

Коммуникативные: уметь общаться и работать в группе, выражать свои мысли, идеи.

Тип урока - комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся - групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя : компьютер,проектор, физическая карта полушарий.

Оборудование для учеников: , компьютер,карточки с заданиями у каждой группы ,учебник И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина « География». Начальный курс:5 класс - М. : Дрофа , 2013., атлас по географии,Энциклопедия «Планета Земля».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: Настроить на работу, вызвать положительные эмоции, интерес.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Представьте, что ваш младший брат спросил, что у «Земли внутри?»Что вы ему ответите?

  2. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге.

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

Глина.

Он очень ужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Песок.

Он черный и блестящий,

Помощник настоящий:

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Уголь.

Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца. (Гранит.)

3.Происхождение метаморфических пород:

• из известняка образовался…….

• из глины …….

• из гранита …….

К терминам из левой колонки подберите определение из правой

1.Осадочные породы А. Твердая оболочка Земли.

2. Магматические породы. Б. Горные породы, из которых в основном

состоит литосфера.

3. Мантия. В. Горные породы обломочного,

органического и химического

происхождения.

4.Метаморфические Г. Часть земного шара, твердая и одновременно

породы. пластичная, раскаленная.

5. Земная кора. Д. Горные породы,

измененные в условиях огромного давления и высокой температуры.

Какая из пород:

А. Базальт 1. Метаморфическая.

Б. Кварцит . 2. Осадочная, химического происхождения.

В. Каменная соль 3. Составляет нижний слой литосферы.

Г. Каменная соль 4. Осадочная органического происхождения.

  1. Используется для получения электроэнергии.

  2. Широко применяется в строительстве.

  3. Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого песчаника.

  4. Является сырьем для изготовления соды.

  1. Изучение нового материала.

  1. Прослушать сообщения и попытаться объяснить, что же описывают очевидцы:

Координатор первой группы читает сообщение: отрывок из воспоминаний А.М.Горького, который 28 декабря 1908 года находился в Итальянском городе Мессина и был свидетелем одного из явлений природы.

«В пять часов двадцать минут земля вздрогнула; её первая судорога длилась почти десять секунд: треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

Качались стены, срываясь падали потолки, посуда, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы. Земля тихо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины - как будто в глубине проснулся и ворчал дремавший червь, - слепой он полз там, в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных.

Подземный гул, грохот камней, визг дерева заглушают вопли о помощи, крики безумия, стоны раненых…

Люди и камни смешиваются в кучи, и всё чаще, всё сильнее дрожат дома, церкви. Их режет под основание какая - то невидимая коса - ничто не может устоять под её гигантскими взмахами... »

Координатор второй группы читает:

«20 февраля 1944 года крестьянин Дионисио Пулидо из деревни Парикутии, что находится в западной части Мексики, в поле над маисовой плантацией заметил столб дыма, поднимающийся из узкого отверстия поперечником около 7 см. Пулидо подумал, что он по рассеянности зажег огонь, и, решив исправить свою "небрежность", придавил отверстие камнем. Но дым поднимался все сильнее. Обеспокоенный Пулидо сообщил о страшном явлении в ближайший город. Спустя 3 часа на место происшествия прибыла комиссия. Она увидела отверстие глубиной 9 м, из которого поднимались густые клубы темного дыма.К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твердой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц - кончая глыбами, поперечник которых был до 15м. Только за первые три дня возникла коническая гора высотой 138 м. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 м.»

Какие явления природы произошли?Почему вы так думаете?

К доске вызываются два ученика, они получают конверты с карточками, из которых составляют название темы урока «Землетрясения, вулканизм»

Зачем нам это надо знать?

Совместно учащиеся формулируют цель изучения темы и составляют план работы.

2.Познакомиться с текстом параграфа 21. А какие ключевые моменты обращают наше внимание?

Что они означают?

Землетрясения

Очаг, ит.д..

Вулканы

Жерло,…

3.Работа с компьютером. Диск «География 5 класс»

-Просмотреть ролик сделать выводы. Вопросы для групп:

Что такое Землетрясение? Какие они бывают?( одна группа работает с энциклопедией «Планета Земля» другая - с материалами учебника)

Что такое вулканы ? Какие они бывают?

Что их объединяет?, в чем различие?

4.Работа с картой.

- Задание. Придумайте, какими условными знаками можно обозначать зоны землетрясений и вулканы на карте. Поясните свой выбор.

- Обозначьте на карте вулканы: Везувий,Гекла, Кракатау,Ключевская Сопка, Орисаба,Килиманджаро, Котопахи,Этна.

-По одному представителю от каждой группы на карте у доски обозначает вулканы самоклеющимися значками.

5.Физкультминутка.

Снимаем фильм-катастрофу про землетрясение. Сначала мы его чувствуем только пальцами ног, оно легкое. Начинает усиливаться, и мы уже чувствуем его коленями, оно еще усиливается, но мы пытаемся устоять, у нас уже почти не получается.Но тут начинает извергаться вулкан. Нам нельзя дышать , чтобы не отравиться газами, задержали дыхание..5-4-3-2-1… СТОП..СНЯТО. Всем спасибо, занять свои места.

6.Задание в тетради .

Схематически изобразите вулкан , подпишите его части.

Потом открыть стр.100 учебника для самопроверки.

7.Работа с таблицей учебника.

Какие явления принесли больше жертв? Почему? Какое ваше мнение?

8.Рассмотреть картину К.Брюллова «Последний день Помпеи»

-Какие чувства вызывает картина?

-Что на ней изображено?

- Были ли у людей шансы на спасение?

4. Закрепление учебного материала.

-С помощью диска выполнить задания «вулканы Камчатки», «Проверь свои знания».

-Назвать причины возникновения землетрясений и вулканов.

-Какие бы рекомендации вы дали своим сверстникам, проживающим в сейсмически активных районах земли, во время землетрясения.(разрабртка плана рекомендаций в группах).

-мини-соревнование в группах Решение кроссворда на скорость


1. Грозное природное явление, возникающее при внезапном смещении двух участков плит.

2. Место наибольшего разрушения поверхности Земли.

3. Расплавленное вещество мантии.

4. Гора, в верхней части которой имеется углубление, а в толще проходит канал.

5. Районы, где особенно часты землетрясения.

6. Вулкан, склон которого пологий.

7. Канал в толще вулкана.

8. Вулкан, извергающийся более или менее регулярно.

9. Углубление в верхней части горы.

10. Действующий вулкан на дне океана.

11. Вулкан, извержение которого прекратились совсем.

12. Вулкан, имеющий форму конуса.

Урок географии в 5 классе Землетрясения.Вулканизм.

Когда команды готовы, проверяем с помощью слайда на доске.

Урок географии в 5 классе Землетрясения.Вулканизм.

Подведение итогов. Все ли пункты намеченного плана мы выполнили?

Рефлексия.

На доске нарисовано 3 смайлика : грустный , нейтральный.и веселый .Детям предлагается приклеить стикеры на один из них , если все понял, было интересно на уроке - на веселый , если ничего нового и интересного не было на уроке - то на нейтральный, а если что-то не понял, или что-то не понравилось - на грустный.

Домашнее задание: параграф 21,ответить на вопросы, придумать модель вулкана и землетрясения.



© 2010-2022