- Преподавателю
- География
- Цикл уроков по географии на тему Литосфера (6 класс)
Цикл уроков по географии на тему Литосфера (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калашник А.Н. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цикл уроков в пределах темы «Литосфера» 6 класс.
Урок 1.
Тема: Внутреннее строение Земли. Понятие «литосфера».
Цель: Сформировать у учащихся первичные знания о строении Земли и о литосфере; развивать умение учащегося работать с атласом и учебником; способствовать развитию у учащихся компетентностей: информационной и коммуникативной.
Оборудование: атласы, схема «Строение земной коры», схема «Внутреннее строение Земли», учебники.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
-
Организационный момент -1 мин.
-
Актуализация опорных знаний -4 мин.
-
Мотивация учебной деятельности - 4 мин.
-
Изучение нового материала - 20 мин.
-
Закрепление -7 мин.
-
Итог урока -6 мин.
-
Домашнее задание -2 мин.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
«Интеллектуальная разминка»
-
-Что вы узнали о Земле из темы "Вселенная"?
-
Что вам известно о происхождении Земли?
Игра "Верю- не верю"
-
Верите ли вы, что Земля- третья планета от Солнца?
-
Верите ли вы, что ближайшие к Земле планеты Венера и Марс?
-
Верите ли вы, что ученым известно все о внутреннем строении Земли?
-
Верите ли вы, что сквозь кратер потухшего вулкана можно добраться до центра Земли?
-
Верите ли вы, что можно предсказать землетрясение?
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вы обратили внимание на 3 последних вопроса нашей Игры?
Проблемный вопрос. Как вы думаете почему человечеству необходимо изучать внутреннее строение Земли?
(Мозговой штурм)
-
Изучение нового материала
-
Вступительное слово учителя о представлении древних о внутреннем строении Земли.
-
Беседа с использованием схемы «Внутреннее строение Земли» в атласе и тексте учебника.
Вопросы:
-
Как называется 1-й слой от поверхности Земли до глубины 5-80 км?
-
Под верхним слоем до глубины 2000 км залегает более плотное, но пластичное вещество. Как называется этот слой?
-
Под мантией Земли расположен слой понижающей вязкости. Что это за слой?
-
Используя схему: "понятие= определяющее слово+ признаки", скажите, что такое литосфера?
-
Работа в парах:
Используя схему "строение земной коры" расскажите своему соседу по парте о строении земной коры. Выделите общее и отличительное в строении материковой и океанической земной коры.
-
Закрепление изученного материала.
Игра «Микрофон»
Учитель предлагает понятие, выученное на уроке, а учащиеся, передавая друг другу условный микрофон, называют его признаки или дают определение.
Игра «Географический кросс».
Дополните фразы:
-
Материкова земная кора состоит …………..
-
Океаническая земная кора состоит…………….
-
Земная кора имеет толщину……………………
-
Литосфера переводится………………………..
-
Подведение итогов урока.
-
Выполнены ли задачи поставленные перед уроком?
-
Что мы узнали на уроке?
-
Выставление оценок активно работающим учащимся.
-
Домашнее задание.
§10 учебника проработать.
Выучить понятия.
Составить 5 вопросов к прочитанному.
Урок 2.
Тема: Внутренние процессы, обуславливающие изменения земной коры.
Цель: Формирование у учащихся первичных знаний о литосферных плитах и видах их движений; развивать умение учащегося работать с картами и схемами атласа и учебника; продолжить формирование у учащихся основных жизненных компетентностей: информационной и коммуникативной.
Оборудование: карты и схемы атласа, физические карты Украины, мира, картины, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
-
Организационный момент -1 мин.
-
Актуализация опорных знаний -11 мин.
-
Мотивация учебной деятельности - 2 мин.
-
Изучение нового материала - 21 мин.
-
Закрепление новых знаний -5 мин.
-
Итог урока -4 мин.
-
Домашнее задание -1 мин.
Содержание урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
«Опрос-эстафета» (учащиеся обмениваются вопросами, подготовленными дома)
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя.
-
Почему в Голландии идет "война с морем"?
-
Ростут ли горы?
-
Где и почему бывают землетрясения?
-
Изучение нового материала
-
Работа с атласами.
Рассмотрим схему «Внутренние силы Земли»
Задание: Работа со схемами атласа и текстом учебника подготовьте «шпаргалку».
-
Виды движений литосферных плит.
Один из вариантов.
Подготовьте вопросы к "Шпаргалке"
-
Работа с учебником.
Прочитайте раздел параграфа о землетрясениях. Сформулируйте способы, как можно предвидеть землетрясения.
-
Закрепление изученного материала.
Тестирование «Экспресс»
-
Блоки, из которых состоит литосфера называют
а) подземные;
б) литосферные плиты;
в) материки.
-
Быстрые разрывные движения литосферных плит- это:
а) цунами;
б) дрейф континентов;
в) землетрясение.
-
В результате столкновения литосферных плит на суше, бывают:
а) впадины;
б) горы;
в) моря.
-
Самые сильные разрушения во время землетрясений бывают:
а) в эпицентре;
б) в очаге землетрясения;
в) в мантии.
-
В Украине наиболее вероятны землетрясения:
а) на севере;
б) в Карпатах, Крымских горах;
в) на востоке.
-
Проверка и подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
§ 11 учебника.
Определить абсолютную высоту вулкана Килиманджаро, его географические координаты.
Урок 3.
Тема:. Внешние силы Земли, обусловливающие изменения земной коры
Цель: Углубить систему знаний уч-ся о литосфере; закрепить умение уч-ся работать со схемами, текстом учебника; обобщить умения учащихся систематизировать знания, формировать жизненные компетентности, работая с источниками информации и в группах.
Оборудование: атласы, учебники, картины физическая карта полушарий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
1. Географическая разминка «Вулкан».
Примеры вопросов:
Используя карты атласа, ответьте:
-
Самый высокий действующий вулкан Земли;
-
Вулкан Антарктиды;
-
Высочайший вулкан Африки;
-
Вулкан, которому поклоняются японцы;
-
Вулкан, что "не состоялся" в Крыму;
-
Материк, где нет вулканов
2. Взаимопроверка.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с внутренними силами Земли, мф узнали- они могут и созидать и разрушать. Сегодня мы познакомимся с внешними силами Земли и ответим на вопрос: каким образом они действуют, какую работу выполняют?
-
Изучение нового материала
«Творческая лаборатория»
(работа в группах)
Используя § 12 учебника и дополнительную литературу, предложенную учителем, дайте характеристику внешних сил Земли:
1 группа - выветриванию
2 группа - работе воды
3 группа - работе подземных вод
4 группа - работе ветра
5 группа - работе ледников и т.д.
План характеристики
-
Название процесса.
-
Виды работы, какую выполняет процесс.
-
Формы рельефа, что возникают.
-
Возможные негативные процессы.
-
Способы борьбы с негативными процессами.
Время-10 минут, после чего каждая группа выступает с развернутой характеристикой изученного процесса.
-
«Конкурс вопросов».
Каждая группа составляет по 2-3 вопроса, связанных с процессом, который она изучала. Группы обмениваются вопросами.
-
Закрепление изученного материала.
Работа с блок-схемой (рис.31 стр.65)
-
Итог урока.
-
Внешние силы Земли- это……….
-
Они выполняют такую работу…….
-
Домашнее задание.
§ 12 учебника.
Подготовить "шпаргалку".
Урок 4.
Тема: Минералы и горные породы, что составляют земную кору.
Цель: Формировать у уч-ся представления о минералах и горных породах, о их происхождении; формировать у уч-ся первичные умения различать горные породы и минералы по внешним признакам, воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов, учебники, физическая карта Украины, атласы, таблица..
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
Игра «Географическая разминка».
Учащиеся задают вопросы домашнего задания и отвечают, используя «шпаргалку».
Игра «Зеленый крокодил».
Изобразить без слов процессы:
-
выветривание;
-
эрозия;
-
пещеры;
-
овраг;
-
дюны (барханы) и т.д.;
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Камни, что окружают нас одно из удивительных творений природы. Неправда, что камни «молчат». Они могут «рассказать» о многом на Земле. Да и сами они разные (Демонстрация образцов из коллекции) Сегодня на уроке мы научимся «слушать» и «понимать» камни.
-
Изучение нового материала
-
Работа с текстом учебника.
-
Выписать понятия «минералы», «горные породы»;
-
Подобрать примеры к ним (2-3);
-
Составить таблицу
Происхождение горных пород и минералов.
Горные породы
Магматические
Осадочные
Метаморфические
Условия образования
Основные свойства
Примеры
2. Проблемный вопрос.
А. Что такое полезные ископаемые?
Б. На какие группы они делятся?
-
Работа с физической картой Украины.
Какие виды полезных ископаемых есть на территории Украины, разделите их на группы в схему:
Полезные ископаемые Украины
Топливные:
уголь;
нефть.
Рудные:
Железная руда;
Марганцевая руда
Нерудные:
песок соль
глина сера
(демонстрация коллекции горных пород и минералов)
-
Закрепление изученного материала.
Условные знаки полезных ископаемых Украины (работа с картой).
-
Итог урока.
Заключительное слово учителя о геологии.
-
Домашнее задание.
§ 13 учебника.
Составить кроссворд "Литосфера"
Урок 5.
Тема: Основные формы рельефа Земли.
Цель: Систематизировать знания учащихся о литосфере путем изучения основных форм рельефа Земли; развивать умение составлять комплексную характеристику равнин; воспитывать познавательный интерес у уч-ся, продолжение работы по формированию информационной и коммуникативной компетентности уч-ся.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Украины, атласы, учебники, карточки..
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
-
Фронтальная игра «Третий лишний».
Горные породы и минералы по происхождению.
-
гранит, гнейс, слюда;
-
уголь, базальт, гранит;
-
мрамор, кварцит, гранит;
-
песок, галька, мел;
-
соль, торф, известняк.
-
Допишите логическую цепочку:
а) - →, →,……, ……., ………, (рудные)
б) -- →, →,….., ……., (химические)
в) - →, →,……, ……., ………, (топливные)
г)- - →, → , …….., ……..,…… (строительные)
-
Покажите на карте полезные ископаемые страны.
Самооценка знаний учащихся.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
«Проблемный вопрос».
Почему на Земле одни участки простираются на тысячи километров равнинами, а другие - подносятся в виде острых пиков?
-
Изучение нового материала
Работа с учебником.
Задание 1. Найдите и запишите определение понятия «равнины».
Задание 2. Составьте схему классификации равнин по высоте.
Равнины
Низменности
От 0м до 200 м
Возвышенности
От 200 м до 500 м
Плоскогорья
От 500 м и выше
Работа с атласом.
Найдите название равнины на физической карте Украины и мира.
Игра «Путешествие»
Совершите воображаемое путешествие на равнины (по группам) и дайте характеристику географического положения равнин.
План.
-
Название равнины.
-
Протяженность с севера на юг и с запада на восток.
-
Средние и максимальные высоты.
-
С какими географическими объектами граничит.
-
Обозначьте равнины на контурной карте.
-
Закрепление изученного материала.
1) Как на карте изображаются а) низменности;
б) возвышенности;
в) плоскогорья.
2) Какие основные понятия мы изучили сегодня.
-
Итог урока.
Заключительное слово учителя.
-
Равнины различаются по высоте и по происхождению. А также по внешнему виду…….
-
Домашнее задание.
§ 14 учебника, географическая номенклатура.
Урок 6.
Тема: Рельеф дна Мирового океана.
Цель: Систематизировать знания учащихся о литосфере путем изучения рельефа дна Мирового океана; развивать умение коллективного труда, отстаивать собственную точку зрения.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины..
Тип урока: урок изучения нового материала..
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
Игра «О, счастливчик!»
1). Используя карты атласа расположите горы по высоте от меньшей к большей: Кавказ, Карпаты, Альпы, Уральские, Памир, Анды, Крымские, Кордильеры.
2). Назовите материки, на которых расположены равнины: Бразильское плоскогорье, Великие равнины, Восточно-Европейская, Причерноморская, Амазонская низменности.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Дно Мирового океана и сегодня для многих - тайна. Еще немало предстоит сделать, чтобы раскрыть её. Рельеф дна Мирового океана очень разнообразен и интересен.
Представим себе ситуацию, что на дно океана опустились исследователи, что они там увидят, вы и расскажите, потому что вы и будете этими исследователями.
-
Изучение нового материала
Дети делятся на группы:
-
Теоретиков;
-
Художников;
-
Писателей - фантастов;
-
Туристов (подводных).
Через 20 минут каждая группа выступает с сообщением (в группу «теоретиков» включаются «сильные» учащиеся, которые консультируются по основным понятиям).
Теоретики - отчет о рельефе дна Мирового океана, включая понятия «шлейф», «материковый склон», «ложе», «подводные хребты», «глубоководные желоба».
Художники - показывают эти элементы рельефа дна на схеме.
Писатели - составляют небольшой рассказ- зарисовку о дне Мирового океана.
Туристы - подготовили вопросы по всему, что увидели на дне.
Например: «Во время нашей подводной экскурсии мы видели горы с плоскими вершинами. Это очень красиво. Что это?» (Гайоты)
Учитель: А как показан рельеф дна Мирового океана на карте океанов или физической карте полушарий?
Учащиеся находят шкалу глубин. Тренировочное упражнение по карте на определение глубины.
-
Закрепление изученного материала.
Игра «Географический кросс»
Дополните ответ:
-
Прибрежная донная равнина с глубиной до 200 метров- ……. (шлейф)
-
Узкие впадины с крутыми склонами на дне- …..(глубоководный желоб)
-
Подводные горы с плоскими вершинами- ….. (гайоты) и т.д.
-
Итог урока.
-
Вопрос для всех. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какая группа выступила лучше?
-
Домашнее задание.
§ 15 учебника.
Задание по контурной карте. Нанести и подписать географические объекты: хребет Ломоносова, Марианский желоб, Срединно- Атлантический хребет.
Обобщающий урок по теме «Литосфера» можно провести в форме телевизионной игры «Слабое звено».