Рабочая программа по географии ФГОС (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. Александра Демина ст. Чепигинской муниципального образования Брюховецкий район









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии

Уровень образования, класс - основное общее образование , 5 класс

Количество часов - 34

Учитель - Лепешкина Марина Анатольевна







Программа разработана на основе рабочей программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2015.// Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И.Алексеев. О.А. Климанова, В.В.Климанов, В.А.Низовцев.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии соответствует ФГОС ООО. Составлена на основе авторской программы География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа, 2015.//Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И.Алексеев. О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А. Низовцев.

Содержательный блок «География Земли». 5-9 классы состоит из курсов: «Землеведение» 5-6 классы, «Страноведение» 7 класс.

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории. Знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды;

- подготовка учащихся к решению многих проблем политических: экономических, социальных, экологических;

- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, своей страны и «малой родины».

Основные задачи:

- формирование географической картины мира и общей культуры;

- формирование географического мышления, ведения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

- осознание единства природы хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважение к другим народам и культурам.

В базисном учебном плане на изучение курса «Землеведение» 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:

социально - личностные компоненты:

подготовка учащихся быть адекватными окружающей действительности, соответственно, формирование личностной ценно - поведенческой линии школьника - гражданина в сфере жизнедеятельности;

выработка геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование ценностного отношения к окружающей среде;

общекультурные компоненты:

формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем;

умелого применения знаний и навыков в практической деятельности, в том числе природопользовании;

Описание места учебного предмета в учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии в 5 классе отводится 34ч (1ч в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир»,включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в общей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения предмета географии.

В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:

личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека,

метапредметные результаты:

- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу с помощью технических средств;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, социального взаимодействия;

- умение оценивать собственные поступки и поступки других людей, работать в коллективе и выполнять различные социальные роли.

предметные результаты:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;

- овладение практическими умениями для определения характеристик компонентов географической среды и ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как «язык» международного общения;

- овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование и умение навыков использование географических знаний для оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания безопасности окружающей среды, соблюдение мер безопасности в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание учебного предмета.

Содержание авторской программы не изменено, количество часов на отдельные темы увеличено за счет резервного времени:

5 класс - Тема 2. Облик Земли- 1 час; Тема 6.Гидросфера- 1 час; Тема 7. Атмосфера- 1 час;

№ п/п

Разделы, темы

Примерная, авторская программа ( часы)


Рабочая программа

( часы)


1


Раздел I. Как устроен наш мир

9


10


1.1

Тема 1. Земля во Вселенной

5

5

1.2

Тема 2. Облик Земли

4

5

2

Раздел II. Развитие географических

знаний о земной поверхности

8


8


2.1

Тема 3. Изображение Земли

2

2

2.2

Тема 4. История открытия и освоения Земли

6

6

3

Раздел III. Как устроена наша планета


14

16

3.1

Тема 5. Литосфера

5

5

3.2

Тема 6. Гидросфера

3

4

3.3

Тема 7. Атмосфера


3

4

3.4

Тема 8. Биосфера


2

2

3.5

Тема 9. Природа и человек


1

1


Итого

31

34



Так как на каждом уроке осуществляется практическая направленность обучения, предложенные автором практические работы будут выполнены в полном объеме, поэтому в планирование внесены оценочные практические работы: 5 класс - 5 работ.


№ п/п

Класс

Название практической работы

Кол-во

1

5 класс



1.1


Глобус как источник географической информации

1

1.2


Записки путешественников и литературные произведения-источники географической информации

1

1.3


Работа с коллекцией горных пород и минералов

1

1.4


Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдения за погодой

1

1.5


Экскурсия в природу

1


Итого:


5


Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля- обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна- спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля- планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч+1)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

приводить примеры географических следствий движения Земли;

определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков.

Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения- источники географической информации.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту;

производить простейшую съемку местности;

работать с компасом, картой;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч+1)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера- кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч+1)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)

Биосфера- живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?

Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», биосфера»,«биологический круговорот»;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

обозначать на контурной карте географические объекты;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферного давления, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

описывать погоду своей местности;

вести простейшие наблюдения элементов погоды;

вести полевой дневник.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов;

составлять простой и сложный план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

оценивать работу одноклассников;

выявлять причинно следственные связи;

анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе;

опытом участия в социально значимом труде;

целостным мировоззрением;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

основами экологической культуры.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

1.География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой). М.:Дрофа,2015

2.География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова). М.: Дрофа, 2015

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова). М.: Дрофа, 2015

Технические средства

1.Компьютер

2.Мультимедиа-проектор

3.Интерактивная доска

Учебно-практическое и лабораторное оборудование


1.Картотека с заданиями для организации самостоятельной работы обучаемых, проведения контрольных работ.

Демонстрационные пособия

1.Комплект географических карт

2.Глобусы

3.Коллекция горных пород

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические

  • карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

Оценка уровня подготовки обучающихся 5 классов по географии

Важнейшей составной частью ФГОС ООО являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных, предметных) к системе оценивания. Требования к результатам образования по географии относятся к типу не подлежащих формализованному итоговому контролю и аттестации.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

4. Ответ самостоятельный.

5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

9. Понимание основных географических взаимосвязей.

10. Знание карты и умение ей пользоваться.

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Полностью не усвоил материал.

© 2010-2022